Программа кружка по краеведению Моя малая родина


КГУ «Шидертинская средняя общеобразовательная
школа отдела образования г. Экибастуза»
«Екібастұз қаласы әкімдігінің білім бөлімінің
Шідерті жалпы орта білім беретін мектебі» КММ
ПРОГРАММА
кружка по краеведению
для 4 класса
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Автор-составитель:
Митюгина Наталья Викторовна,
учитель начальных классов.
Экибастуз, 2014 год
РЕЦЕНЗИЯ
на программу кружка по краеведению для 4 класса «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Составитель: Митюгина Н.В., учитель начальных классов, КГУ «Шидертинская средняя общеобразовательная школа отдела образования г. Экибастуза»
Каждый человек должен знать свой край. Краеведческие знания имеют большую роль с точки зрения подготовки учащихся к трудовой деятельности, помогают осуществлять принцип взаимосвязи обучения с жизнью. Занятия по краеведению дают возможность краеведам лучше изучить и узнать свой край, помогают усваивать школьную программу. Выбранная тема краеведческого кружка актуальна. Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование  ключевых и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения.
Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. Содержание занятий дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.
Программа состоит из пояснительной записки, в которой четко прописаны цели и задачи кружка, знания, умения учащихся, содержание программы. Программа подготовлена для учащихся 4классов и рассчитана на 34 часа, из которых 32 часа отведено на практическую часть. Отрадно отметить, что через всю программу проходит исследовательская и поисковая работа учащихся по заданным темам. Заслуживает внимание развернутое календарно-тематическое планирование. В конце программы имеется достаточно большой список литературы для учителя и учащихся. Программа кружка «Моя малая Родина» подготовлена на научной основе, теоретически и практически значима, программа готова к работе.
Рекомендуется использовать учителям начальных классов.
Содержание
I Программа.Пояснительная записка…………………………………………4
Содержание деятельности…………………………………….5
Ожидаемые результаты…………………………….……….....7
Методические рекомендации………………………………..8
II Примерное календарно - тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование 4 класс……….9
III ЛитератураСписок используемой литературы…………………………………11
Пояснительная записка
Перед современными педагогами в настоящее время строят острые проблемы в воспитании у школьников патриотизма, уважения традиций своего народа, любви к земле на которой родился.
Данный курс решает следующие проблемы:
знакомство с естественно – историческим направлением;
экономическим направлением;
культуроведческое направление;
экологическое направление.
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 4 классу ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.
Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. Содержание занятий дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.
Цели работы:
знакомство детей с историей и географией своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;
развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве;
духовно-нравственное и эстетическое воспитание, формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края.
В программе предусмотрены занятия в классе, прогулки и экскурсии. Учитель может использовать на занятиях следующие образовательные формы: анкетирование, интервьюирование, познавательная беседа, проблемно-ценностная дискуссия, викторина, социально-моделирующая игра, ролевая игра, проектная деятельность. Разработаны 34 занятия кружка.
Содержание деятельности
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения (1 час).
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Раздел 2. «Моя малая родина» (6 часов).
Павлодарская область(2 часа). Экскурсия в краеведческий музей. О чём можно узнать в краеведческом музее (2 часа). Павлодарская область на физической карте (1 час), Район, в котором мы живём (1 час)
Раздел 3. Водные богатства малой родины (4 часа).
Река Иртыш (1 час)
Канал им. К. Сатпаева (1 час)
Экскурсия на насосную станцию Канала им. К. Сатпаева (2 часа)
Раздел 4. Флора и фауна Павлодарской области(1 час).
Какие растения и животные Павлодарской области занесены в Красную книгу
Раздел 5. Полезные ископаемые Павлодарской области (3 часа)
Практическая работа. Рассматривание и определение минералов из коллекции местных полезных ископаемых (1 час)
Экскурсия на щебёночный карьер п. Шидерты. (2 часа)
Раздел 6. Люди разных профессий (7 часов)
Профессии людей нашего посёлка (1 час)
«Кем работать? Чем заниматься?» (1 час)
Встреча с творческими людьми (1 час)
Творчество моими руками (2 часа)
Разучивание песен и стихов о родном крае (1 час)
Составление презентации «Мой край» (1 час)
Раздел 7. Школа, в которой я учусь. (7 часов).
5.1. Гордость школы (3 часа). Школа в посёлке Шидерты. Образование школы. Как выглядела школа раньше. .Учителя и ученики – гордость школы. Где я могу узнать историю своей школы. О чем рассказывают школьные стенды. Встреча с интересными людьми – ее выпускниками.
5.2. Мои родители учились в этой школе…(2 часа). Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
5.3. Экскурсия по школе (1 час).
5.4. Защита проекта «История школы, в которой я учусь». (1 час). Опыт обработки и представления информации об истории своей школы для одноклассников и родителей.
Раздел 8. Мы – экологи (4 часа)
Экологические проблемы нашей местности
Составление воззвания к землякам
Озеленение школьного двора
Экологический поход
Раздел 9. Итоговое занятие. (1 час). Обобщение и систематизация знаний о прошлом и настоящем своей малой Родины и родной школы.
4. Ожидаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать/ понимать:
природу родного края, необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти;
историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, традициях и культуре;
замечательных людей своего населенного пункта, района; 
историю своей семьи.
Учащиеся должны уметь:
определять географические координаты и границы района,
описывать основные этапы развития населенного пункта;
систематизировать информацию о родном крае , о своей семье;
проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать литературу по заданной теме и пользоваться различными источниками краеведческой информации;
оформлять памятки, буклеты, презентации, газеты и др.
5. Методические рекомендации
При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует учитывать не только индивидуальные возможности учеников, но и активно пользоваться опытом их родителей. Только активное взаимодействие со специалистами культурно-образовательных учреждений, организаций поможет реализовать намеченные цели.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование  ключевых и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения.
Раскрывая содержание курса, необходимо исходить из общих научных понятий, по возможности, иллюстрировать их примерами краеведческого характера. В ходе изучения  и в процессе общения, особое внимание следует уделять не только на ее материальную, но и на  эстетическую и нравственную ценность. Занятия могут проводиться не только в школе, но и на базе других организаций, имеющих необходимую материальную базу, источники краеведческой информации.  
Принципы реализации программы:
-системность организации работы по всем направлениям;
-преемственность и опора на достигнутые результаты и сложившиеся традиции;
-массовость;
-общедоступность;
-ориентация на результат;
-учет интересов всех категорий учащихся;
-добровольность и открытость;
-всемерное содействие инициативе.
Календарно- тематическое планирование
(34 часа)
№ Тема урока Форма проведения Базовые понятия Кол-во часов Дата Примечание
По плану По факту Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения (1 час).
1 Введение. Что такое краеведение, основные направления изучения данного курса.
Край, Отчизна, отечество, родимая сторона.
1 Раздел 2 Моя малая родина (6 часов).
2 Знакомство с малой родиной. Павлодарская область.
Путешествие по карте Казахстана Малая родина 2 3 Экскурсия в краеведческий музей
Экскурсия в
г. Экибастуз 2 4 Физическая карта Павлодарской области Практическая работа. На контурной карте отметить: границы области, «соседей»,
крайние точки.(1ч) Географическое положение, районы 1 5 Район, в котором мы живём
Экибастузский район 1 Раздел 3. Водные богатства (4 часа).
6 Река Иртыш Река, приток какого водоема, устье, исток, её составные части, направление течения. 1 7 Канал им. К. Сатпаеваканал 1 8 Экскурсия на насосную станцию канала им. К. Сатпаеваэкскурсия Насосная станция 2 Раздел 4. Флора и фауна Павлодарской области (1 час)
9 Флора и фауна Павлодарской области
Красная книга Казахстана 1 Раздел 5. Полезные ископаемые Павлодарской области (3 часа)
10 Полезные ископаемые Павлодарской области Практическая работа. Рассматривание и определение минералов из коллекции местных полезных ископаемых (1ч)
1 11 Отрасли производства п. Шидерты Экскурсия Щебёночный завод
2 Раздел 6. Люди разных профессий (7 часов)
12 Профессии людей нашего посёлка профессия 1 13 «Кем работать? Чем заниматься?»
дискуссия 1 14 Заочное знакомство (встреча) с творческими людьми. встреча 1 15 Творчество моими руками (придумывание костюма, элементов узоров для данного народа). практикум 2 16 Музыкальная мозаика (разучивание песни и стихов о родном крае) 1 17 Составление презентации
«Мой край» проект 1 Раздел 7. Школа, в которой я учусь (7 часов)
19 Школа в посёлке Шидерты 1 20 Образование школы 1 21 «Люди, прославившие мою школу трудом» Фото-сессия. Встреча со старшим поколением учащихся
1 22 Мои родители учились в этой школе Вернисаж, КТД 1 Традиции школы 1 Экскурсия по школе 1 Защита проекта «Школа, в которой я учусь» проект 1 Раздел 8. Мы – экологи (4 часа)
23 Экологические проблемы нашей местности
экология 1 25 «Защитите будущее» (составление воззвания к односельчанам, землякам) практикум 1 26 Озеленение школьного двора , класса, уборка территории около школы ОПТ 1 27 Экологический поход
поход 1 Раздел 9. Итоговое занятие
28 Итоговая выставка наших лучших работ, выполненных за весь курс, анализ контурных карт. 1 Литература
Интернет - источники:
http://www.pavlodar.gov.kz/http://www.google.ruhttp://www.esosedi.ruhttp://ekibastuz.kz/http://www.resurs.kzhttp://variant.kzЛитература :Ляшенко Е. А.Школа юного краеведа. - Волгоград, 2007
Арцеев Н.М. Учебно-исследовательская работа учащихся. (методические рекомендации для учащихся и педагогов) .Научно-практический журнал «ЗАВУЧ»2011.
Сухин И.Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 2009.