Календарно-тематическое планирование по предмету Технология. Технический труд для 11 класса

Дата
№ урока
Наименование разделов, тем
Кол-во
часов
Форма организации учебной деятельности
Теоретические сведения
Практическая работа
НРЭО
Инст-ий оценивания







Содержание
Объект



1
2
3
4

5
6
7
8
9

Организация производства (12 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать/ понимать: Структуру современного производства, нормирование и оплату труда, научную организацию труда, влияние технологий на общественное развитие.
Уметь: Составлять схемы структуры предприятия и органов управления, анализировать формы разделения труда в организации, проектировать рабочее место учащегося, использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач.
Знать/уметь: Повышение своей практической деятельности, формы современной кооперации, профессиональную этику, рационального поведения на рынке труда, сферы профессиональной деятельности, направления нормирования труда.

Структура современного производства – 4 часа.


1-2
Введение. Вводный инструктаж. Сферы профессиональной деятельности. Виды предприятий и их объединений.
2ч.
Комбинированный
Сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности. Перспективы экономического развития региона.
Практическая работа № 1 «Определить цель и задачи своей будущей профессиональной деятельности». Заполнить табл. Уч.№1, стр. 156
Средства массовой информации.
НРЭО
Заполнение таблицы.


3-4
Разделение и специализация труда на производстве.
2ч.
Комбинированный
Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.
Практическая работа № 2 « Формы разделения труда. Раскрытие содержания основных компонентов будущей профессиональной деятельности». Заполнить таб.№3 уч.стр.157; заполнить таб. №4 уч. стр. 157.
Учебная литература.

Заполнение таблицы.

Нормирование и оплата труда – 4 часа.




5-6


Нормирование и оплата труда.
2ч.


Комбинированный
Нормирование труда и тарификация (норма труда, норма трудоемкости и операций, норма обслуживания, норма численности, норма управляемости, норма выработки).
Практическая работа № 3 «Составляющие системы норм труда». Тестовое задание, уч. стр. 164-166.
Учебная литература.

Тест.


7-8
Тарифная система.
2ч.
Комбинированный
Основные элементы тарифной системы:
Тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки, тарифные ставки. Система оплаты труда: сдельная, повременная, по конечному результату.
Практическая работа №4 «Тарификация видов работ для присвоения квалификационных разрядов для работников: учитель, токарь».
Тарифно-квалификационный справочник.

Устный доклад.

Научная организация труда – 4 часа


9-10
Составляющие культуры труда.
2ч.
Комбинированный
Составляющие культуры труда: научная организация, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Эффективность производства.
Практическая работа №5 «Организация рабочего места: портной, токарь (технологическая дисциплина, рациональная организация рабочего места, соблюдение условий ТБ и производственной эстетики, бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии, умение определять и анализировать экономическую эффективность выполняемой работы)».
Справочник по областям знаний, книги из серии «Жизнь замечательных людей».

Разработка организации и рабочего места.


11-12
Профессиональная этика.
2ч.
Комбинированный
Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.
Практическая работа № 6 «Анализ: управленческо-административной профессиональной этики, заповеди медицинской этики, правовой этики, педагогической этики».
Энциклопедия профессий.

Анализ.

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг – 14 часов

Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать/ понимать: Функционально-стоимостной анализ, основные закономерности развития искусственных систем, защиту интеллектуальной собственности, презентовать результаты проектной деятельности.
Уметь: Применять элементы функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов, выявлять противоречия в требованиях к частям искусственных систем, прогнозировать направления развития систем из ближайшего окружения школьников, разрабатывать различные формы защиты проектных предложений: тезисы докладов, краткие сообщения, компьютерную презентацию собственного проекта, проектировать материальный объект или услугу.
Знать/уметь: Повышение эффективности своей практической деятельности, перспективы развития науки и техники, прогнозировать направления технического прогресса, правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания, рационального поведения на рынке труда.


13-14
ФСА как комплексный метод технического творчества.
2ч.
Комбинированный
Цели и задачи функционально-стоимостного анализа (ФСА).
Методы системного исследования объекта: изделие, явление, процесс.
Практическая работа № 7 «Решение задач, решаемых с помощью ФСА». Учебник 11 кл. стр.59
Учебная литература, задачник.

Деловая игра, решение задач.


15-16
Основные этапы ФСА.
2ч.
Комбинированный
Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.
Практическая работа № 8 «Применение элементов ФСА для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов: рассчитать себестоимость изготовления багета и каждой технологической операции».
Учебная литература.

Технологическая карта.

Основные закономерности развития искусственных систем – 4 часа.


17-18
Понятие об искусственной системе. Решение крупных научно-технических проблем в современном мире
2ч.
Комбинированный
Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем.
Практическая работа №9 «Решение крупных научно-технических задач в современном мире. Перспективы применения нанотехнологий».
http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php

Реферат.


19-20
Выдающиеся открытия и изобретения. Перспективы развития науки и техники.
2ч.
Комбинированный
Перспективы развития науки и техники
Практическая работа №10 «Знакомство с выдающимися открытиями, их авторами: И.А. Негадаев «Синтез науки и техники»; С.О. Макаров «Научные труды, открытия и изобретения»; А.А. Бочвара «Металлургия, радиоактивные материалы и стали»; П.А. Черенков «Экспериментальная физика высоких энергий»».
www.usinesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID

Деловая игра.

Защита интеллектуальной собственности – 4 часа.


21-22
Способы защиты авторских прав.

Комбинированный
Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав (см. ГК РФ часть 4, www.copyright.ru/ru/documents/3/4)
Практическая работа №11 «Разработка различных форм защиты публикации, стихов, рассказов детского издательства «Стреляный воробей» при союзе писателей Урала».
www.copyright.ru/ru/documents/3/4

Деловая игра


23-24
Патентные разработки.
2ч.
Комбинированный
Основное понятие о патенте. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, полезная модель. Критерии патентоспособности. Патентный поиск. Структура заявки на изобретение.
Практическая работа №12 «Разработка товарного знака для предприятия, выпускающего любой выбранный учащимися объект».
Эмблема, знак.

Рисунок, слово.


25-26
Презентация результатов проектной деятельности.
2ч.
Комбинированный
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.
Практическая работа №13 «Заявка на конкурс «шаг в будущее» в секции полезная модель многофункциональная сумка (палатка, лодка, сумка). Разработка патентной защиты проекта».
Полезная модель

Защита проекта.

Профессиональное самоопределение и карьера – 6 часов

Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать/ понимать: Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования, планирование профессиональной карьеры.
Уметь: Сопоставлять профессиональные планы с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями, центры профконсультационной помощи, рынок труда и профессий и профессионального образования .
Знать/уметь: Виды и формы получения профессионального образования, составление резюме и проведения самопрезентации.


27-28
Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования. Пути получения профессионального образования.
2ч.
Комбинированный
Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда.
Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Практическая работа №14 «Составить перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать человек по профессиям: учитель, работник торговой сферы, менеджер. Составить план своей будущей профессиональной карьеры».
Справочники учебных заведений.

План.


29-30
Рынок труда и профессий. Виды профессионального образования.
2ч.
Комбинированный
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг.
Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практическая работа №15 «Посещение службы занятости района и составление рейтинга профессий и должностей».
Учебная литература, справочники учебных заведений.

Анализ.


31-32
Планирование профессиональной карьеры. Составление резюме.
2ч.
Комбинированный
Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалифицированного и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. Формы самопрезентации. Содержание резюме.
Практическая работа №16 «Составление профессионального резюме».
План.

Резюме.

Творческая проектная деятельность – 38 часов

Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать/ понимать: Виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека, этапы выполнения проекта, выбор и обоснование проекта, виды целей, задач, практической значимости и актуальности темы, поэтапное выполнение проекта.
Уметь: Выполнять проект, определить выбор и обоснование проекта, цели, задачи, практическую значимость, актуальность темы, конструкторский и технологический этапы, экономическое обоснование.
Знать/уметь: Поэтапное выполнение проекта.


33-34
Вводный инструктаж по технике безопасности. Виды проекта. Виды проектов. Разделы творческого проекта. Критерии оценки проекта.
2ч.
Комбинированный
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Виды проектов:
Исследовательские, приключенческие, информационные, практико-ориентированные. Разделы творческого проекта. В данном разделе дается обоснование выбранной темы проекта, находят отражение ответы на следующие вопросы:
Почему выбрана эта тема, чем она интересна, каково ее назначение, практическая значимость выполняемой работы.
Критерии оценивания проектов:
- общее оформление;
- актуальность;
- сбор информации по теме;
- анализ возможных идей;
- выбор технологии изготовления изделия;
- экономическая и экологическая оценка;
- разработка конструкторской документации;
-описание изготовления изделия.
Практическая работа №17 «Определение вида проекта, обоснование темы, задачей, практической значимости, актуальности темы, выполнить изделие, согласно разработанным критериям оценивания проекта».
Объекты проектирования школьников.

Разделы проекта.


35-36
Набор первоначальных идей.
2ч.
Комбинированный
Идеи, представляющие собой размышление учащихся о том, какого рода изделие они могут изготовить. Идея может выглядеть в виде эскиза на бумаге.
Практическая работа №18 «Выполнение эскизов».
Объекты проектирования школьников.

Эскизы.


37-38
Проработка одной или нескольких идей.
2ч.
Комбинированный
Учащийся (или группа учащихся, выполняющих проект) должны оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с учителем (одноклассниками) объект проектирования, который будет прорабатываться дальше (темы работ прилагаются) . В процессе проектирования школьники перерабатывают идеи, проводят эксперименты, или начинают работать с материалами.
Практическая работа №19 «Проработка нескольких идей, для выбора оптимальной идеи (эскизы, чертежи и др.)».
Объекты проектирования школьников.

Эскизы, чертежи и др.


39-40
Выявление основных параметров
2ч.
Комбинированный
Установление основных требований к выполняемой работе, то есть определение рамок , в которых будет проходить работа над проектом. (например, изделие должно быть выполнено аккуратно, соответствовать выбранной стилистике, красивым, прочным).
Практическая работа №20 «Определение критериев для выполнения работы».
Объекты проектирования школьников.

Критерии работы.


41-42
Теоретические сведения
2ч.
Комбинированный
Изложение теоретической основы выбранной темы проекта, на базе которых в дальнейшем выполняется изделие.
Практическая работа №21 «Актуальность и современность выбранной темы, научная информация, разработки по данной теме и др.»
Объекты проектирования школьников.

Информация.


43-44
История и современность (исследовательская работа).
2ч.
Комбинированный
Поиск исторической справки по выбранной теме проекта. Показать связь истории и современного вопроса.
Практическая работа №22 «Исследовательская работа».
Объект проектирования школьников.

Информация


45-46
Банк идей
2ч.
Комбинированный
Выдвижение творческих идей по выполнению того или иного изделия. Изделия могут быть объединены техникой исполнения, стилем, назначением. Вариантов изделий должно быть не менее трех. Краткую характеристику, которая может включать название изделия, его назначение описание техники исполнения. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде схемы или таблицы.
Практическая работа №23 «Разработка нескольких вариантов изделий, с кратким описанием каждого».
Объект проектирования школьников.

Разработка идей.


47-48
Эскизная проработка базового варианта.
2ч.
Комбинированный
Подробное описание выбранного для дальнейшего изготовления окончательного варианта изделия. Наличие подробного эскиза изделия и его фото.
Практическая работа №24 «Эскиз работы с подробным описанием, фото».
Объект проектирования школьников.

Эскиз.


49-50
Требования, предъявляемые к изделию.
2ч.
Комбинированный
Требования к изделию дают наглядное представление об основных свойствах изготавливаемого изделия и оформляются в таблице по форме (название изделия, функциональное назначение, пользователь, единичное или массовое производство, требования к материалам, метод изготовления, внешний вид, стиль, требования с точки зрения безопасности использования, экологические требования).
Практическая работа №25 «Разработка требований к изготавливаемому изделию».
Объект проектирования школьников.

Таблица.


51-52
Дизайн-спецификация.
2ч.
Комбинированный
Составление схемы, которая наглядно представляет основные аспекты изготовления изделия.
Практическая работа №27 «Схема изготовления изделия».
Объект проектирования школьников.

Схема.


53-54
Инструменты и оборудование, применяемые при изготовлении изделия.
2ч.
Комбинированный
Описание инструментов и оборудования, применяемых для изготовления изделия в выбранной технике, а так же обоснование выбранных инструментов для изготавливаемого в дальнейшем изделия. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде таблицы или схемы.
Практическая работа №27 «Характеристики инструментов и ».
Объект проектирования школьников.

Информация. Историческая справка.


55-56
Материалы. Правила техники безопасности. Санитарно-гигиенические требования.
2ч.
Комбинированный
В данном разделе приводится описание материалов, используемых для изготовления выбранной техники., а так же обоснование материалов для изготавливаемого в дальнейшем изделия. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде таблицы или схемы. Данный раздел содержит конфекционную карту, которая представляет собой образцы возможных используемых материалов. Информация о правилах безопасного выполнения тех или иных видов работ.
Практическая работа №28 «Характеристика используемых материалов, составление конфекционной карты».
Объект проектирования школьников.

Конфекционная карта


57-58
Конструкторский этап изготовления изделия.
2ч.
Комбинированный
Расчет и построение выбранного изделия расчетно-графическим способом.
Практическая работа №29 «Построение изделия расчетно-графическим способом, графическим (построение чертежа детали)».
Объект проектирования школьников.

Чертеж.


59-60
Технологическая последовательность изготовления изделия.
2ч.
Комбинированный
Изготовление технологической карты изготавливаемого изделия При этом технологическая карта должна быть представлена в виде таблицы и содержит следующие графы: последовательность выполнения работы, эскиз, инструменты, оборудование, материалы.
Практическая работа №30 «Составление технологической карты изготовления изделия».
Объект проектирования школьников.

Технологическая карта.


61-62
Контроль качества
2ч.
Комбинированный
Перечисление требований, которым в конечном итоге отвечает выполненное изделие (например, цветовое сочетание материалов гармонично, все элементы композиции выполнены в соответствии с технологией, работа оформлена в законченное изделие).
Практическая работа №31 «Провести контроль качества выполненного изделия по разработанным критериям».
Объект проектирования школьников.

Контроль качества.


63-64
Экологическое и экономическое обоснование.
2ч.
Комбинированный
Обоснование экологической безопасности выполняемого изделия, безотходность его производства, возможность вторичного использования или экологическую безопасность утилизации.
Экономический расчет себестоимости и цены изделия. А так же размеров предполагаемой прибыли.
Практическая работа №32 «Дать экологическое обоснование выполненной работе. Рассчитать экономические затраты на производство изделия».
Объект проектирования школьников.

Таблица.


65-66
Реклама. Самооценка.
2ч.
Комбинированный
Выполняется реклама проекта с указанием формы рекламного носителя (объявления в журнале, газете и т.д.) Самооценка: формирование у учащегося критического мышления, логики, умение анализировать и делать выводы.
Практическая работа №33 «Разработать рекламу своему изделию. Дать оценку выполненному изделию, согласно разработанным критериям».
Объект проектирования школьников.

Разработка рекламы, оценка изделия.


67-68
Заключение. Вывод о проделанной работе. Литература. Приложение.
2ч.
Комбинированный
Учащийся делает выводы о проделанной работе, дает оценку. Приложить к работе используемую литературу.
Практическая работа №34 «Вывод о проделанной работе. Приложения: эскиз, фото, конструкторский этап, выбор идеи, этапы выполнения работы и др.»
Объект проектирования школьников.

Приложения.


69-70
Презентация результатов проектной деятельности.
2ч.
Комбинированный
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.
Практическая работа №34 «Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация».
Объект проектирования школьников.

Защита проекта, презентация.

ИТОГО – 70 часов





Тематическое наполнение
национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уроках технологии
11 класс
№ п/п
Тема урока
Информация о НРЭО



Вид представления
Содержание

1
Сферы профессиональной деятельности. Виды предприятий и их объединений.
Сообщение учителя
Анализ региональной структуры производственной сферы. Описание целей деятельности, особенности производства и характер продукции предприятий ближайшего окружения.

2
Основные закономерности развития искусственных систем.
Сообщение учителя
Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников.

3
Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования.
Сообщение учителя
Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Экскурсии.


15