Урок русского языка в 4 классе. Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов.

Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока
На доске написаны пары глаголов,в которых выделены суффиксы:
КРАСИТЬ-КРАСИЛ, ЧИТАТЬ-ЧИТАЛ, ИГРАТЬ- ИГРАЛ.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.(Суффиксы у глаголов в неопределенной форме и в прошедшем времени.)
II. Минутка чистописания
На доске написаны слова:
СПИСАЛ, ЕДЕТ, ПРИВЕЗУТ, ОТЪЕХАТЬ.
- Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук. Какая это буква? (З).
- В каком слове? (ПРИВЕЗУТ.)
- Вторая буква находится в глаголе неопределённой формы и обозначает два звука. Какая это буква? (Е.)
Какие два звука эта буква обозначает? ([и], [э].)
- В каком слове? (ОТЪЕХАТЬ.)
- Третья буква- один из признаков глаголов прошедшего времени. Какая это буква? (Л.)
- Назовите глагол прошедшего времени. (СПИСАЛ.)
- Назовите шесть вариантов расположения данных букв. (ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ.)
III. Работа по теме урока
а) Работа с доской.
КРАСИЛ, ЧИТАЛ, ИГРАЛ.
- Ребята скажите пожалуйста какого времени эти глаголы? (Глаголы прошедшего времени.)
- Докажите? (Отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ?, обозначают действие, которое уже происходило, имеют суффикс -Л.)
- Поставьте ударение в словах. В какой части слова находятся безударные гласные? (В суффиксе.)
- Образуйте от данных глаголов неопределенную форму.
КРАСИЛ- КРАСИТЬ, ЧИТАЛ- ЧИТАТЬ, ИГРАЛ- ИГРАТЬ.
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: У глаголов в пошедшем времени перед суффиксом -Л пишется тот же суффикс, что и перед -ТЬ в неопределённой форме.
б) Работа по учебнику.
А теперь выполним упражнение 500, на стр.109.
- Напишите глаголы в прошедшем времени в единственном числе мужского рода и во множественном числе. (Строить - строил, строили; клеить- клеил,клеили; верить- верил, верили; бросить- бросил, бросили; кончить- кончил, кончили; начать- начал, начали; падать- падал- падали; слышать- слышал, слышали; видеть- видел, видели; обидеть- обидел, обидели; таять- таял, таяли; сеять- сеял, сеяли; веять- веял, веяли; лаять- лаял. лаяли; затеять- затеял, затеяли.)
IV. Физкультминутка
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают.
Головой качают.
V. Словарно- орфографическая работа
Диктант с подготовкой.
Упражнение 517, стр.118.
- найдите в тексте глаголы, которые у нас получились. Какие ещё глаголы использует М.Горький? ( Смотреть, вспыхнул, поднимают, горят, пришёл.)
- Прочитайте предложения с однокоренными членами. (Ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней. А над ними уже кружатся золотые пчёлы и осы. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу.)
VI. Домашнее задание
Упражнение 515, стр 117, учить правило на стр. 109.
VII. Итог урока
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом -Л в глаголах прошедшего времени?
1. Надо образовать неопределённую форму.
2. Выяснить, какой суффикс стоит перед -ТЬ.
3. В глаголы прошедшего времени перед суффиксом -Л надо написать тот же суффикс.