Эффективный урок русской литературы в условиях полилингвальной среды


Эффективный урок русской литературы в условиях полилингвальной среды
(на примере урока русской литературы)
Учить морали – глупая морока,
не лучшая, чем дуть на облака;
тебе смешна бессмысленность урока,
а пафос твой смешит ученика.
И. Губерман
Эти строки заключают в себе глубокий смысл. Каждый учитель, который читает, воспринимает его по-своему: кто-то согласен, а кто-то нет. На вопрос, каким должен быть современный учитель, ответил в свое время Антуан де Сент-Экзюпери: «Я не говорю: «Приди ко мне, и я обрежу лишние ветки, вылеплю тебя, придам форму»; я говорю: «Приди ко мне, и ты породишь сам себя» «...». Чтобы стать учителем с большой буквы, нужно стремиться к этому, развиваться, совершенствоваться. Если учитель успешен, то успешны и его ученики. Если есть успех, то и есть качество в обучении.
Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение новых информационно-коммуникационных технологий отвечает требованиям модернизации образования.
В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет активизировать урок, повысить темп, увеличить объем самостоятельной работы ученика. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель умел использовать эту технологию, ведь современный урок – это, прежде всего, эффективный урок.
Что мы понимаем под словом эффективный урок? Эффективность урока заключается в результате качества образования. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения.
Одним из приемов эффективного обучения являются методика технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ) и использование проблемного диалога на определенных этапах урока.
Эффективность образовательного процесса для учащихся может быть значительно повышена путем применения решения творческих задач. Методики обучения ТРИЗ располагают инструментом подбора игр, заданий и упражнений для занятий по развитию качеств творческой личности учащихся.
Что заключает в себе ТРИЗ?
Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока;
Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других учащихся;
Мотивация познавательной деятельности на уроке;
Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;
Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой;
Достижение целей урока, его результативность.
Каждый урок учителя – это исследовательская работа для учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока или могли объяснить.
Решению этой задачи способствует проблемно-диалогическая технология. Чтобы создать проблемную ситуацию, учитель «проводит» учеников через звено постановки проблемы, который вызывает у учеников мотивацию к изучению или обобщению темы.
Немало важным является и инструкция к уроку. Она обеспечивает способ, порядок урегулирования вопроса, выполнение чего-либо согласно правилам, обычаям, способ выполнения, решения какого-либо дела, ход, порядок, процесс. Инструкция может быть дана как в письменной, так и в устной форме.
Второе, урок должен начинаться с мотивации. Мотивация – это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности. Какой она должна быть?
Технологичной;
Доступной и простой.
Краткость (экономичность с точки зрения времени и энергетических затрат).
Адекватной (связь с темой, с ее содержанием, соответствие возрасту, интересам и особенностям учащихся)
Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время получить обширный материал.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование информационно-коммуникационных технологий положительно влияет на качество обучения: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность в работе, способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий.
Эффективный урок – это слаженный, четко работающий механизм. Не услышишь его импульса, не прислушаешься к нему – и урок не получится.
Использованная литература
Лекция Иоффе А.Н., доктор педагогических наук, профессор АПКиППРО, МГПУ;
Лекция Крыловой Ольги Вадимовны, АПКиППРО, кандидат педагогических наук, г. Москва;
Лекция Мельниковой А.И «Как использовать проблемный диалог в обучении», кандидат педагогических наук, Лауреат госпремии;
Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. Доклад 2-й регион. Науч.-практ. конф. (Челябинск, 4-5 июня 1999). Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ- инфо», 1999. – 52 с