Презентация по литературе на тему Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького На дне (11 кл)


Уроки литературы 11 класс ЦЕЛЬ УРОКА: ПОКАЗАТЬ НОВАТОРСТВО М.ГОРЬКОГО-ДРАМАТУРГА,ОПРЕДЕЛИТЬ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЖАНРА И КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ ПЬЕСА, ДРАМА, КОМЕДИЯ – САМАЯ ТРУДНАЯ ФОРМА ЛИТЕРАТУРЫ М. ГОРЬКИЙ ДРАМА Драма — один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой). Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д. Пьеса “На дне”, создана в 1902г. –году переломном ( преддверие 1 русской революции), когда происходило гигантское расслоение общественных сил, вызвавшее появление различных политических партий, теорий, философских споров, в основе которых – народ. Именно люди, человек становится главным героем пьесы. Люди, изображённые в ней – босяки. Свою пьесу Горький писал по “заказу” МХТ. “ Всем нам хотелось, чтобы Горький написал пьесу из жизни босяков, и актеры, чтобы их игра была достоверна, совершали специальную экскурсию на так называемый Хитров рынок, где во множестве обитали босяки, и изумление их было беспредельно». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»…(М.Горький о пьесе «На дне») Названия«Без солнца»«Ночлежка»«В ночлежном доме»«Дно»«На дне жизни»«На дне»Почему оставил «На дне?» Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой».Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окна, как будто ищет среди подвальных обитателей людей Своего угла нет ни у кого.Везде по стенам нарыВсе друг перед другом напоказ Укромное место только у АнныВезде грязь Ранняя весна, вечер на пустыре, «засоренном разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте»Темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек Происходят существенные переменыПерегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезлаДействие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола.Но последний «акт» драмы совершается все же на пустыре – там удавился Актер РАБОТА С АФИШЕЙ ПЬЕСЫ Автор собирает под одной крышей людей разного возраста, разного социального положения.Из афиши перед нами предстают персонажи с конкретным житейским опытом, накопленным в определённой среде. В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим унизительным положением. Люди ощущают себя «бывшими» («я был…»). Только один Клещ не смирился ещё со своей участью. Как и почему герои Горького оказались в ночлежке? Сатин «Убил подлеца в запальчивости и раздражении…из-за родной сестры», отсидел в тюрьме(д.3-49)Бубнов ушёл из дома от греха подальше, чтобы не убить жену и её любовника(д.3-49)Барон разорился(д. 4-59)Актёр спился(д.2-36)Пепел-вор, его судьба предопределена уже при рождении(д. 2-30) Предметом изображения в пьесе становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на «дно» жизни Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней:Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники.Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми.Этот конфликт никак не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Наташа Василиса Васька Горький изображает сознание людей «дна».Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обычной жизни, сколько в диалогах героев.Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта.Действие переносится в внесобытийный ряд.Это характерно для философской драмы.Жанр пьесы – социально-философская драма Жизненный путь Сатина, Бубнова. Выписать суждения о жизниЛука в системе персонажей.(портрет, речь, самохарактеристика, сюжетная характеристика(поступки)). Авторская позиция по отношению к Луке.Высказывания Луки о людях, о жизни, о вере, о правде.Кто из героев пьесы достиг своей цели?