Статья Здоровьзберегающие технологии на уроках хакасского языка


В.П. КиргинековаУчитель МБОУ «Базинская СОШ» Аскизского района Республики Хакасия
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НА УРОКАХ ХАКАССКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
В Республике Хакасия проживают представители более чем 90 национальностей. В нашем регионе возрождение социального и культурного статусов национальных языков стало важнейшим фактором создания благоприятного климата межнационального общения.
В республике приняты законы «Об образовании» (17-18 февраля 1998 г.), «О языках народов Республики Хакасия» (20 октября 1992 г.), «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений» и другие законодательные документы, в которых закреплено право каждого проживающего на территории республики на свободный выбор языка воспитания и обучения.
К сожалению, на сегодняшний день употребление национального разговорного языка сохраняется в основном в сельской местности среди компактно расселенного хакасского населения, хотя хакасский язык, его памятники и историю постоянно изучают крупнейшие ученые – лингвисты, историки, литераторы, этнографы, археологи. Поэтому преподавание хакасского языка в системе общего образования – это путь, ведущий к расширению функций хакасского языка.
Можно заметить, что в последние годы интерес к родному языку со стороны представителей коренной в РХ национальности возрастает. Очевидно, что массово и действенно влияет на данную ситуацию средняя школа. Национальная школа в сельской местности выполняет свою основную задачу – соблюдение конституционного права каждого ребенка изучать свой родной язык, потому что именно в ней организовано изучение хакасского языка как самостоятельного учебного предмета.
На уроках хакасского языка и литературы, так же как и в преподавании других школьных дисциплин, большое внимание уделяется специальной работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Сельская школа одним своим существованием призвана формировать здоровый образ жизни. Здание школы, как правило, находится в зеленой зоне села, где всегда свежий воздух и благоприятные экологические факторы. Поэтому использовать элементы здоровьесберегающих технологий в своей работе может абсолютно каждый педагог.
Однако не все факторы, воздействующие на здоровьесбережение обучающихся, поддаются нашему влиянию. Мы не всегда можем улучшить некоторые технические и технологические недостатки образования (недостаточная освещенность классов, интенсификация учебного процесса, отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым и др.). И медики все чаще и чаще констатируют факты, приводящие к нарушению здоровья.
Хотя есть еще несколько факторов, использованием которых мы можем повлиять на здоровьесбережение учащихся:
Комнатные растения. Они не только украшают любое помещение, но и очищают воздух в современных помещениях, оснащенных новым строительным материалом, от углекислого газа (впитывают в себя токсины, тяжелые металлы, химические пары от красок) и пополняют его кислородом, некоторых людей успокаивают, некоторых бодрят, снимают агрессию, возбудимость, вспыльчивость, предотвращают многие простудные заболевания. Ощутимый оздоровительный эффект достигается в заботе детей о цветах, «разговор» с ними, именно тогда растения отдают всю свою положительную энергию.
Правильно подобранный цвет стен классного кабинета положительно влияет на эмоциональное состояние, самочувствие и работоспособность обучающихся.
Шумы природного происхождения (шум морского прибоя, дождя, негромкое пение птиц, шелест листвы) благоприятно влияют на организм ребенка и подростка.
На уроках педагоги Базинской СОШ Аскизского района стремятся создать благоприятную микросреду и морально - психологический климат, организуют пропаганду здорового образа жизни. Во время учебного занятия создается доброжелательная обстановка, в речи присутствует только спокойная интонация, оказываются оптимальные порции внимания ко мнению каждого ученика, допущенные ошибки тактично поправляются, самостоятельная мыслительная деятельность активно поощряется. На таком уроке у детей обычно не возникает эмоционального дискомфорта, и когда обучающиеся с чем-то не справляются, что-то не могут выполнить, страх и напряжение у них отсутствуют, они начинают смелее выражать свою точку зрения.
При подготовке к уроку хакасского языка в любом классе обращаем внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. На каждом уроке проводим физминутки (динамические паузы) с упражнениями для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата. Стараемся эмоционально разряжать напряженную ситуацию с помощью шуток, улыбок, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов, все это помогает психологической разгрузке детей. В качестве контрольных или самостоятельных работ используем тексты, пропагандирующие разные виды спорта и туризма.
Часто при получении оценок дети испытывают определенный эмоциональный стресс, что может отрицательно сказаться на психологическом здоровье , поэтому для снятия психологического напряжения можно использовать три вида оценивания: самостоятельная оценка своей работы; взаимопроверка (работа в парах, группах); обоснованная оценка учителя. Общий объем домашнего задания по хакасскому языку соответствует требованиям СанПин. Оно четко комментируется учителем в конце каждого урока.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроках хакасского языка в Базинской СОШ Аскизского района Республики Хакасия позволяет обучающимся успешнее пройти процесс адаптации и социализации в современном пространстве, раскрыть разнообразные творческие способности. В результате здоровьесберегающего образования на уроках хакасского языка в сельской школе у детей формируется потребность в здоровом образе жизни, вырабатывается безопасное поведение, повышается их учебная мотивация.
Библиографический список
Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе. М., 2002. 270 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
© Киргинекова В.П., 2016