«Изменение формы представления информации. Систематизация, поиск, кодирование »


Конспект
пробного урока по информатике
Тема: «Изменение формы представления информации. Систематизация, поиск, кодирование ».
Студентки 751 группы
Лесникова Алина.
Место проведения занятия:
Школа № 2 , класс 5 , каб.№5
Дата проведения занятия 04.04.13.
Начало занятия 8 час. 00 мин.
ФИО преподавателя-консультанта
Кубасова М.Ф.
Допуск к проведению урока:
(подпись преподавателя)
_____________________________,
Дата _________.
Цели урока:
Образовательные: Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её содержания.
Дать самое общее представление о систематизации информации.
Способствовать расширению представления учащихся о возможности компьютера по обработке текстовой информации.
Воспитательные: Воспитывать интерес к творческой и исследовательской деятельности.
Содействовать формированию у школьников чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность.
Развивающие: Содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в практической работе.
Использовать навыки самостоятельной работы.
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные, инновационные, метод самостоятельной практической работы по инструкции под наблюдением учителя.
Формы обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Оборудование: ПК, проектор, мультимедийная презентация, интерактивная доска, набор тематических рисунков, телефонный справочник, словари, энциклопедии, алфавит.Основные понятия:
код;
кодирование;
текст;
текстовая информация.
План урока:I. Орг. момент. (2 мин)II. Актуализация знаний. (10 мин)III. Объяснение нового материала. (12 мин)
IV. Закрепление изученного материала. (14 мин)V. Д/з (2 мин)VI. Вопросы учеников. (2 мин)VII. Итог урока. (2 мин)
Для урока:
рабочие тетради
учебник “Информатика 5” под ред. Л. Л. Босовойпрезентация
кабинет информатики, проектор, компьютеры
Орг. момент
Актуализация полученных ранее знаний и умений; коррекция и обобщение результатов
(5-6мин)
Изложение нового материала развивающего характера с помощью презентации (10мин.)
Закрепление новых знаний -2.(7 минут)
Рефлексия за компьютером.Контроль знаний. Подведение итога урока, выставление оценок, домашнее задание
Здравствуйте! Садитесь.
Сегодня на уроке, мы, сначала, вспомним, чем занимались на прошлом уроке (неделю назад). Затем займёмся кодированием и декодированием информации, систематизацией информации и поиском информации.
1 вопрос:
Что такое обработка информации?
Ответ:
Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать слайд №1 из презентации. Дети, которые выучили и рассказали правильно, увидели подтверждение своих слов. Дети, которые дома не выучил или выучил плохо,сейчас ещё раз вспомнили определение.)
2 вопрос:
С какими типами обработки информации вы знакомы?
Ответ:
Обработка, связанная с получением новой информации.
Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.
(Сначала выслушать детей, затем показать слайд №2)
- А ещё мы решили 2 задачи.
В одной задаче нужно было ответить на вопрос, т. е. получить новую информацию из уже имеющейся. В другой задаче нужно было расшифровать сообщение, т. е.изменить форму, а не содержание (заменить цифры буквами из таблицы учебника на стр. 30). (слайд №3)
1.Постановка темы урока.
Вызываются 2 учащихся.
-Перед вами два одинакового набора картинок (один набор развешен на доске по группам, карточки перевернуты; другой стопкой в конверте). Необходимо найти картинку с изображением танка.
Вопрос классу: Кто найдет быстрее? Почему?
- Вот, это и есть наша тема урока: «Изменение формы представления информации. Систематизация информации» (слайд №4 )Вопрос:
Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики?
Ответ:
На уроках математики мы решаем чаще всего задачи связанные с получением новой информации.
Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования).
Запишите в тетради способы кодирования информации.
Задача №1
(устно)
(слайд №6)
По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя.

Ответ:
Пятачок
Вопрос:
Какой способ кодирования здесь представлен?
Ответ:
Графический, т. к. использованы рисунки.
- Ребята, оказывается, вы сейчас изменили форму представления информации, заменили графическую на символьную (рисунки заменили буквами), но не меняли содержание. Задача №2
(слайд №7)
А) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.
КОТ, РЫБА, ОКУНЬ, ЛЕС, ИГЛА, КОЗА
Б) (письменно в тетради) Таким же способом закодируйте своё имя.
(Устно спросить нескольких учеников результат кодировки.)
Вопрос:
Какой способ кодирования информации вы использовали?
Ответ:
Символьный, т. к. использованы буквы.
На уроках английского языка вы пользуетесь словарём, переводите текст с английского языка на русский, т. е. тоже изменяете форму представления информации.
Итак
, при кодировании и декодировании происходит обработка информации связанная с изменением формы представления информации, а не её содержания. (слайд №8)
Ещё очень важным способом изменения формы представления информации является систематизация информации.
Систематизировать информацию – что это значит? (слайд №9)
Нам предстоит ответить на этот вопрос.
Но сначала рассмотрим несколько примеров. (слайд №10)
Задание №3 Графическую информацию замените на символьную, и заполните таблицу по основному признаку предмета.

- Посмотрите внимательно и запишите названия этих предметов в таблицу.
(У всех розданы готовые таблицы. Приложение2)
Наводящий вопрос:
Как можно назвать столбцы?
Ответ:
музыкальные инструменты
спортивный инвентарь
цветы
(Дети заполняют сами.)
Задание №4
Систематизируйте. (слайд №11)

Одежда Обувь Головные уборы
(Дети заполняют розданные заранее таблицы. Результат проверим устно). 1. Ребята скажите: “Как в телефонных справочниках, словарях, энциклопедиях систематизирована информация?”
Возможные ответы:
По алфавиту
По темам
По датам
По местоположению и т. п.
Вопрос:
А для чего информацию расположили именно таким образом?
Возможный ответ:
Информация расположена так для того, чтобы можно было быстро найти то, что нужно.
- Верно, молодцы, а теперь следующее задание устно.
Задание (устно): (слайд №12)
Подберите синонимы к слову“ Систематизировать”.
Возможные ответы:
Расположить
Разобрать
Отсортировать
Разложить и п. т.
Вопрос:
Ребята, как вы думаете, что значит систематизировать информацию?
(Выслушать несколько мнений и показать (слайд №13)Систематизировать - это значит расположить таким способом, чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации.
Вопрос:
Для чего нужно систематизировать информацию?
Ответ:
Систематизировать информацию нужно для того, чтобы можно было легко найти нужную информацию.
Итак, можно сделать вывод о том, что если информация систематизирована, то поиск нужной информации осуществляется быстро. (слайд №14)
Вопрос:
Ребята, подумайте и скажите: “Где и как человек находит, получает информацию?” (Сначала выслушать возможные ответы)
(слайд №15)
Методы поиска информации:
Наблюдение
Общение
Чтение соответствующей литературы
Просмотр телепередач
Работа в библиотеках
И другие методы
задание за компьютером: (слайд № 17)
Воспользуйтесь терминологическим словарём в учебнике стр. 187 и заполните таблицу.
(Таблица уже заранее подготовлена на каждом компьютере. Дети ищут нужный материал в словаре учебника и печатают, заполняют таблицы. Приложение 3)Ответ: Приложение 4термины значение
код система условных знаков для представления информации
информация сведения об окружающем нас мире
пользователь человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задач.
- Ребята, подведём итог.
(перед звонком слайд №18)
Вывод: Обработка связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая содержания, происходит при кодировании, систематизации и поиске.
Д/з §1.13.задание 5 (7-15);.Р.Т. №48, 49 стр. 48-49
Резерв. Практическая работа № 9 (Задание 1,2)
Источники:
Учебник “Информатика 5” под редакцией Л. Л. Босовой, 2010г.
http://images. google. ru“Информатика в играх и задачках” Методические рекомендации для учителя под ред. А. В. Горячева, 1998г.