«Проектно-исследовательская деятельность учащихся по изучению влияния недостатка йода на организм человека» для учащихся 10-11 классов


«Проектно-исследовательская деятельность учащихся по изучению влияния недостатка йода на организм человека»

Воронежская область, Панинский район, МОУ Перелешинская СОШ
Автор: учитель химии Желтова Н.Н.

Приобщение детей к ранней научно-исследовательской поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять, развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности,  причем индивидуально у каждого ребенка, что является общей стратегией инновационной  деятельности в рамках современной образовательной политики. Поэтому качественное профильное обучение не мыслимо без навыков научно-исследовательской, проектной деятельности учителя и ученика, т.к. она позволяет сформировать у обучающихся общеобразовательные навыки, необходимые для дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.к. учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, что и ускоряет реализацию концепции профильного обучения. Не мало важно формирование умений самостоятельно приобретать и комплексно применять знания по химии для объяснения наблюдаемых явлений и закономерностей; формирование познавательного интереса к химии как к одной из естественных наук, развитие творческих способностей учащихся и осознанных мотивов к изучению химии.
Выбранная нами научно-исследовательская тема: «Йод и зобная болезнь» не случайна, т.к. приведенные ниже цифры говорят сами за себя:
Йододефицитные заболевания, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), являются наиболее распространенными неинфекционными заболеваниями человека, поражающие более 1.5 миллиарда людей в 153 странах. Недостаток йода является причиной ежегодного рождения 20 миллионов детей с умственной отсталостью. Йододефицит является причиной гормональных нарушений, которые подчас не имеют внешне выраженного характера. Поэтому йододефицит получил название «скрытый голод». Больше всего от йододефицита страдают дети: им трудно учится в школе, осваивать новые знания и навыки.
Эта работа была проведена с целью выявления йододефицита среди учащихся и педагогического коллектива нашей школы и установления процентного соотношения между имеющими нормальное содержание йода в организме и страдающими дефицитом йода, чтобы уметь своевременно предотвратить его, дабы избежать серьезных последствий.
Для проведения данной научной работы, учащиеся, задействованные в проекте, были разбиты на 4 группы, каждая из которых изучала свою возрастную категорию:
1-категория- учащиеся младшей школы ( возраст 9-11 лет ), общее количество испытуемых составило 80 человек.
2- категория – учащиеся среднего школьного звена ( возраст 12-14 лет ), общее количество испытуемых составило 80 человек.
3- категория – учащиеся старшего школьного звена ( возраст 15–18 лет), общее количество испытуемых составило 80 человек.
4 – категория – педагогический состав школы ( возраст 30-50 лет ), общее количество испытуемых составило 40 человек.
Для проведения практической части эксперимента использовалась 5% спиртоваяйодная настойка.
С помощью ватной палочки испытуемому наносили в области запястья указанным раствором три линии, на расстоянии 2см. друг от друга, вначале в один слой, после чего сразу на вторую и третью линию наносили второй слой раствора, а затем на третью линию наносили заключительный третий слой.


На следующий день ( через 24 часа после нанесения раствора) была сделана проверка участников эксперимента на наличие или отсутствие полосок. Если исчезала первая линия - с йодом все в порядке. Если исчезли первые две – необходимо обратить внимание на состояние здоровья. А если не осталось ни одной линии - явный недостаток йода. На основании полученных результатов был произведен расчет на количественное определение учащихся с ярко выраженными признаками недостатка йода, результаты занесены в диаграмму.

Процентное соотношение числа испытуемых с нормальным содержанием йода в организме к их общему числу


В результате данного эксперимента было выяснено, что среди учащихся младших классов 48% с нормальным содержанием йода в организме. Среди учащихся среднего звена 38 % ,старшего 34%, среди учителей лишь 15% норма, а остальные испытывают в той или иной степени недостаток йода в организме.
Следующая часть работы сводилась к тому, чтобы выяснить, как влияет недостаток йода на основные процессы учащихся (моторика, восприятие, внимание, память, оперативность, мышление). Для этого было произведено тестирование детей как с ярко выраженными отклонениями от нормы, так и с нормальным содержанием йода в организме. Результаты работы представлены в виде графика.
Влияние недостатка йода на основные процессы школьников
Проведенная исследовательская работа позволяет делать вывод, что среди учащихся нашей школы в младшем звене у 52 % испытуемых детей имеются признаки явно выраженного йододефицита. В следующем возрастном цензе (учащиеся 5-8 –х классов) процент учащихся с дефицитом йода возрастает до 62 %, а в 9-11-х классах до 66 %. И во взрослой группе – у исследуемых учителей процент с явно выраженным дефицитом йода возрастает до 75 %. К тому же исследование основных процессов у учащихся (моторика, восприятие, внимание, память, оперативность, мышление) в группах, отличающихся между собой по различному уровню йододефицита позволяет делать вывод о том, что учащиеся, имеющие явно выраженный недостаток йода имеют более низкие показатели по вышеперечисленным признакам.
По окончанию практической деятельности лекционные группы, из числа участников научного общества, выступили на классных часах, где в зависимости от возраста учащихся, было рассказано как о физических и химических свойствах йода, так и были предложены рекомендации по употреблению определенных продуктов питания, с целью восполнения данного микроэлемента в организме человека.
Мы надеемся, что весь изложенный материал поможет не только нам, но и всем остальным интересующимся своим здоровьем людям, избежать страшной болезни, связанной с недостатком йода.
Список литературы
1. Глинка Н. Л. Общая химия. – 23-е изд.– Л.: Химия, 2007.
2. Журнал «Исследовательская работа школьников». – 2004. – №9
3. Некрасов Б.В. «Основы общей химии», - М.: «Дрофа» 2008.
4. Химия: Неорганическая химия : Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, 2005
5. Энциклопедический словарь юного химика / Сост. М. Е. Аспиз. –М.: Педагогика, 2008.
6. Интернет