Презентация с комментариями на тему Композиторы эпохи романтизма


Эпоха романтизма в европейской музыкальной культуре
XIX –начала XX века.
В то время как в Европе происходил промышленный переворот, в сердцах европейцев рушились надежды, возложенные на Великую французскую революцию. На смену культа разума, провозглашенного эпохой Просвещения, пришел культ чувств и естественного начала в человеке. Так появился романтизм. (слайд №2)
В музыкальной культуре он просуществовал чуть больше века с 1800 по 1910, тогда как в живописи и литературе его срок истёк на полстолетия раньше. Объясняется это тем, что у романтиков именно музыка считалась наидуховнейшим и наисвободнейшим из искусств.
Характерной чертой для романтического мировоззрения был
резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. С точки зрения романтиков действительность низка и бездуховна. Противоположность действительности – это мечта – нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства – никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. В этот период музыка становится ближе к литературе и театру. Получают развитие песенные жанры, в т. ч. баллада.
Франц Петер Шуберт (1797-1828). (слайд №3)
Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.
Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы. С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца. В 1818 г. он оставил преподавание и всецело занялся творчеством. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте).
Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра.
Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано: 23 сонаты, фантазия «Скиталец», «Экспромты», «Музыкальные моменты» и др. В период с 1814 по 1828 г. написаны 7 месс и «Немецкий реквием» — основные сочинения Шуберта для солистов, хора и оркестра.
Умер 19 ноября 1828 г. в Вене.(слайд №4)
Ференц Лист (1811—1886) (слайд №5)
Родился 22 октября 1811 г. близ города Шопрон (Венгрия) в семье обедневшего дворянина. Музыке обучался в Вене.Выступая в концертах с девяти лет, Лист вначале стал знаменит как пианист-виртуоз.
В 1823—1835 гг. он жил и концертировал в Париже, где также развернулась его педагогическая и композиторская деятельность.
В 1835—1839 гг. Лист путешествовал по Швейцарии и Италии и в этот период довёл своё мастерство пианиста до совершенства.
В своём композиторском творчестве Лист выдвигал идею синтеза нескольких искусств, прежде всего музыки и поэзии. Отсюда основной его принцип — программность (музыка сочиняется на определённый сюжет или образ).
До 1848 г. Оставив концертную деятельность, Лист поселился в Веймаре, приняв должность придворного капельмейстера. В Веймаре были созданы самые значительные произведения Листа: «Фауст-симфония» (по трагедии Гёте), «Симфония к “Божественной комедии”» (по Данте), два фортепианных концерта.
В 1847—1885 гг. Лист написал 19 венгерских рапсодий, призванных донести до европейского слушателя музыку родной автору страны.
В 1865 г. Лист принял сан аббата, но от мира не удалился, а посвятил себя педагогике и оказывал покровительство молодым талантливым музыкантам.
В 1875 г. по инициативе композитора в Будапеште открылась Музыкальная академия (ныне носит его имя). Лист стал её первым президентом и профессором.
Скончался 31 июля 1886 г. в городе Байрёйт.(слайд №6)
Шуман Роберт Александер (1810-1856)(слайд №7)
Родился 8 июня 1810 г. в городе Цвиккау в семье книгоиздателя. Занятия музыкой начал с семи лет.
В 1828 г. поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет, но понял, что юристом не станет. В 1831 г. из-за травмы правой руки должен был отказаться от карьеры пианиста. После этого начал писать музыку и выступать в печати как музыкальный критик.
В 1834 г. он основал в Лейпциге «Новый музыкальный журнал» и до 1844 г. был его главным редактором, издателем и основным автором.В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Один за другим были написаны знаменитые циклы «Вариации» (1830 г.), «Бабочки» (1831 г.), «Карнавал» (1835 г.), «Фантастические пьесы» (1837 г.), «Танцы Давидсбюндлеров» (1837).
В 1840 г. Появляются вокальные циклы «Любовь поэта» (на стихи Г. Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо).
Шуман автор четырёх симфоний.
Счастливая семейная и творческая жизнь композитора была омрачена постепенно развивавшимся психическим заболеванием, ставшим причиной того, что последние два года жизни Шуман провёл в больнице.
Скончался 29 июля 1856 г. в Энденипе близ Бонна.(слайд №8)
Феликс Мендельсон (1809-1847)(слайд №9)
Родился 3 февраля 1809 в Гамбурге, в семье банкира Мендельсона-Бартольди. Будущий композитор получил прекрасное и весьма разностороннее образование.
Подобно Моцарту, Мендельсон уже в раннем возрасте овладел музыкальным мастерством. В десять он уже сочинял свои первые произведения.
С 1829 по 1832 путешествуя по разным городам Европы, Мендельсон разочаровался положением музыкальной культуры.
И Мендельсон принял решение: сразу же по возвращению в Германию заняться просветительской деятельностью!
Пиком его просветительской деятельности явилось учреждение первой немецкой консерватории в 1843 году. В число педагогов консерватории Лейпцига были приглашены самые мощные и выдающиеся композиторские и исполнительские силы, в частности Шуман.
У Мендельсона были довольно-таки натянутые отношения с Берлинской аристократией и правящими кругами, но, несмотря на это, он с огромным удовольствием и вдохновением в сороковых годах начал работать над сочинением музыки к придворным постановкам трагедий Софокла и Расина.
Но эти новые драматические тенденции, увы, не успели получить в творчестве Мендельсона дальнейшего развития. В 1847 году композитор внезапно скончался в возрасте всего неполных тридцати девяти лет в расцвете своей артистической славы и творческих сил.(слайд №10)
Рихард Вагнер (1813-1883) (слайд №11)
Родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге в артистической семье и с детства увлекался литературой и театром. Огромное влияние на формирование Вагнера как композитора оказало его знакомство с творчеством Л. ван Бетховена.
В 1834— 1839 гг. Вагнер уже профессионально работал капельмейстером в различных оперных театрах. В 1839—1842 гг. жил в Париже.
Вплоть до 1849 г. композитор работал капельмейстером и дирижёром Дрезденской придворной оперы. Здесь в 1843 г. им поставлена собственная опера «Летучий голландец», а в 1845 г. — «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге». В Дрездене же написана одна из самых известных опер Вагнера «Лоэнгрин» (1848 г.).
В 1849 г. за участие в революционных волнениях в Дрездене композитор был объявлен государственным преступником и был вынужден бежать в Швейцарию. Там создавались основные его литературные труды, такие, как «Искусство и революция» , «Художественное произведение будущего». В них Вагнер выступил как реформатор — в первую очередь оперного искусства. Его главные идеи можно свести к следующему: в опере драма должна главенствовать над музыкой, а не наоборот; в то же время оркестр не находится в подчинении у певцов, а является равноправным «действующим лицом».
Умер 13 февраля 1883 г. в Венеции.(слайд №12)
Рихард Штраус (1864-1949) (слайд №13)
Родился 11 июня в Мюнхене. Отец его был хорошо образованным учителем музыки и руководствовался классическим принципом обучения: «без основательного знания творчества Баха, Гайдна, Моцарта и Бетховена никто не может стать настоящим музыкантом».
Едва достигнув пятилетнего возраста, Рихард Штраус начал учиться музыке. По окончании гимназии он поступает в университет.
В 1885 году, едва достигнув 20 лет, Штраус становится музыкальным директором мейнингенского ансамбля, а в 1886 году возглавляет мюнхенскую оперу. В 1890 году Рихард Штраус занимает пост дирижера в Веймаре, то есть становится преемником Листа. И, наконец, получает пост директора и главного дирижера берлинского Оперного театра.
Существует значительное расхождение во мнениях относительно роли, которую Штраус играл в Германии после прихода к власти Нацистской партии.
В ноябре 1933 года без каких-либо консультаций со Штраусом, Геббельс назначает его на пост президента Имперской музыкальной палаты. Решение Штрауса написать одноактную оперу День мира в 1938 году, когда вся нация готовилась к войне, было чрезвычайно смелым поступком.Позднее он был привлечён к суду по обвинению в связях и сотрудничестве с нацистами. Приговор был оправдательным.
Рихард Штраус скончался 8 сентября 1949 года в Гармиш-Партенкирхене в Германиив возрасте 85 лет.(слайд №14)
Эдвард Григ (1843 – 1907) (слайд №15)
Родился 15 июня 1843 г. в Бергене в семье дипломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование.
В 1858— 1862 гг. он обучался в Лейпцигской консерватории, а затем в 1863 г. стажировался в Копенгагене у датского композитора Н. Гаде. Здесь же Григ познакомился с Г. X. Андерсеном, на стихи которого написал несколько проникновенных романсов.
Композитор положил в основу своего творчества народные мотивы и стал поистине национальным композитором.
Большое значение для Грига имела дружба с драматургом и поэтом Б. Бьёрнсоном. На его стихи Григ сочинял романсы, на сюжеты пьес Бьёрнсона написал оперу «Улаф Трюгвасон».
В столице Норвегии Григ основалМузыкальное общество (ныне Филармоническое общество) и Музыкальную академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии. К сожалению, через два года академия была закрыта из-за финансовых трудностей.
В 1868 г. Григ создал одно из самых вдохновенных произведений — фортепианный концерт, который называли даже гимном Норвегии.
В родном для Грига Бергене была написана музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Григ считал это произведение «слишком норвежским», однако именно оно принесло ему мировую славу.
Григ скончался 4 сентября 1907 г в родном Бергене.(слайд №16)
Заключение.
Безусловно, композиторы-романтики внесли огромный вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Главное завоевание романтической музыки проявилось в чутком, тонком и глубоком выражении внутреннего мира человека. Именно романтики разработали новый жанр — симфоническую поэму. Чрезвычайно велик вклад композиторов-романтиков и в развитие симфонии, оперы, а также балета.
Музыкальная культура романтизмана рубеже XIX и XXвеков пережила первые признаки кризиса. Но, завершившись как направление, романтизм продолжил жить и в музыке XX века, и в музыке века нынешнего в разных своих составляющих. Прав был Блок, говоря о том, что возникает романтизм «во все эпохи человеческой жизни».