Библейские мотивы и числовая символика в романе «Преступление и наказание»


Библейские мотивы и числовая символика в романе «Преступление и наказание» Число три – число Бога Теперь давайте посмотрим, как число три связано с жизнью Христа: Быт.1:13, был третий день, в который земля была отделена от воды, символическое воскресение Иисуса. На третий день Иисус воскрес из мертвых, так же как Иона (1:17). См. Мф.12:39,40; Лк.11:29.В третий день Иисус завершил исцеления, Лк.13:32. Три часа Иисус был на кресте (с 6-го до 9-го), три часа мрак покрывал землю.Дух, вода и кровь - божественные свидетельства благодати Божьей на земле, 1Ин.5:7. Три года ожидания плода, свидетельствующего об окончательности выбора Израиля (Лк.13:7).Трижды повторенное "написано" показывает, что Слово Божие является совершенным во всем служении Иисуса (Мф.4). Трехкратное повторение голоса с неба является Божественным свидетельством: Мф.3:17 при крещении Иисуса; Мф.17:5 при преображении Иисуса; Ин.12:28 во время молитвы Иисуса.Иисус воскресил трех человек из мертвых. Число 30 – предательство Иуды В девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детейПоследние тридцать копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя ИудойМарфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал её (покушался на её жизнь). Число 11 – число, символизирующий разобщённость,беспорядок, неорганизованность. 11 старейшин Идумеев (Быт.36:40-43). Идумеи - символ плоти (беспорядка). 11 сынов Иакова - "одного нет" (Иосифа) - неорганизованность, разобщенность.Иоаким царствовал 11 лет, когда Навуходоносор пришел и начал разделение в Иерусалиме (4Цар.23:36; 2Пар.36:5,6). 11 апостолов -свидетельство разделенности, Деян.2:14.11 час говорит о смятении перед приходом Христа, Мф.20:5,9 Число 11 – число душевного смятения. «В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне»«Я поздно…Одиннадцать часов есть?» – время прихода Раскольникова к СонеПосле посещения Сони «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу» Евангельская притча о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано утром нанять работников в виноградник свой» «Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости».Достоевский напоминает, что Раскольникову в этот евангельский час всё ещё не поздно признаться и покаяться. Семь - число духовного совершенства (печать Божья или число завета). Оно произошло от еврейского слова "савах", означающего "быть наполненным или удовлетворенным, иметь достаток". Вначале давайте рассмотрим его значение в природе. 3емля меньше солнца в 49 (7х7) раз; Период обращения Луны вокруг Земли 28 (7х4) суток; Человеческий зародыш формируется в 28 (7х4) суток; Период беременности у женщины 280 (7х40) дней; Каждая клетка человеческого тела обновляется каждые 7 лет; Период высиживания птенцов каждой птицей кратен 7; Период беременности каждого вида животного кратен 7. Это лишь немногие факты, и, если продолжить, можно написать тома. Достаточно сказать, что число 7 в еврейском языке означает - полноту или завершенность. Число 7 – союз Бога и человека «…он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры, не будет дома…»Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторгиСон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком«Им оставалось ещё 7 лет. Семь лет, только 7 лет! В начале своего счастья они оба готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней» Число четыре всегда указывает на творческие дела Бога. Это всемирное число и особенно число города. Четвертый день ознаменовался окончанием создания материального мира. Пятый и шестой дни были лишь благоустройством и населением земли живыми существами.Окружающий мир содержит четыре важных элемента: Земля Воздух Огонь Вода Имеется четыре направления света: Север Юг Восток Запад Сутки делятся на четыре части: Утро День Вечер Ночь Число 4 – притча о воскрешении Лазаря Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания;Раскольников прячет вещи во дворе под камень, где строится четырёхэтажный дом;убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже;полицейская контора расположена на четвёртом этаже этого же здания;чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.«А те четыре года считаю за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу, выход из каторги представлялся мне как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь», - писал Достоевский младшему брату Михаилу. Притча о воскрешении Лазаря «Иисус подошёл к пещере, в которой был похоронен Лазарь. Иисус велел отвалить камень, но Марфа сказала, что Лазарь уже четыре дня находится в гробу. Иисус ответил ей: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, то увидишь славу Божию?» … Сказав это, Он позвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…» Притча о Марфе и Марии(Марфа Петровна Свидригайлова) «В продолжении пути их, пришёл Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа приняла Его в дом свой; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и сказала: «Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла ей» Иисус же сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! Ты суетишься и заботишься о многом. А одно только нужно…» Евангельский сон Раскольникова Когда Иисус сидел на Горе Елеонской, к нему приступили ученики и стали расспрашивать: «Когда это будет?» Иисус ответил: «…ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения. Многие друг друга будут предавать и возненавидят друг друга, и многие лжепророки восстанут…». Писатель указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм.