Статья Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.

Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь.
(Китайская пословица)
Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.
Творческий проект по английскому языку: «Добро пожаловать в мир сказок!»
Участники проекта: учащиеся 5 классов.
Продукт проекта – Фестиваль сказок для учащихся 2-6 классов.
Для инсценирования обучающиеся выбрали сказки: «Красная шапочка», «Теремок», «Репка».
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
В стандарте нового поколения большое значение в обучении уделяется деятельностно-компетентностному подходу, т.е. самостоятельной, практической деятельности обучающегося. В связи с этим огромную популярность в урочной деятельности приобретает учебный проект.
Что такое учебный проект?
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Бухаркина М. Ю.
Цели учебного проекта:
Научить обучающихся:
сотрудничать;
приобретать знания самостоятельно;
систематизировать полученную информацию;
пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач;
работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли;
пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций;
делать выводы и заключения;
получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект многогранен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проекты бывают:
практико-ориентированные,
исследовательские,
информационные,
творческие,
ролевые проекты.
Это могут быть мини-проекты (укладываться в 1 урок), краткосрочными (требуют 4-6 уроков), недельными (выполняются в группах в ходе проектной недели), долгосрочными.
Для учащихся 5 классов школы, учитывая их возрастные особенности, более приемлемы творческие проекты.
Творческий проект – особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетичность, научность, познавательность или иную ценность.
Особенность творческого проекта заключается в презентации. Учащиеся любят работать над творческими проектами, так как видят результат не только своего труда, но и одноклассников с помощью яркой, наглядной, увлекательной презентации. Результатом творческих проектов могут быть: альманахи, театрализация спектаклей, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, фотовыставки, деловых игр, электронных презентаций и другие.

Творческие проекты можно осуществлять не только во внеурочной деятельности, но и в учебном процессе, на уроках. Творческий проект, с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат.
Таким образом, применение творческих проектов учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.
Этот проект вызван необходимостью формирования речевой компетентности при обучении английскому языку, позволяющей осуществить общение в театральной деятельности, которая дает возможность учащимся использовать свои знания и навыки в реальных жизненных ситуациях (или максимально приближенных к ним).
Новизна проекта заключается в том, что он составлен с учетом возрастных особенностей детей, желанием проявить себя в творческой деятельности, что повышает мотивацию изучения иностранного языка, а также, нашего опыта в том, что он позволяет осуществить перенос учебных знаний на практику, в ситуации, в которых организуется речевое свободное общение.
Направленность проекта:
Творческий проект, направленный на развитие речи обучающихся, повышение интереса к предмету английский язык.
Цель: Формирование у детей интереса к сказке путем вовлечения в познавательно-творческую деятельность
Основная цель постановки: привить учащимся интерес к драматизации народных сказок на английском языке.
Цель: Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся
Создание положительной мотивации, познавательной активности и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
активизировать лексические и грамматические навыки;
ознакомить учащихся с социокультурной информацией;
формировать умение отчетливо и внятно произносить слова;

2. Развивающие:
развивать умения и навыки диалогической и монологической речи;
развивать навыки выразительного чтения текстов (ролей), аудирования;
развивать творческие и артистические способности у учащихся;
развивать интонационную выразительность;
развивать память, зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение и фантазию;
развивать умение работать в команде и чувства ответственности за результат.

3. Воспитательные:
воспитывать интерес и положительное отношение к английскому языку, повысить мотивацию к его изучению;
воспитывать любовь, эмоциональную отзывчивость и доброе отношение ребенка к животным и окружающему миру;
воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в отношениях с детьми и взрослыми;
воспитывать чуткое отношение к слову в процессе обращения к иной языковой культуре;
воспитывать ценностное отношение к творческой деятельности, а также к ее продуктам.

Этапы работы над проектом:
I этап. Погружение в проект.
Мотивация учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Определение темы, уточнение целей, распределение в рабочие группы.
II этап. Организация деятельности.
Анализ проблемы, продумывание этапов деятельности, определение источников информации.
Распределение ролей в группе, кто и за что будет отвечать.
Выяснение, что нужно для подготовки заранее.
III этап. Осуществление деятельности.
Уточнение, какие материалы будут нужны, к кому можно обратиться за помощью.
Осуществление промежуточных обсуждений, полученных данных в группах.
IV этап. Оформление результатов.
Участие в коллективном анализе проекта, анализ выполненной работы, достигли ли поставленной цели.
V этап. Презентация результатов.
Выбор формы презентации
Осуществление защиты проекта.

Очень важно, что учащиеся на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, учителю, зрителям. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности.
Сказка на иностранном языке даёт возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развить образную выразительную речь ребёнка.
Сказка привлекает детей, так как, играя, они могут проявить полностью свою фантазию.
Постановка сказки имеет большое значение для развития личности ученика: принимая на себя различные роли, ребёнок сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нём творческие возможности.
Следует особенно отметить, что обучение английскому языку по предложенной методике проходит легко, наблюдается активное и заинтересованное участие учеников в процессе обучения, каждый переживает за своих одноклассников и за результат работы группы в целом. Методика прививает преодоление чувства неуверенности перед незнакомым материалом и желание усовершенствовать свои знания. Обучение проходит в доброжелательной, положительно-эмоционально окрашенной атмосфере.
Работа над спектаклями, применение ИЯ развивает и критическое, и интуитивное мышление, формирует навыки чтения, увеличивает словарный запас, улучшает темп, тон, выразительность речи.
Кроме того вызывает активизацию работы правого – эмоционально-чувственного полушария головного мозга, которое в условиях школьного обучения становится все менее задействованным. Применение драматизации обеспечивает возникновение у учащихся положительно окрашенных эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности.
Чем чаще и раньше учитель обращается к театральным постановкам на уроке. Тем эффективнее и интенсивнее происходит усвоение лексико-грамматического материала, навыков речевой деятельности. Участвуя в спектаклях, учащиеся видят практическое применение своих знаний, и уже не будут сидеть на уроках со скучающим видом и задавать подобный вопрос: “А зачем мне учить английский?”. Отличным стимулом к активному участию школьников в театре является выступление перед учащимися других классов и перед родителями. Немногие ученики остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа.
Актуальность использования игр и инсценировок на уроках и во внеурочной работе по предмету продиктовано несколькими причинами:
Во-первых, традиционная классно-урочная организация обучения часто несет на себе печать монотонности и однообразия, что является одной из основных причин снижения мотивации к учению у школьников. Игра, как один из активных методов обучения, привносит оживление и разнообразие занятию языком.
Во-вторых, учебная игра является одним из методов снижающих адаптационные издержки перехода ведущей (игровой) деятельности на учебную.
В-третьих, игра способствует работе воображения и развитию творческой активности учащихся.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Объект 115