Экспериментально исследовательская работа по теме : «Степень запыленности воздуха и её влияние на здоровье человека»


Управление образования администрации городского округа Семеновский
МБОУ «Пафнутовская основная школа»
Экспериментально исследовательская работа
Тема: «Степень запыленности воздуха и её влияние на здоровье человека»
Выполнил: Образцов Роман,12 лет
Руководитель: учитель биологии и экологии Сулоева Татьяна Александровна
2015 г,деревня Пафнутово
Оглавление
Стр.
1.Введение2
2.Основная часть 3
2.1.Источники химического загрязнения воздушной среды 3
внутри жилища.
2.2. Состав домовой пыли4
2.3. Влияние домовой пыли на здоровье человека5
2.4. Исследование5
3.Заключение7
4. Приложения9
5. Список используемой литературы14
Введение
Атмосферный воздух содержит кислорода 21 %,азота 78 %,углекислого газа 0,03% ,прочих газов и пыли около 1 %.
Человек не может обойтись без воздуха.Тот воздух, который мы называем чистым, является и максимально полезным для здоровья.
Чистый воздух-залог здоровья. Чистота его может быть двоякой. Чистым можно назвать воздух, который не содержит в себе примесей, которые сказываются негативным образом на здоровье человека. И также чистым считается воздух, который не содержит в своем составе болезнетворных микробов и микроорганизмов. И с той и другой стороны эта грязь, содержащаяся в воздухе, нежелательна для здоровья.Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Каков же воздух наших школ, детских садов и других помещений и как же он влияет на здоровье человека?
Проблема: меня заинтересовал вопрос: какая же запыленность воздуха в различных помещениях : в нашей школе,в детском саду,в здании территориального отдела и как на самом деле чистота воздушного пространства оказывает влияние на здоровье человека.
Специалисты уже давно установили, что среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха. Качество воздуха внутри помещения в четыре- шесть раз хуже, чем за его пределамиПоэтому понятна актуальность выбранной мною темы.
Цель работы: определить степень запыленности воздуха в различных помещениях и какое влияние она оказывает на здоровье людей .
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Выявить источники химического загрязнения воздушной среды внутри жилища;
-выявить состав домовой пыли;
-показать влияние домовой пыли на здоровье человека;
-познакомить со способами борьбы с пылью;
-разработать рекомендации по улучшениюсанитарно-гигиенических норм.
Прежде чем приступить к работе,мной был составлен план работы:
- Изучение состояния вопроса.
- Изучение литературы.
- Выбрать методы исследования;
- Провести практическуюработу
- Разработать варианты решения проблемы и реализации плана действий.
Гипотеза: пыль влияет на организм человека; если не уделять должного внимания охране чистоты воздуха, то со временем человеку будет сложно дышать без последствий, связанных со здоровьем.
Методы исследования: аналитический, исследование.
Результат исследования: на основе анализа полученных данных разработать рекомендации учреждениям по очищению воздуха в комнатах и других помещениях.
Объект исследования: воздух, его чистота и влияние на здоровье человека.
Основная часть
2.1. Откуда же в воздухе помещений появляются вредные химические вещества?
Источники химического загрязнения воздушной среды внутри жилища и их вклад в суммарную химическую нагрузку(%)
Строительные и отделочные материалы и мебель 30-50
Продукты жизнедеятельности человека 10-30
Поступление загрязненного атмосферного воздуха 20-40
С помощью современных методов физико-химического анализа установлен качественный и количественный состав химических загрязнителей воздушной среды помещений. Оказывается в воздухе,которым мы дышим,обнаружены 600-900 индивидуальных соединений. В бытовой пыли их содержится около восьмидесяти.
2.2. Состав домовой пыли
Домоваяпыль представляет собой разрушенные и измельченные до мельчайших размеров объекты материального мира.
Минеральная пыль.
Любое жилище достроено с использованием кирпича, песка, изделий из бетона, мела, извести, гипса. Они формируют минеральную основу пыли и обуславливают попадание в нее частиц глины, силикатов, оксидов кремния и кальция, карбонатов. Свою лепту в состав пыли; вносят и другие строительные и отделочные материалы: древесина, полимерные, композиции, лаки, краски.
Пыль вещей.
Человек окружен десятками нужных вещей, облегчающих его жизнь, делающих ее более комфортной: мебель, одежда, постельные принадлежности, книги. Все перечисленное, поставляетв пыль частицы. В химическом отношении это, в основном целлюлоза.
Пыль самого человека
Сами люди, оказывается, тоже «пылят». Каждый человек сбрасывает в среднем в течение года до 450 г омертвевшей кожи. Ставшая ненужной кожа, представляющая собой органический субстрат, — прекраснаяпища для значительного числа живых организмов: десятков видов клещей, плесневыхгрибков, различных микроорганизмов: ихостанки, а также продукты выделения входят в состав домашней пыли. Установлено,что 1 г омертвевшей кожи хватает, чтобыпрокормить тысячную популяцию -клещей.Особенно благоприятные условия создаются для клещей в постели; Здесь достаточнотепло, влажно и обилие пищи. В одном матрасе может проживать до 200 тыс. клещей!Кроме самих клещей, в домовую пыль попадают и продукты их жизнедеятельности.Фекальные шарики клещей, размером неболее 30 микрон (микрон —, одна тысячнаячасть миллиметра) накапливаются в домовой пыли и легко заполняют объем помещения при уборкедолго не оседая и,попадаяв дыхательные пути.
Естественная органическая пыль  включаетпыльцу домашних растений, частицы пера подушки, шерсти кошек и собак, волосы человека..
Одна из основных характеристик домовой пыли— размер ее частиц. От размеров их зависит поведение находящейся в воздухе помещения пыли. Имеется в виду скорость и степень проникновения их в дыхательные органы человека. Оказавшись в воздухе, крупные частицы пыли диаметром 10—100 мкм (мкм - микромикрон, одна тысячная часть микрона) не могут долгонаходиться во взвешенном состоянии. Ониоседают на оказавшиеся поблизости поверхности. Вреда от этих частицздоровьючеловека не такмного, так как они.почти полностью задерживаются в верхнихдыхательных путях.
Пылинки размером0,1—10 мкм способны находиться в воздухедлительное время. Они проникают вглубьлегких и оказывают вредное воздействие налегочную ткань.
Опасны для человека и пылинки размером 0,001—0,1 мкм, способныедолго витать в воздухе и легко проникать вальвеолы легких.
2.3.Влияние домовой пыли на здоровье человека
Установлено, что домовая пыль, попав на слизистые оболочки носа и альвеолы легких и проникая внутрь легочной ткани, запускает механизм аллергической реакции. При этом могут возникнуть аллергический ринит и бронхиальная астма. Считается,что каждый третий житель планеты страдает аллергическим ринитом и каждыйдесятый — бронхиальной астмой. Надо отметить, что наибольшейаллергической активностью обладают клещи домовой пыли,части их тел и экскременты.
Кроме того,летающие частички пыли в воздухе, перхоть и шерсть домашних животных вызывают раздражение слизистой оболочки глаза, глазные, ушные и носовые инфекции, усталость и депрессию.
2.4. Исследование .
Мной проведено исследование степени запыленности воздуха в различных классных комнатах школы,в помещении Пафнутовского территориального отдела, в помещении Пафнутовского детского сада.(Приложение 1,2,3). Исследование проводилось с помощью прозрачной липкой ленты(скотча).
Здание школы - степень запыленности определили в коридоре, столовой, кабинете биологии, кабинете русского языка .
Здание территориального отдела – степень запыленности определили в кабинете специалиста и в актовом зале.
Здание детского сада – степень запыленности определили в коридоре и в игровой комнате.
Во время проведения исследования я прикладывал к поверхности комнатных растений прозрачную липкую пленку. Затем осторожно, стараясь не повредить листья растений, снимал пленку, и той ее стороной, где отпечатался контур листа со слоем пыли, прикрепил на лист белой бумаги. Затем визуально сравнил степень запыленности в отдельных помещениях и комнатах этих помещений.
Результаты исследования
таблице 1 Степень запыленности в различных помещениях
Помещение школы Помещение детского сада Помещение территориального отдела
Высокая Средняя Низкая
Таблица 2 Степень запыленности в различных комнатах помещений
Помещение школы Помещение детского сада Помещение территориального отдела
коридор столовая Кабинет биологии Кабинет русского языка Коридор Игровая Кабинет специалиста Актовый зал
Степень запыленности
высокая средняя Низкая Низкая Средняя Низкая Средняя Низкая
В нашей школе 25 учащихся, в детском саду 10 детей, работников территориального отдела – 2. Заболеваний бронхиальной астмой и аллергических реакций среди них нет. Это говорит о том, что мы живем в экологически чистом районе.
Заключение
Мы провели исследование по изучению степени запыленности воздуха в различных помещениях и комнатах отдельных помещений по месту проживания, влияния пыли на здоровье человека и узнали, что пыль присутствует везде. Она является одним из источников загрязнения воздуха.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Мы все в своих домах, классах и помещениях должны следить за чистотой воздуха, которым дышим. В нашей стране проводится большая борьба с загрязнением воздуха. Принят Закон об охране атмосферного воздуха.
Улучшить качество нашего воздуха мы можем регулярными влажными уборками и проветриванием комнат и классов.
Большую роль в поддержании чистоты воздуха играют зеленые цветы: они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, листья задерживают частицы пыли. (Приложение 4).
На основании выше сказанного, представляю разработанные рекомендации:
1. Обязательное проветривание помещений за 15 – 20 мин до начала работы,занятий.
2. Обязательное проветривание помещений на 10 – 15 мин.
3. Ежедневная влажная уборка кабинетов.
4. Ежедневная влажная уборка в кабинетах не только полов, но и мебели (шкафов, подоконников).
5. Во время влажной уборки пользоваться моющими средствами без вредных для здоровья химических веществ.
На основе выводов, полученных в ходе исследования, составлена программа практических действий:
1.Пропаганда значимости здоровья человека:
-встреча с местным фельдшером;
-проведение бесед с учащимися и родителями ,населением.
2.Выпуск информационноголиста «Влияние пыли на здоровье человека»



Приложение 4 Растения в комнате
Для оздоровления воздушной среды применяют комнатные растения, многие из которых обладают высокой фитонцидной активностью.
Растения в доме играют эстетическую и гигиеническую роль. Они улучшают наше настроение,увлажняют атмосферу и выделяют в нее полезные вещества — фитонциды, убивающие микроорганизмы.
А теперь о полезных свойствах некоторых растений.
Розмарин лекарственныйпомогает при лечении хронического бронхита, эмфиземы легких, катара верхних дыхательных путей, бронхиальной астмы.

Лавр благородный—при спазмах кишечника и желчевыводящих путей.
9271088900
Душица,змееголовник,лаванда. мелисса,монардаобладают успокаивающим действием.
Можжевельникв восемь раз (!) уменьшает колонии стрептококков в воздухе, Миртоб ы кновенныйснижает количество болезнетворных микроорганизмов вдвое.
При проведении эксперимента хлор о ф и т у м хохлатыйза 24 ч очистил воздух в помещении от вредных микробов и бактерий на 88%!

Фитонциды мяты перечнойоказывают сосудорасширяющее действие. Это растение помогает сосредоточиться, поэтому специалисты советуют поставить цветочный горшочек с мятой на рабочий стоп.

Герань обыкновеннаяизбавляет от бессонницы, неврозов и некоторых других заболеваний нервной системы. Герань так же, как и диффенбахия, является домашним пылесосом. У диффенбахии - широкие листья, а у герани — они с маленькими ворсинками, хорошо собирающими пыль,но самое главное: чем больше в комнате растений,тем чище атмосфера, больше в ней кислорода и меньше микроорганизмов.

В ванной комнате хорошо разместить энергично цветущее зеленое растение. Это убережет вас от потери энергии.
Чтобы сохранить в помещении положительную энергию, необходимо расставить живые растения на каждом подоконнике. Лучше повесить в помещении акварели с изображением деревьев или цветов (например, пионов), которые символизируют спокойствие и долголетие.
Список используемой литературы
1 Журнал Химия № 19,2004 г.
2. Журнал Химия №5 2006 г.
3. Интернет –ресурсы