Методы психологии. методологические принципы современной психологии


ОГБ ПОУ Шарьинский медицинский колледжМетоды психологии. Методологические принципы современной психологиипреподаватель психологииСозинова Марина Анатольевна Методы психологиинаблюдениетестыопросэкспериментВнутреннееВнешнееСвободноеСтандартизованноеВключенноеСтороннеескрытоеТест-опросникТест-заданиеПроективный тестУстныйПисьменныйСвободныйСтандартизованныйЛабораторныйЕстественныйКонстатирующийФормирующий Методология — система принципов организации теоретической и практической деятельности. Знание некоторых принциповлегко возмещает незнаниенекоторых фактовК. Гальвеций Основными методологическими принципами изучения психики в отечественной психологии являются:Принцип детерминизмаПринцип единства сознания и поведения Принцип системности Принцип развития Принцип личностного подхода Принцип детерминизма - или причинной обусловленности психических явлений, означает, что психические процессы, состояния, свойства определяются факторами внешней действительности. Т.е.:Все психические явления обусловлены деятельностью мозга.При изучении психических явлений необходимо установить причины, их вызвавшиеПсихика определяется образом жизни Принцип единства сознания и поведения -означает, что сознание и поведение не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. С одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он внутренне ее сознает, а с другой — восприятие и отношение к ситуации будут зависеть от того, как субъект поведенчески с ней взаимодействует. Поведение конкретного человека является, по мнению отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, продуктом трёх основных линий развития: эволюционного, исторического и онтогенетического 8Инстинкты - врождённые формы поведения, безусловные рефлексы. Они выполняют функцию сохранения и продолжения рода, возникают в ходе эволюционного развития, необходимы для адаптации в окружающей среде.Научение - результат лично накопленного опыта в процессе обучения и воспитания, совокупность условных рефлексов, которые возникают из безусловных под влиянием меняющихся стимулов окружающей среды.Разумное- интеллектуальное поведение. Человек становится хозяином своей жизни, несёт ответственность за свои слова и поступки.Уровни поведенияПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПРИНЦИП Принцип системности требует рассмотрения психики как сложного единства элементов, каждый из которых требует самостоятельного изучения. Принцип системности предполагает многообразие источников и движущих сил развития человека. 10 Человек- носитель единства природных, социальных, исторических и духовных свойств, система составляющих:1. «индивид»- совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в онтогенезе( изменяющихся с возрастом);2. «индивидуальность»-совокупность свойств, отличающих отдельного человека от других людей, неповторимость, уникальность;3. «личность»-человек как субъект общественно-полезного труда, носитель социальных свойств. Принцип развития (генетический принцип)означает, что психику можно правильно понять и адекватно интерпретировать, если рассматривать ее как продукт развития и в процессе развития.Психика постоянно развивается и изменяется как количественно, так и качественно. Принцип личностного подхода означает изучение психики человека как индивида (а не как представителя биологического вида, социальной группы и т.д.).«индивид»- совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в онтогенезе( изменяющихся с возрастом); Используемая литература:1. Учебник И.В. Островская «Психология для мед. училищ» «ГЭОТАР-Медиа»,2013 2. Учебник О.И. Полянцева «Психология для средних мед. училищ» Р-н-Д, Феникс, 2013 3. Учебник А.М. Руденко, С.И. Сомыгин «Психология для мед. колледжей», Р-н-Д, Феникс, 2015 .Спасибо за внимание!