Конспект урока 5 класс «Введение. Знакомство с мастерской и инструментами».


Тема: «Введение. Знакомство с мастерской и инструментами».
Медиаурок «Технология»
Класс: пятый
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы обучения: беседа, демонстрация наглядных пособий.
Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал, инструменты.
Задачи урока:
1.Образовательные
Ознакомить учащихся с мастерской,
Ознакомить учащихся с видами инструментов, назначением и применением,
2.Развивающие
Развивать практические навыки умения работать в группе,
Развивать умение анализировать, делать выводы.
3. Воспитательные
воспитывать у учащихся чувство ответственного хозяина,
прививать навыки рационального использования материалов,
способствовать развитию логического мышления и памяти,
бережное отношение к природе.
Ход урока
Организационная часть
Проверить по журналу явку учащихся
Познакомиться.
Вводный инструктаж
Сообщить тему урока: «Введение. Знакомство с мастерской и инструментами».
Сообщить цель: Узнаем что за предмет Технология, ознакомимся с мастерской, раскроем какие инструменты бывают, назначение и применение.
Изучение программного материала.
Слово «Технология» происходит от древнегреческого tehne - «искусство», «мастерство», «умение» и logos – «учение», «наука». Технология - это наука об умении, мастерстве, искусстве.
Предметная область «Технология» включает в себя несколько направлений учебной деятельности, они различны для мальчиков и девочек. У мальчиков это столярное и слесарное дело, электротехника, у девочек - обслуживающий труд.
Чтобы стать разносторонне подготовленными людьми, уметь добиться в жизни намеченных целей, нужно многое знать и уметь, в том числе овладеть самыми необходимыми технологическими навыками. Каждую новую тему, усвоенную из объяснений учителя и с помощью учебника, нужно будет закрепить в памяти, полученные знания и умения - проверить на практике.
Технология для мальчиков изучает определенные способы обработки древесины и металлов, а также процессы, происходящие при этом. На уроках технологии ты научишься столярному и слесарному делу, овладеешь различными способами обработки материалов, основы электротехники, приобретешь навыки ухода за одеждой, предметами быта. Научитесь изготовлять из этих материалов полезные изделия.
На таких уроках у детей воспитывается потребность не только любить, но и собственноручно обустраивать свой дом, создавая в нем уют и радуя близких своим вкладом в быт семьи.
Уроки технологии помогут развить эстетический и художественный вкус, трудолюбие.
Все свои изделия, которые ты выполнишь на занятиях данной предметной области «Технология», ты сможешь продемонстрировать не только дома своим родным и близким, но и на всевозможных школьных, городских и областных выставках.
Технология это процесс создания человеком полезных изделий и услуг. Что нужно знать и уметь, чтобы создавать стулья и самолеты, пирожки и телевизоры? Человек создает вещи не просто так, а чтобы удовлетворять свои потребности. Если человеку нужна пища, чему он научился? (ловить рыбу, возделывать зерно, печь хлеб). А защита от не погоды? (использовать пещеры, рыть землянки, строить дома)
И так под технологией мы понимаем человеческую деятельность, направленную на преобразование вещества, энергии, информации и изучения этих процессов для удовлетворения потребностей людей.
Прочитайте перечисленные ниже понятия, подумайте и определите, какие из них относятся к миру природы, а какие к миру технологий: вода в реке, тепло в квартире, тепло от солнца, дождь, поливальная установка, телефон, эхо, рыба в море, рыбные консервы, природные пещеры, землянки, трава в лесу, береза, древесина, доска, фанера, сталь, чугун, рельсы, шпалы.Уроки технологии - это отдельные занятия для мальчиков и девочек, поскольку у каждой группы свои цели и задачи, своя специфика работы. Поэтому коллектив на уроках технологии - это группа мальчиков твоего класса. Каждый из вас обладает какими-то определенными талантами и способностями. Кто-то хорошо учится, кто-то изумительно вышивает или пилит. Давайте познакомимся с вами.
И так давайте познакомимся и узнаем, что вы умеете делать.
Задание на листочках написать ответы на вопросы.
Как зовут тебя?
Что ты умеешь делать?
Какие инструменты ты знаешь?
Какими инструментами ты работал?
Где ты работал этими инструментами?
« Правила поведения и безопасной работы в мастерских»
1) Приходить на занятие в спецодежде (фартук и нарукавники или халат).
2) Иметь при себе рабочую тетрадь и дневник, ручку, карандаш, ластик и другие принадлежности для выполнения записей и графических работ.
3) Занимать и оставлять рабочее место только с разрешения учителя. Содержать рабочее место в чистоте и порядке.
4) Прежде чем изготавливать изделие, нужно получить у учителя заготовку и указания к выполнению работы.
5) Перед выполнением задания надо проверить состояние рабочего места, наличие и исправность инструментов. Работать можно только исправными инструментами. При обнаружении любых недостатков и неисправностей сообщать о них учителю.
6)Бережно относитесь к инструментам, оборудованию и материалам. Инструменты и приспособления следует хранить отдельно и располагать вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить, обратно. При этом наиболее часто применяемые инструменты располагаются ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.
7) Использовать инструменты строго по назначению. Нельзя пробовать пальцами острые кромки режущих инструментов.
8) В случае ранения, а также при недомогании нужно немедленно обращаться за помощью к учителю.
9) На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место. Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот.
10) Задание нужно выполнять аккуратно и в указанный срок, бережно, экономно использовать материалы.
11) После завершения работы необходимо очистить инструмент, убрать рабочее место, почистить спецодежду, вымыть руки.
12) Верстак необходимо беречь от попадания на него влаги, клея, краски, лака.
13) На крышке верстака не должно быть порезов, царапин, следов от ударов.
14) 3акончив работу, верстак и тиски следует очищать щеткой, сметкой от опилок, стружек, пыли.
«Верстак столярный»
Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место.
-6477083185Рабочее место для обработки древесины оборудуется столярным верстаком, стулом.
Столярный верстак состоит из:
1 – основание;
2 – крышка;
3 – отверстия под клинья;
4 – лоток;
5 – передний зажим;
6 – задний зажим;
7 – выдвижные или поворотные пальцы
«Верстак слесарный»
-131445245745Слесарный верстак является основной частью рабочего места для ручной обработки металлов в учебных мастерских. Слесарные верстаки бывают различных конструкций.
Слесарный верстак состоит из: 1 – основание; 2 – подвесное сиденье; 3 – слесарные тиски; 4 – крышка
5 – защитная сетка; 6 – столярный зажим; 7 – подставка для технической документации
Тиски»
Как называется инструмент для закрепления заготовок?
-3048093345Они состоят:
1 -ходовой винт
2 –неподвижная губка
3 –подвижная губка
4 –опорная плита
5 –рукоятка
«Инструменты»
Для ручной обработки изделий из древесины и металла применяют различные режущие и измерительные инструменты, а также приспособления.
Дрель Карандаш Киянка Кусачки Линейка Наждачная бумага Напильник Ножницы по металлу Ножовка по металлу Отвертка Пила Плоскогубцы Рашпиль Рубанок Сверло Стамеска Станок Транспортир Угольник Циркуль Чертилка Шаблон Штангенциркуль Щетка Молоток Тиски Лобзик
Записываем инструмент и назначение.
«Игра»
Задание:
Поднимается инструмент, а учащийся должен назвать его название.
Правила:
Называют по очереди инструменты, при этом не подсказывают соседу.
Если ученик затрудняется в ответе, то он выбывает из игры.
Выигрывает тот, кто останется последним.
«Определи назначение»
Задание. Определите, к какой категории инструментов относится каждый изученный инструмент: к режущим, измерительным или вспомогательным
Режущие Измерительные Вспомогательные
«Игра»
Задание:
Поднимается инструмент, а учащийся должен назвать его название, назначение и к какой группе относиться: режущий, измерительный или вспомогательный.
Правила:
Называют по очереди инструменты, при этом не подсказывают соседу.
Если ученик затрудняется в ответе, то он выбывает из игры.
Выигрывает тот, кто останется последним.
Заключительная часть
И так что мы сегодня узнали?
Что такое Технология?
Какие бывают инструменты?
Что нужно соблюдать в мастерской?
Что вам понравилось или не понравилось на уроке?
Уборка рабочих мест и помещения мастерской.
Домашнее задание: тетради, повторить тему, выучить правила.