Конспект урока по МХК на тему Художники импрессионизма (11 класс)


Тема: Художники импрессионизма
Цели урока:
Знакомство учащихся с основными направлениями западноевропейской живописи конца 19 века, раскрытие основных особенностей импрессионизма;
Развитие наблюдательности, способностей анализировать художественные произведения;
Формирование эстетического вкуса, развитие глубокого интереса к произведениям изобразительного искусства.
Оборудование урока: мультимедийная презентация
ХОД УРОКА
I. Организация урока
II. Целевая установка
Сегодня на уроке мы познакомимся с главными направлениями западноевропейской живописи конца 19 века. Мы будем работать с репродукциями картин художников того времени, выделим особенности каждого из них.
III. Работа над новым учебным материалом
Стилевые направления художественной культуры Западной Европы XIX века
I треть XIX века Классицизм
I половина XIX века Романтизм
Середина XIX века Реализм
70 – 80-е г. XIX века Импрессионизм
Конец XIX века – начало XX века Постимпрессионизм
3. Постановка задачи
Перед тем, как мы начнем знакомство с новыми направлениями ИЗО конца XIX века – импрессионизмом и постимпрессионизмом, я хотела бы обратить Ваше внимание на особенности, характерные для данных течений. Работа будет проходить следующим образом: в тетради вы должны будете заполнить следующую таблицу:
Фамилия художника
––> Наиболее запомнившееся произведение
––> Особенности стиля мастера
4. Объяснение нового учебного материала
Под влиянием представителей реализма появляется новое направление в ИЗО – импрессионизм. Его история сравнительно кратковременна – всего 12 лет. Впервые название «импрессионизм» было применено к работам художников, противопоставивших Парижскому салону 1874 г. свою выставку «независимых», что само по себе было открытым бунтом против официального искусства. Одна из картин  выставки художника Клода Моне называлась «Впечатление. Восход солнца». По-французски «впечатление» – impression, это дало повод критику-острослову Леруа «обозвать» участников выставки «импрессионистами». Данное в насмешку определение утвердилось за новым художественным течением.У истоков импрессионизма стояли художники Эдуард Мане и Эдгар Дега.
Эдуард Мане (1832-1883)
Слайд 4. Эдуард Мане вышел из богатой семьи, желая «идти в ногу со временем» он искал новое в искусстве. Используя приемы классицизма (главные персонажи в центре, использование античного или мифологического сюжета, трехмерность), он добавлял современные явления.
Слайд 5. «Завтрак на траве»В этой картине демонстрируется приверженность к реалистической традиции прошлого и вместе с тем к реальной действительности. В эпизоде завтрака на лоне природы он представил, по примеру мастеров Возрождения, обнаженную модель, но рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами.
Слайд 6. «Бар в Фоли-Бержер».
Слайд 7. «Флейтист».Отказ от композиционной схемы в классики, музыкант погружен в мир звуков.
Слайд 8. «Музыка в Тюильри».
Эдуард Мане
––> Наиболее запомнившееся произведение
––> Смелость композиции, фрагментарность
Как и Эдуард Мане, реалистические традиции в искусстве новаторски развивал Эдгар Дега.
Эдгар Дега (1834-1917)
Слайд 9.Эдгар Дега свое дарование посвятил любимому им театру, он не работал на пленэре, почти не писал с натуры, был по его словам «колористом посредством линий». Его увлекала задача – передать разнообразие движений со всей точностью. Отсюда – сложные ракурсы, необычные повороты.
Слайд 10. «Голубые танцовщицы».
Слайд 11. «Монотипия».
Слайд 12. «Абсент». Тема безнадежности, одиночества в большом городе.
Эдгар Дега
––> Наиболее запомнившееся произведение
––> Передача движений, изображение танцовщиц
Клод Моне (1840-1926)
Слайд 13. Самым последовательным приверженцем нового направления по праву считается Клод Моне. Моне стремился запечатлеть окружающую действительность в её подвижной изменчивости и мимолетных красочных ощущениях. Его влекли переменчивые солнечные блики, многообразие оттенков неба, облаков, деревьев, света. Свои лучшие полотна художник написал на пленэре, в местечке Аржентей, под Парижем.
Слайд 14. «Впечатление. Восход солнца». Картина дала название художественному течению. В этих полотнах Моне использовал «мазковую» технику.
Слайд 15. «Стог сена в Живерни».Серии картин «Стог сена», «Руанский собор», показаны в оттенках разного времени суток.
Слайд 16. «Поле маков».
Слайд 17. «Паруса в Аржентейле».
Клод Моне
––> Наиболее запомнившееся произведение
––> Разнообразие мазков, передача изменчивости природы
Этой же техникой пользовался Огюст Ренуар.
Огюст Ренуар (1841-1919)
Слайд 18. Среди импрессионистов он занимает особое место, это один из самых одаренных французских художников второй половины XIX века. В его творчестве значительное место занимают портреты и жанровые композиции, чаще всего раскрывающие образы французских женщин.
Слайд 19. «Девушка с веером». Портрет Альфонсины Фурнез – дочери владельца ресторанчика «Лягушатник» в Шату, где нередко писал летом свои пейзажи Ренуар. (Большая красная плоскость кресла сталкивается с интенсивным желтым фоном).
Слайд 20. «Портрет Жанны Самари». Самари – актриса «Комеди Франсез», 19-летняя любимица парижан, личность яркая и незаурядная, талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. В портрете – очарование юности.
Слайд 21. «Девушки в черном».
Слайд 22. «Бал в Мулен де ла Галетт»
Огюст Ренуар
––> Наиболее запомнившееся произведение
––> Техника «мазка», изображение женщин и детей
Камиль Писсарро (1830 – 1903)
Слайд 23. Писсарро – ведущий мастер импрессионизма, раскрывший в сельских пейзажах очарование природы Франции. Его пейзажи отличаются большой выразительностью и законченностью композиции. Его называют «поэтом Парижа» за великолепные пейзажи города.
Слайд 24. «Сена и мост Искусств»
Слайд 25. «Бульвар Монмартр». Писсарро любил писать Париж с высоких точек: его глаз охватывал широкую перспективу – одновременно дальний и ближний план. Бульвару посвящено 15 картин
Слайд 26. «Вид в Шапиовале»
Камиль Писсарро––> Наиболее запомнившееся произведение
––> Пейзаж, изображение Парижа, перспектива изображения
Итак, импрессионисты создали на полотне иллюзию света, наблюдаемую в реальной воздушной среде. Для этого они разложили цвет на основные части спектра. Вопрос – Назовите основные части спектра?Ответ – Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Импрессионисты старались не смешивать тона палитры и, ориентируясь на «секрет» зрительного восприятия мазка, когда отдельные его блики на определенном расстоянии сливаются в единое целое. Как писал Ренуар, импрессионисты использовали «сюжет ради живописного тона, а не ради сюжета».
Новизна новой школы живописи принималась французским обществом с величайшим трудом, и мастерам требовалось немалое мужество, чтобы заниматься творчеством без малейшей надежды на понимание зрителей. Последняя выставка, 8 по счету, состоялась в 1886 году. К тому времени умер Эдуард Мане и монолитная ранее группа распалась. Сислей умер в нищете, но уже через год его картины продавались по баснословным ценам. Мировая известность выпала в полной мере только на долю Клода Моне.
5. Закрепление
Надеюсь, теперь вы сумеете без труда определить художественные произведения данного направления. Давайте проверим.
Кто из художников стоял у истоков импрессионизма?(Моне и Дега)
Кто из художников писал в жанре пейзажа?(Моне)
Кто из художников писал портреты женщин и детей?(Ренуар)
Кто из художников писал портреты тансовщиц?(Дега)
Временные рамки импрессионизма?(70-80гг.19в.)
Когда и где возник импрессионизм?(в 1874г. в Париже)
Особенности стиля импрессионизма?(создание иллюзии света)
6. Домашнее задание: Т.3, таблица в тетради.