Методическая разработка практического занятия на тему Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе Д.


ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
Методическая разработка практического занятия
тема: «Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе Д »
ПМ 02. «УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ»
МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушении здоровья»
Раздел «Сестринский уход в педиатрии»
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Самара 2015
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
Печатается по решению Методического совета ГБПОУ СПО «Самарского медицинского колледжа им. Н. Ляпиной».
Разработано преподавателем сестринского ухода в педиатрии Савельевой Е.Г.
Рассмотрено на заседании ЦМК сестринского дела №___ от «__» ____ _____
Председатель ЦМК сестринского дела Андреева Е. В. ___________
Утверждено на заседании методического совета от «__» __________ _______
Пояснительная записка
Данная тема изучается при освоении раздела «Сестринский уход в педиатрии» МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушении здоровья» на 3-м курсе студентами специальности «Сестринское дело».
Выбор темы практического занятия для будущих сестер обусловлен тем, что по данным ВОЗ рахит это одно из самых распространенных заболеваний детей раннего возраста. Знание этиологических факторов, клинической картины, принципов лечения и способов профилактики необходимы для последующей профессиональной деятельности медицинской сестры.
На усвоение материала отводится 1 лекция и 1 практическое занятие.
Тема занятия: «Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе Д »
I. Общедидактическая цель: приобретение умений по уходу за пациентами с заболеваниями фосфорно-кальциевого обмена, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации и формирование профессиональных компетенций:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
2. II. Тип занятия: практическое занятие
III. Образовательная технология: критическое мышление, ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
IV. Цели занятия:
1) образовательная: способствовать развитию навыков профессиональной деятельности, направленных на сохранение здоровья пациентов детского возраста;
2) развивающая:
создавать условия для развития исследовательских умений студентов, способности к распределению внимания;
способности к анализу, синтезу, классификации, систематизации;
умения составлять и понимать схемы, делать выводы;
формирования общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
3) воспитательная:
создавать условия для формирования способности к критическому мышлению;
формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре, группе;
формировать общие компетенции:
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
V. Целеполагание - прогнозируемый результат:
расширение знаний по теме;
формирование профессиональных компетенций
умение высказывать свою точку зрения и понимать чужие;
умение оценивать результаты своего труда, давать самооценку.
VI. Контроль за деятельностью студентов будет осуществлен через составление таблицы, представления презентации, тестирования, решения ситуационных задач с составлением плана ухода.
VII. Этапы работы:
Вызов – вызов интереса к теме. Актуализация знаний, мотивация, поиск связи между знаниями, полученными на предыдущих занятиях и новым материалом.
Этап осмысления – осмысление новой информации в том числе и в виде обсуждения: каждый должен высказаться, каждый должен быть услышан. Важно умение донести свою точку зрения до каждого, а также воспринимать то, что непонятно,фиксировать совпадающие моменты.
Рефлексия – осмысление того, что узнали по данной теме. Новые знания встраиваются в общую систему знаний.
VIII. Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения темы:
1) студент должен знать:
понятия «рахит», «спазмофилия», «гипервитаминоз Д»
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики и оказания сестринской помощи при рахите, спазмофилии и гипервитаминозе Д
формы выпуска, пути введения препаратов витамина Д
виды, формы и методы реабилитации детей с рахитом;
2)студент должен уметь:
оценить состояние костно-мышечной системы грудного ребёнка
определить размер большого родничка ребенка
подготовить пациента к исследованию мочи по Сулковичу
подготовить пациента к биохимическому методу исследования
осуществлять сестринский уход за пациентом при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе;
осуществлять реабилитационные мероприятия по профилактике остаточных явлений при рахите,
проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа у детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента.
Межпредметные связи: ПМ Профилактическая деятельность, МДК 01.01 Раздел: «Здоровый ребёнок»
Внутрипредметные связи:
предыдущие темы: «Сестринский уход при асфиксии, родовых травмах и ГБН»
последующие темы: «Сестринский уход при аномалиях конституции у детей».
Оснащение занятия: ТСО, УМК по данной теме, муляжи, предметы ухода.
Используемые технические средства обучения: проектор, ноутбук

Литература:
Ежова, Н. В. Педиатрия. – Минск.: Высшая школа, 2012. – 347 с.
Маковецкая, Г.А. Ребёнок от рождения до юности. / Г.А. Маковецкая, Л. И. Захарова, Т. И. Струкова. –М.: Медицина, 2011. – 281 с.
Шабалов, Н.П. Детские болезни. - СПб. : Сотис 2009г. – 406 с.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Этап
Название Содержание Время, мин
1.Организационный момент Приветствие.
Проверка готовности к занятию.
Подготовка оснащения: муляжи ребенка, средства по уходу, пеленки, дезрастворы, сантиметровая лента, перчатки, детское питание, препараты витамина Д 5
2.Целеполагание и мотивация Формулировка темы и целей занятия.
Тема: Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз Д.
Цель: способствовать развитию навыков профессиональной деятельности, направленных на сохранение здоровья при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, развитие исследовательских умений студентов 5
3.Актуализация знаний Создание условий для усвоения нового материала на основе уже имеющихся знаний.
Просмотр фрагмента видеофильма «Рахит и витамин Д».
Организация работы по заполнению таблицы «Знаю – узнал - хочу узнать» после просмотра фильма «Что вы знаете о рахите? (высказывания детей)»
Обсуждение таблицы 30
4.Усвоение и систематизация нового материала Проведение фронтального опроса (Вопросы для опроса в Приложении 2)
Проверка домашней самостоятельной работы «Фармакологическая таблица»
Проверка домашней самостоятельной работы – презентаций и буклетов на темы «Рахит», «Спазмофилия», «Гипервитаминоз Д».
Просмотр фрагмента видеофильма «Рахит и витамин Д»
Предложение заданий:
Задание 1. «Оформить таблицу «Организация сестринского ухода при спазмофилии»
Задание 2. Заполнить схему «Гипервитаминоз Д» и составить план рекомендаций по профилактике гипервитаминоза Д 40
5. Моделирова-ние клинической ситуации. Отработка навыков. Проведение ролевой игры «На приеме у участкового педиатра»
Просмотр видеоролика «Массаж и гимнастика для детей грудного возраста»
Показ манипуляции «Осмотр и определение размеров большого родничка у детей грудного возраста»
Проверка навыка «Осмотр и определение размеров большого родничка у детей грудного возраста» 45
6. Самоанализ Создание условий для ответа на вопрос «Какую новую информацию они получили после изучения темы?»
Заполнение таблицы «Знаю – узнал - хочу узнать» до конца или устное сообщение о том, какую информацию студенты освоили.
Индивидуальная работа и работа в группе (по цепочке).
Тестирование 35
7. Подведение
итогов урока Подведение итогов занятия, самооценка работы студентами.
Комментарий выставленных оценок 15
9. Домашнее задание Сообщение темы следующего занятия, задание на дом: составить тест по этой теме и заполнить фармакологическую таблицу 5
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
«Дневник исследователя»
ЗНАЮ УЗНАЛ ХОЧУ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Приложение 2
Вопросы для фронтального опроса по теме: «Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе Д»
Что это такое рахит? Причины и предрасполагающие факторы.
Почему недоношенные дети болеют чаще?
Зависит ли тяжесть рахита от характера вскармливания и видов прикорма?
Влияют ли условия жизни и климат на развитие заболевания?
Почему чернокожие дети болеют рахитом чаще?
Какова клиника рахита в начальный период и в период разгара?
Перечислите основные принципы лечения рахита.
Назовите основные принципы неспецифической профилактики рахита.
Назовите основные принципы специфической профилактики рахита.
Что такое спазмофилия? Причины и предрасполагающие факторы.
Назовите формы спазмофилии.
Какие симптомы скрытой спазмофилии Вы знаете?
Приложение 3
Фармакологическая таблица по теме: «Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе Д».
Название препара-та Группа Фармакологическое действие Пока-зания Противо-показания Форма выпуска Побочные действия
Эталон ответа к фармакологической таблице по теме: «Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе Д».
Название препара-та Группа Фармакологическое действие Пока-зания Противо-показания Форма выпуска Побочные действия
Rp: Sol. Ergocalciferoli oleosae 0.125% 10,0
DS. По 1 капле 1 раз в 3 дня Вита-мины Регулирует обмен кальция и фосфора в организме, содействует их всасыванию в кишечнике и отложению в костях Профилакти-ка и лече-ние рахита Гиперкальциемия, заболевания жкт,
печени, почек,
активные формы туберкулеза Раст-вор масляный 0,0625%, 0,125%, 0,5%
Вод-ный При гипервитаминозе возможен кальциноз почек, кровеносных сосудов, легких, мягких тканей
Приложение 4
План сестринского ухода за детьми при рахите
1. Коррекция питания с учетом существующих дефицитов. Первый прикорм вводится на один месяц раньше (овощное пюре). Для второго прикорма рекомендуется гречневая или овсяная каши, приготовленные на овощном отваре. Раньше обычного вводят желток и творог. Вместо питья дают овощные и фруктовые отвары, соки.
2. По назначению врача применяют витамин Д, а также препараты кальция и фосфора (кальций Д3 Никомед, кальция глюконат, фитин, глицерофосфат) и витамины групп В, С, цитратную смесь или сок лимона, способствующие уменьшению ацидоза и его последствий. В разгар заболевания и при остром течении рахита назначают витамин Д в одной из перечисленных форм:
1) видехол — 0,125% масляный раствор холекальциферола (Д3), 1 капля — 500 МЕ;
2) видеин — таблетированный водорастворимый витамин Д2 в комплексе с белком (казеином); драже и таблетки по 500, 1 000, 5 000, 10000 МЕ;
3) витамин Д2 — эргокальциферол —0,125% масляный раствор, 1 капля — 1000 МЕ
3. Лечебная гимнастика, массаж, солевые и хвойные ванны, которые способствуют нормализации деятельности нервной системы, стимулируют обменные процессы в костях и мышцах.
Приложение 5
Таблица «Гипервитаминоз Д»
Определение Причины развития Клинические проявления Диагностика Лечение Уход
Приложение 6
Ролевая игра «На приеме у участкового педиатра»
Вопрос от матери ребёнка: «Ребенку 1 год. В апреле он заболел ОРВИ. Температура 39. При осмотре врачом он заплакал и у него внезапно остановилось дыхание. Врач сказал, что это ларингоспазм – опасное состояние, проявление спазмофилии».
Расскажите, что это такое?
Причина?
Какие еще могут быть формы?
Что делать?
Приложение 7
Алгоритм манипуляции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ БОЛЬШОГО РОДНИЧКА
Цель: оценить физическое развитие.
Оснащение: сантиметровая лента или прозрачная линейка, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка, ручка, бумага.
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Познакомить маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании
Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки Обеспечение инфекционной безопасности
Уложить или усадить ребенка Создание комфортных условий
Выполнение процедуры
Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка в области большого родничка и измерить расстояние от стороны к стороне.Нормальные размеры родничка:2,5x3 см Углы большого родничка переходят в швы черепа, поэтому возможно искажение результатов
Обеспечение достоверности результатов
исследования
Завершение процедуры
Записать результат Документирование результатов исследования
Обеспечение преемственности
Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
Приложение 8
Тестовые задания «Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз Д»
Вариант 1
Выберите правильный ответ:
1.Укажите, какие лабораторные исследования применяются для диагностики рахита:
общий анализ мочи
общий анализ крови
проба по Сулковичу
исследование крови на белковые фракции
2.Укажите, что относится клиническим симптомам рахита:
узелковая сыпь
географический язык
краниотабес
увеличение лимфатических узлов
3. Укажите, какие симптомы относятся к симптомам начального периода:
рахитические четки
беспокойство, потливость
"лягушачий" живот
"куриная" грудь
4. Укажите, какой уход необходимо обеспечить ребёнку при рахите:
водно-чайную паузу
промывание желудка
солевые ванны
постельный режим.
5.Укажите профилактическую дозу витамина «Д»:
З00МЕ
500 МЕ
1000МЕ
2000МЕ.
6.Укажите, что является причиной рахита :
вирус
недостаток железа
недостаток витамина Д
недостаток витамина С.
7. Укажите, что используют для специфического лечения рахита:
витамин Д
глюконат Са
массаж, гимнастика
витамин С
8.Укажите, что является причиной спазмофилии:
инфекция
родовая травма
недостаток железа
нарушение фосфорно - калъциевого обмена
9.Укажите,что относится к проявлениям спазмофилии:
острый ларингит
ложный круп
ларингоспазм
бронхиальная астма
10.Укажите.что используют для лечения спазмофилии:
антибиотики
препараты Са
антигистаминные препараты
сульфаниламидные препараты
Вариант II.
Выберите правильный ответ:
1. Укажите, что характерно для клиники рахита периода разгара:
вялость, дряблость мышц
разболтанность суставов
"лягушачий" живот
все вышеперечисленное
2. Укажите, какой уход необходим при рахите:
водно-чайная пауза
промывание желудка
солевые ванны
постельный режим.
З. Укажите какие органы поражаются в начальном периоде рахита /преимущественно/:
костная система
нервная система
органы дыхания
сердечно-сосудистая система.
4. Укажите факторы, предрасполагающие к развитию рахита:
недоношенность и многоплодие
желудочно-кишечные заболевания
недостаточное пребывание на свежем воздухе
все выше перечисленное.
5. Укажите, какие симптомы возникают в начальном периоде рахита:
отставание в физическом развитии
облысение затылка, аммиачный запах мочи
деформация костей
краниотобес и гипертонус мышц конечностей.
6. Укажите, что является причиной рахита :
вирус
недостаток железа
недостаток витамина Д
недостаток витамина С
7. Укажите, в каком возрасте рахит развивается наиболее часто:
в 2-3 мес.
в 4-8 мес.
в 12 мес.
в 12-18 мес.
8. Укажите, что используют для специфического лечения рахита :
витамин Д
глюконат Са
массаж, гимнастика
витамин С.
9. Укажите, что является причиной развития рахита:
инфекция
родовая травма
недостаток железа
нарушение фосфорно-калъциевого обмена.
10. Укажите, по каким симптомам можно заподозрить развитие спазмофилии у ребёнка 1,5 лет:
беспокойство, шумное дыхание с апноэ
лающий кашель, осиплость голоса
появление пенистых выделений изо рта
судороги конечностей
Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме: «Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз Д»:
Вариант 1:
1.3
2.3
3.2
4.3
5.2
6.3
7.1
8.4
9.3
10.2
Вариант 2.
1.4
2.3
3.2
4.4
5.2
6.3
7.1
8.1
9.4
10.4