Технологическая карта по изобразительному искусству на тему Портрет в живописи

Урок изобразительного искусства
Класс: 6
Учитель: Тохтобина Наталья Николаевна
Тема: Портрет в живописи.
Тип урока: изучение новых знаний.
Цель: Познакомить учащихся с ролью и местом живописного портрета в истории искусства.
Задачи :
-формировать умение выражать свою эстетическую позицию;
- развивать творческую активность, воображение и навыки работы живописными материалами над портретом;
- воспитывать интерес и уважение к произведениям изобразительного искусства разных эпох и разных народов.
Планируемые результаты:
предметные: научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, строить логически обоснованные рассуждения.
метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.
личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.
Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, групповая.
Оборудование : репродукции картин А. Дерен «Портрет художника Анри Матисса», В.А. Серов «Девочка с персиками», О. Ренуар «Портрет Жанны Самари», презентация «Портрет в живописи», работы учащихся, учебник Изобразительное искусство, 6 класса Л.А. Неменская, карточки с заданием, бумага, акварель, гуашь, кисти.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Организационный момент
- Здравствуйте , ребята. Садитесь.
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно
– Кто, ребята, узнал эти строки? Правильно, это строки из стихотворения Заболоцкого “Портрет”.
Приветствуют учителя.
Садятся на места.
Улыбаются.
Р. Осуществляют самоконтроль.
К. Контролируют свои действия в классе.

2.Мотивация учебной деятельности.

Из представленных картин выберите те, что относятся к жанру портрета. - Как называется картина и кто ее автор

Репродукции картин А. Дерен «Портрет художника Анри Матисса», В.А. Серов «Девочка с персиками», О. Ренуар «Портрет Жанны Самари».
Л. Проявляют интерес к изучению материала.

3.Актуализация ранее изученных знаний.
Тест:
Портрет - это:
изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности;
изображение одного человека или группы людей;
образ определённого реального человека;
все варианты верны.
В каких видах изобразительного искусства создаются портреты?
____________________________________________
При создании портрета, главной задачей художника является:
правдивое изображение модели;
банальное копирование внешности портретируемого - одежда, прическа, украшения;
передача его внутреннего мира, характера.
Разворот головы персонажа в «профиль» - это:
вид спереди;
вид сбоку;
вид пол оборота.
Пропорции- это:
равенство двух отношений;
несоответствие с чем-либо в количественном отношении;
соотношение величин частей, составляющих одно целое.
Какие основные правила построения портрета вы знаете?
На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос?
Если смотреть на голову спереди, то горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно..
Чему равно расстояние между глазами?
Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа?
При изображении сатирических образов человека необходимо чувство:
меры;
злорадства;
правды;
ненависти.
Роль цвета в портрете:
помогает выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму, зрительно уменьшить или увеличить, сузить или растянуть форму;
уничтожает монотонность, меняет зрительное восприятие;
верны все варианты ответов.
Ключи:
г
живописный, графический, скульптурный, фотографический, ювелирный.
а, в
б
в
а) 3, б) посредине головы; в) ширине одного глаза; г)нижняя губа.
а, в
в
Учащиеся выполняют тест.
Р. Осуществляют самоконтроль;
Овладевают умением прогнозировать.
К. Обсуждают и выполняют задание


4.Постановка учебной задачи
- Посмотрите на доску (на обратной стороне доски размещаются живописные портреты) и попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
- Что вкладывает художник в изображение человека?
- В каких техниках художники создают портрет?
- Ребята, какие задачи вы поставите перед собой?

Познакомится с творчеством художников- портретистов;
Научится выполнять портрет различными живописными материалами.
Р. Умение самостоятельно извлекать нужную информацию;
П. Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами.

5.Изучение нового материала.
Ты уже знаешь, что художник использует не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определенного настроения, для поэтического воплощения замысла. Это относится и к портретному изображению людей, ведь звучание цвета раскрывает образ человека. Художники обращались к этому жанру на протяжении всех временем – менялись стили, менялись художественные задачи, менялись приемы и техники. – Анализ картин.
В.А. Серов «Девочка с персиками».
А. Дерен «Портрет художника Анри Матисса».
О. Ренуар «Портрет Жанны Самари».
Вы видите, что в создании цветового образа портрета большое значение имеет цвет фона, его соотношение с цветом лица, волос, одежды.









Учащиеся анализируют репродукции.


П. обобщают образ человека; строят логически обоснованные рассуждения.
К. участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение.
Л.проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции.

Физкультминутка
Учитель показывает движения физкультминутки.
Держим кисточку вот так:       
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз
Побежала наша кисть.
А потом, а потом,
Кисточка бежит кругом.
Закрутилась, как волчок.
За тычком идёт тычок!
Учащиеся выполняют движения за учителем.
Л. Проявляют физическую активность.

6. Практическая деятельность учащихся
Заранее учитель приготавливает рамку для проекта «Автопортрет». Учащиеся рисуют автопортрет.
Подумай, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души человека. (Работа гуашью). В конце урока учащиеся свои портреты приклеивают в рамку. (коллективная работа)
Учащиеся выполняют практическое задание.

Р.выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Л. Самоопределение

7. Итог урока. Рефлексия.
Выставка , анализ и оценка работ учащихся.
«Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
-А сейчас я предлагая выставить свои работы.
Д.З. Каждая группа готовит сообщение по собранному портрету.
Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.
-Учащиеся выбирают для себя соответствующий цвет листа.
К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Л. аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников.


15