Открытый урок по живописи Натюрморт из 3-4 предметов быта с введением гипса на заднем плане

МКОУ ДОД «Дмитриевская детская школа искусств им. А.М.Любимова»

План-конспект
открытого урока
по предмету «Живопись»


ТЕМА
«Натюрморт из трёх-четырёх предметов быта с введением гипса на заднем плане»



преподаватель Воробьёва Е.В.





г.Дмитриев.
2016 г.
 Цель: закрепление и дальнейшее развитие у обучающихся знаний, умения и навыков поэтапного ведения учебной работы над натюрмортом с натуры цветовыми и тоновыми отношениями.
Тип занятий: Комбинированный.
Задачи: 1. выполнить учебную постановку последовательно; 2. передать правильно цветовые и тоновые отношения; 3. добиться решения цельности всего натюрморта; 4. установить гармоническую связь между контрастными по цветовой характеристике формами.
Материалы и оборудование:
Для преподавателя: наглядно методические пособия, работы учеников из фонда.
Для обучающихся:  акварельная бумага, Ф-АЗ, акварельные краски, кисти, баночка для воды, палитра, кнопки.
План занятия:  1.Организационная часть 2.Теоретическая часть  3.Практическая часть (самостоятельная работа) 4.Подведение итогов урока 5.Окончание урока
Ход урока:
1.Организация класса: приветствие, проверка готовности к уроку, подписать листы, на которых будет выполнена работа. 2. Теоретическая часть: актуализация опорных знаний и повторение изученного.

Сегодня мы продолжим работу над натюрмортом. Вами выполнена вся подготовительная работа над натюрмортом, согласно поэтапности ведения учебной работы.
На первом занятии, вы выбрали формат листа, закомпоновали натюрморт в листе, подготовили рисунок под акварель.
Теперь приступаем к работе над натюрмортом в цвете (можно смочить бумагу водой, чтобы она не была жирной).
- Давайте вспомним: с чего начинают выполнение живописной постановки?
- Начинают работу с обобщённой передачи объёмов предметов.
Находят цвета предметов и фона, определяя основные, цветовые и тоновые отношения в натюрморте.
Метод работы отношениями является основным законом живописной грамоты.
Нельзя копировать каждый цвет «точь в точь» и отдельно от остальных. При таком копировании невозможно увидеть взаимосвязь цветов, и их различия. Цвет в живописи надо находить только в сравнении с окружающими его цветами.
Так, Кончаловский отмечал: «Точного цвета с натуры взять нельзя, ибо каждую минуту цвет меняется в зависимости от освещения». Поэтому надо строить всё на цветовых отношениях. И если они логичны и не противоречат натуре, тогда можно достигнуть гармонии и правдиво передать именно свои впечатления от натуры.
Цвета начинают накладывать чаще всего со светлых мест предмета, потом переходят к более тёмным, затем к самым тёмным, в нужных местах делая плавный переход от светлого цвета к более тёмному соответствующим приёмом письма. Там, где надо, цвет усиливают повторные наложением. Таким образом, отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре.
Накладывая цвет и тени, выделяют цвет рефлекса, а на освещённой части – блик.
Работая с натуры. Живописец должен не только строить общие цветовые отношения в определённом тоновом и цветовом масштабе, но и следить за колористической соподчинённостью.
- ребята, что вы понимаете под словом «колорит»?
Колорит в реалистической живописи – это взаимосвязь всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй.
Главная его особенность – богатство и согласованность цветов, соответствующих самой натуре.
Колорит этюда или картины определяется:
Богатством и разнообразием цветных рефлексов при лепке объёмной формы и передаче пространства.
Выдержанностью пропорциональных натуре основных цветовых отношений с учётом общего тонового и цветового состояния освещённости.
передачей влияния цвета. Освещения, который объединяет цвета натуры, делает их соподчиненными и родственными.

Определив основные цветовые отношения постановки. Переходят к детальной проработке объёмных форм.
Крупными мазками. Довольно густым раствором краски уточняют цвет света, тени, полутени, рефлекса.
Для передачи объёмности предмета, нужно сравнивать светлоту и насыщенность цвета на свету и в тени каждого предмета.
Живописное решение пространства передаётся перспективным изменением цвета (воздушная перспектива).
- Ребята, как вы понимаете явления воздушной перспективы?
1. Все ближние предметы воспринимаются чётко, со многими деталями, и фактурой, а удалённые – обобщённо, без подробностей.
2. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удалённых – мягко.
3. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и, кажутся объёмными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими.
Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз рисующих.
Из-за воздушной прослойки, цвета всех удалённых предметов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки – голубой, молочно-белый, фиолетовый.
Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые одноцветными.
Художник должен учитывать все эти изменения для передачи пространства и состояния освещённости в своём произведении.
Выделяя планы натюрморта, надо всё время сравнивать между собой цвета предметов, расположенных на разном расстоянии от зрителя. Если всё же предметы, расположенные дальше, слишком выступают вперёд, необходимо уменьшить насыщенность их цветов, смягчить контуры их формы или усилить цвет предметов переднего плана.
Впечатление глубины пространства в натюрморте зависит и от трактовки фона, на котором находятся предметы.
Поэтому к работе над фоном надо относиться очень внимательно. Цвет фона всё время сравнивают с цветом предметов.
Передавая детально цветовые и тоновые отношения натуры, нужно достигать и передачи материальности предметов.
- Ребята, скажите, а как же передаётся материальность?
- Материальность изображаемых предметов передается, прежде всего, характером светотени.

Предметы, состоящие из разных материалов, имеют характерные для них градации светотени.
Например:
Гипсовый предмет цилиндрической формы имеет плавные переходы от света через полутень, тень и рефлекс.
Стеклянный цилиндрический сосуд имеет ярко выраженных градаций светотени. На его форме только блики и рефлексы.
Металлические предметы тоже характеризуются в основном бликами и рефлексами.

Если передать на рисунке характер светотени, то предметы будут выглядеть материальными.
- Есть ещё одно очень важное условие для передачи материальности.
Это выдержанность пропорциональных натуре тональных и цветовых отношений между предметами.
Можно также, разнообразить технику наложения мазков, то есть класть их то мельче, то крупнее, меняя при этом направление мазков в зависимости от формы и материала предмета.
Выполняя натюрморт в живописи, важно всё время правильно видеть натуру: - цельно.
Натюрморт, который стоит перед вами, должен стать для нас картиной, то есть единым целым, неделимым зрительным образом
Для этого надо на время забыть, что это ваза, яблоко и так далее. Это цветные части цветной картины, которая находится перед вами. Сила этой картины – в её цветовом звучании в целом, как бы цветовой оркестр, исполняемый разными инструментами.
Чтобы смотреть на натуру широко и цельно, художники выработали несколько практических способов: в момент наблюдения прищурить или «распустить» глаза на всю натуру.
С прищуриванием резко уменьшается количества света, падающего в глаз, в результате этого, как в сумерках перестают замечаться второстепенные детали.
«Распускание» глаз не позволяет чётко видеть отдельные детали.
Для правильности оценки цветовых отношений можно воспользоваться обычным рамочным видоискателем. Заключив в рамку видимую часть натуры, легче воспринимать её цельно.
Целостность и единство изображения – это результат не только цельности видения, но и умения целенаправленно выделять главное, то есть композиционный центр.
- Ребята, а что такое композиционный центр?
- Это как бы главное место в картине, в этом месте располагаются главные герои или главные предметы. При этом, все элементы композиции должны быть подчинены этому главному. Все линии, пятна, фигуры – всё должно подводить зрителя к этой главной «точке».
Обычно, композиционный центр находится близко от геометрического (но не точно в нём). Правее, левее, чуть выше или ниже.
В натюрморте это может быть самый яркий, или самый крупный, либо чем-то другим привлекательный предмет.
Заканчивают натюрморт, обобщением отдельных оттенков цветов, подчиняя их всех другим цветам. Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками. Следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему».
Подлинная законченность состоит в достижении цветовой гармонии – то есть приведение к единству всех деталей, в подчинении всех элементов основному замыслу, поставленной задачи.










13PAGE 15


13PAGE 14515




15