Экологические традиции калмыцкого народа

Районная конференция юных исследователей окружающей среды








Направление:
Гуманитарно-экологические исследования




Название работы:

Экологические традиции калмыцкого народа



Автор работы:
Зодбаева Герензел Александровна
10 класс



Место выполнения работы:
п. Хомутников
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Хомутниковская средняя общеобразовательная школа»


Руководитель:
Мухлаева Эльвира Ивановна,
учитель химии





2009год





Введение

Изучение истории взаимоотношений калмыцкого народа с окружающей природой, мировоззрения народа в его традициях, обрядах, песнях, поговорках и танцах – является темой моей исследовательской работы.
Актуальность темы определяется тем, что в наши дни, в эпоху научно-технического прогресса природа испытывает на себе все возрастающее влияние человека. Мир так изменился всего за несколько десятилетий, что проблема отношений природы и общества – экологическая проблема – стала одной из глобальных проблем человечества, от которой во многом зависит наше будущее. Проблема заключается в непонимании человеком всей тонкости структуры природы, бережного отношения к ней. Преодоление экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но и от экологической культуры, развития мировоззренческого сознания человека. И поэтому мы решили обратиться к опыту предков, на природопользование, а также изучить экологические традиции калмыцкого народа.
Жизнь кочевников-скотоводов проходила в каждодневном общении с природой. Преклоняясь перед стихией, они научились бережно, с пониманием относиться к земле, воде, флоре и фауне своего края, осознавая себя его органической частью. С младенчества усваивалась мудрость: будь добр с природой, со степью, бери не разрушая...
Методы, применяемые в работе:
1.Изучение данного вопроса в этнографических материалах исследователей культуры калмыцкого народа
2. Анализ собранного материала.



1. Степь – мой дом.

Калмыкия расположена между нижним течением Дона, Волги. Кумы и северо-западными берегами Каспийского моря. Эта территория характеризуется резко континентальным, засушливым климатом. Каспийское море заметного влияния на него не оказывает.
Степь формирует личность. Ярко-голубое высокое небо, воздух чистый и прозрачный, которым легко дышится, очень много солнца - оно и светит и греет, бескрайние степные просторы - все это способствует формированию таких качеств, как доброта, стремление к созиданию, любовь ко всему, что тебя окружает
Жизнь кочевников-скотоводов проходила в каждодневном общении с природой. Преклоняясь перед стихией, они научились бережно, с пониманием относиться к земле, воде, флоре и фауне своего края, осознавая себя его органической частью. С младенчества усваивалась мудрость: будь добр с природой, со степью, бери не разрушая... Степь в экологическом плане очень уязвима. Симптомы возможной эрозии и оскудения почвы всегда были хорошо известны кочевникам с юных лет и принимались во внимание при составлении маршрутов перекочевок. Все четыре вида скота круглогодично находились на подножном корме, но животные перегонялись с места на место по мере скармливания травы на пастбище. Передвижения соответствовали строго продуманной системе, заключающейся в том, что для каждого сезона года выделялись определенные территории, в нужный период богатые кормом для скота и дающие возможность укрыться от непогоды. Учитывались климатические, растительные, водные и прочие условия. Нарушения этой системы допускались только в экстремальных случаях (война, эпидемия). Благодаря традиционному порядку стравливания пастбищ каждое из них "отдыхало" в течение нескольких месяцев, что предотвращало разрушение почвенного покрова степи. Эти и другие насущные знания составляли основу народного воспитания.
Веками, например, существовал порядок, позволяющий рационально использовать корм в период выпадения глубоких снегов: вперед пускали табуны лошадей, которые разгребали своими копытами снежный покров, поедая верхушки трав, за ними следовал крупный рогатый скот, а затем шли овцы и козы, съедавшие траву до самых корней (копыта калмыцкой курдючной овцы, широкие и закругленные, щадяще воздействовали на почву). Калмыки, воспитывая у детей бережное отношение к природе, нередко использовали определенные обряды и табу. Так, даже малышам запрещалось без нужды ковырять землю ("нарушать сон земли"), потому что это могло нанести ей урон. В обычае было перед уходом с места стоянки разжигать в двух местах костры. Между ними проезжали сами и прогоняли скот. "Очищение огнем" проводилось для освобождения от болезнетворных микробов и накопившейся рухляди, оставался лишь след от очага.
Близость к природе, постоянная зависимость от нее не только способствовала накоплению эмпирических знаний об окружающей действительности, но и развивала наблюдательность, уникальную способность ориентироваться в бескрайних просторах степей. А.М. Амур-Санан писал: "Калмык любит и понимает степную природу... Истинный степняк как бы читает сокровенные тайны природы. Он по утренним и вечерним зорям, по движению туч и по характеру ветра, по полетам птиц и по другим, ему одному ведомым приметам предсказывает, какая будет погода через день. Утром скажет, что будет вечером, а вечером скажет, каково будет утром. Степняк тонко чувствует красоту и музыку степи"
Отмечая природную наблюдательность калмыков, переводчик эпоса "Джангар" Семен Липкин писал: "В обширной степи, в этом ковыльном океане, географические понятия входят в сознание с детства: иначе не проживешь. Здесь мало рек, дорог, редки дома - поневоле развивается наблюдательность. Познавательными знаками путнику служат незаметное изменение цвета травы, неглубокая балка, одинокий тополь. Вы видите горизонт: зеленая окраска сливается с темно- синей, и какие-то золотые дуги то возникают, то пропадают. А калмык скажет вам, что вдали - пологий холм, что по холму скачут сайгаки (антилопы), что всего их шесть, что матка оторвалась от них на расстояние длиной в повод коня" [2].

2. Вода – это жизнь.

С особым уважением относятся калмыки к воде. В условиях засушливого климата и острого дефицита питьевой воды каждый колодец был на счету и имел свое название. Народному поэту, почетному профессору Калмыцкого университета Давиду Кугультинову принадлежит афоризм: "Степь без колодца подобна телеге без колес". Искатели воды могли найти ее по едва заметным признакам, которыми служили своеобразная растительность и ее окраска, залегание пластов глины, расположение нор степных зверьков и даже капли росы, оставшиеся на траве при восходе солнца. Запрещение осквернять воду, лить ее в огонь осталось у калмыков еще от добуддийской поры: духи воды и огня (очага) были приняты в ламаистский пантеон [3]. Во время засушливого лета калмыки совершали обряд вызывания дождя. Функция этих обрядов – обеспечение благоприятных условий и предотвращение засухи, которая губит посевы.

3. Калмыки прирожденные животноводы.

Калмыки прирожденные животноводы. Веками они выращивали четыре вида скота, прекрасно зная повадки домашних животных и пользуясь продуктами и сырьем, которые они давали. Известна поговорка: "Кто выращивает скот, у того рот всегда в масле". «Пусть будут счастливы прекрасные молодые парни, пусть будут счастливы двукосые прекрасные невестки, пусть размножаются все четыре вида скота!» говорится в народном благопожелании. «Кто ходит за скотом, любовно ухаживает за ним и выращивает его, питается его продукцией трудностей не боится никогда», поучали седые старики и бледнолицые старухи.
Уход за животным почти приравнивался к заботе о человеке. Как известно, в калмыцкой степи была разведена порода крупного рогатого скота, приспособленного к местным условиям и отличавшегося хорошим качественным мясом и значительными привесами. Калмыки очень бережно относились к жеребятам, ягнятам, телятам. Сосунки беззащитны, невинны, как дети, и рука не поднимается резать их на мясо. Будет страдать матка, грешно разлучать ее с приплодом.
Верблюда калмыки считали не только выносливым, но и очень нежным, и не случайно возникла поговорка: "Верблюжата и дети от одного до полутора лет одинаково хрупки". К верблюжатам относились, как к детям, кормили их по нескольку раз за ночь, а не только днем, в холодное время укутывали. Некоторые хозяева привязывали им на шею талисманы "бу" для предохранения от покушений "нечистых сил". При рождении верблюжонка посторонних порой не пускали в кибитку [4]. До сих пор в сельских районах сохранился обычай "мал заах", по которому новорожденному дарят молодых домашних животных - ягненка, теленка, жеребенка.
Лошадь - самое любимое животное скотовода. Жизнь кочевника была тесно связана с ней, и он берег ее и холил, обучая такому отношению и детей. Калмыки полагали, что если издохнет любимая лошадь хозяина, то это значит, что она заменила собой хозяина - пала вместо него. Глаз коня издалека видит опасность, и даже жеребенок, будучи обученным, неуязвим для стрел. Конь в бою при необходимости делал скачки в стороны, повороты, резко останавливался, нередко тем самым сохраняя жизнь всаднику. Сызмальства калмыки умели перепрыгивать на скаку с одного коня на другого, благодаря чему в стремительном боевом походе каждый наездник использовал 3-4 коня. Конь устанет, а воин - нет, это позволяло преодолевать немыслимые по стародавним временам расстояния. Конь - это целая школа жизни. Полагали, что хорошая лошадь благоприятно действует на мысли мужчины, меняя его взгляды. Интересно, что, согласно поверью, количество лошадей у одного хозяина не должно было превышать 10 тыс. голов. При нарушении табу якобы появлялся жеребенок с золотыми копытами и угонял табун в необитаемую пустыню. По-видимому, происхождение этого мифа связано с необходимостью ограничения поголовья скота с целью сохранения пастбищ от вытаптывания.
Собака - самый близкий друг кочевника, верный сторож. Она воспринималась чуть ли не как член семьи и даже как воплощение души близкого родственника. Убийство ее, естественно, приравнивалось к убийству человека. Считалось дурным предзнаменованием, если она покидала хозяина и уходила к другому.
Кошку калмыки относили к самым благородным животным, полагая ее "собакой Бога". Почтительное отношение она заслужила охраной от мышей священных пирамидок из теста, хранящихся в алтарной части буддийских храмов.
На ярмарках, на других сборищах людей или встречаясь на степной дороге, двое мужчин всегда осведомлялись друг о друге: кто он, откуда, с какого аймака. И обязательно вспоминали наиболее известную фамилию:

Вы такого-то человека знаете? Знакомы с ним?

Собеседник, если он знал о ком идет речь, отвечал:

Да, я этого человека хорошо знаю. Даже узнаю его восемь связанных костей, если он умрет.

В ответе этого человека есть особенный смысл. Выращивая скот четырех видов, калмыки прекрасно изучили анатомию животных, хорошо знали строение их скелетов и назначение каждой кости.

Особенно хорошо калмыки знали как о назначении, так и об особенностях всех костей овцы: восьми опорных, двух лопаток, двадцати шести спинных и шести шейных позвонков, грудной клетки и тазовой кости.
На свадьбах и народных праздниках наиболее уважаемого пожилого человека угощали вареной бараньей лопаткой, что считалось самой почетной пищей. Сидящим же с ним другим пожилым мужчинам подносили большие бедренные кости, а пожилым женщинам тазовые. Хозяйке дома давали плечевую кость с ребрами и переносицу от бараньей головы.
1 - Головка лопатки. 2 - Гордость хозяина. 3 - Овечий баз. 4 -Верблюжья дорога. 5. Дорога для крупного рогатого скота. 6 - Хозяйский котел и накипь на нем.



Приручение и уход за животными, изучение их повадок служили источником разнообразных знаний в области зоологии, анатомии животных, ветеринарии. Это помогало в разведении, сохранении и селекции важнейших видов скота. Особой популярностью пользовались костоправы, лечившие переломы, вывихи и прочие травматические повреждения.
С позволения священнослужителей (гелюнгов) те или иные домашние животные объявлялись священными (коровы, лошади, овцы и т.д.), после чего от употребления их мяса воздерживались. Исполнение обряда "Гал тяклген" (жертвоприношение очагу) требовало того, чтобы трубчатая кость (большая берцовая кость) жертвенного животного в течение длительного времени заботливо сохранялась как талисман; добытым костным жиром лечили воспаление среднего уха у детей. К воротнику детской одежды привязывали трубчатые кости зайца, поскольку считалось, что этот амулет защищает от дурных влияний.

4. Отношение калмыков к диким животным.

Не на всякое дикое животное и не на всякую птицу можно было охотиться. Считалось, что простительнее убить семь гелюнгов, чем лягушку, ужа, ежа, ласточку или кошку. Происхождение этих запретов различное. Лягушка в добуддийских представлениях - существо, которое держит на себе мир. Ласточка - спасительница рода человеческого, проглотившая комара - слугу злобного Мангас-хана, пославшего насекомое выяснить, чья кровь самая вкусная. Почтительное отношение сохраняется и поныне к ужу, которого ни в коем случае не разрешается убивать. Даже если он заполз в дом, его бережно выносят, дают молоко. В литературном памятнике «Оюн Тулкур» осуждается многие пороки, в первую очередь убийство.
Если живешь, хвастаясь силой и помышляя:
«Убью-ка живое существо», своя жизнь оборвется.
Если не отбросить желания навредить (кому-то) –
Себе самому навредишь.
Среди птиц наибольшим уважением пользовался лебедь. В него могли стрелять только знатные люди, что ограничивало охоту; считалось, что лебеди слишком привязаны друг к другу: если убить самку, то самец падает на землю с большой высоты и разбивается. Воспрещалось охотиться на журавлей, трогать их птенцов или кладку яиц.
Не разрешалось стрелять в сайгаков, когда они стоят кучкой на одном месте. Полагали, что в это время их доит сам Белый Старец, хозяин земли и всех животных. Волка калмыки считали "собакой неба" и почитали, несмотря на то, что он хищник (а может, и благодаря этому, ведь он своеобразный санитар стада).

5. Калмыцкий календарь

Калмыцкий календарь отражал образ жизни народа, своеобразие его восприятия мира, значимой частью которого является степь. Летосчисление велось 12-летним циклом, согласно которому каждый год носил название определенного животного: год барса, зайца, дракона, змеи и т.д. В году насчитывалось 12 месяцев: апрель - месяц лошади, май - барса, июль - курицы, август - собаки и т.д. Сутки делились так же на 12 сдвоенных часов: час быка, барса, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки, свиньи, мыши. Вплоть до первой трети XX в. калмыки пользовались солнечными часами. По углу падения солнечного луча, проникавшего в кибитку через дымовое отверстие, время определялось с точностью до пяти минут.
Животный цикл нес на себе еще одну семантическую нагрузку. Мышь - знак богатства: в северной части кибитки под этим знаком размещали самое дорогое имущество и усаживали почетных гостей. Собака - символ охоты: в северо-западной части хранилось оружие. Под знаком овцы, в юго-западной части кибитки, держали новорожденных ягнят. Под знаком зайца находилось место для детей.
Почтительное отношение к животным обусловливалось и космологическими представлениями. Так, верблюд, во многих культурах Востока почитаемый как громовержец (в эпосе "Джангар" он предстает как дышащий вулкан), связывался с течением времени, сменой лет: "Верблюд уходит, верблюжонок приходит". Собака, помощник скотовода, была одушевленным атрибутом "своего" или "освоенного" пространства.

6. Экология и фольклор.

Культ природы, культ предков, культ животных и растений запечатлены в виде заповедей в устном народном творчестве калмыков, включающем в себя народный эпос "Джангар", сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни. Калмыцкий фольклор отображает народное понимание гармонии между человеком и природой. Силы родной степи вплетаются в ткань действия, то помогая героям преданий, то подвергая их испытаниям. Характер взаимоотношений кочевника с окружающим миром проявля-
ется в почитании небесных светил, мирового дерева Галдан- Зандан с целебными листьями, Неба-Тенгри и т.д.
Неисчерпаемый источник - калмыцкие сказки. Например, "Как ленивый старик работать стал". В ней в увлекательной форме раскрывается методика приучения у труду: приобщение начинается с авансированного поощрения и использования первых результатов работы, далее предлагается перейти к одобрению; внутреннее побуждение и надлежащая привычка объявляются показателями окончательного решения проблемы воспитания трудолюбия [1].
Калмыцкий фольклор славится загадками. Они помогают знакомиться с явлениями окружающей природы, привлекают внимание к тем признакам, над которыми обычно не задумываются, активизируют мыслительную деятельность, развивают наблюдательность, память. Загадки о явлениях природы, об анатомии человека и животных служат основой для дальнейшего развития знаний по биологии и экологии. "Бегает вприпрыжку, с мордой, как у теленка" (тушканчик); "На острие шила сосуд с бульоном" (роса); "С боку дороги кипит черный котел" (муравейник).
Ведущая роль в калмыцком искусстве принадлежит песне. Она относится к наиболее древним образцам поэтического творчества. Исстари в ней выражалось восхищение деятельными людьми, их взаимоотношениями, родным краем с его животным и растительным миром. В них прослеживается мысль о единстве, взаимосвязи благосуществования природы и счастья человека.

7. Калмыцкая кибитка

Калмыцкая кибитка лишь на зашоренный прозападный взгляд незамысловата и вынужденно функциональна. Судите сами: да что это за архитектура такая – кибиточная? Ее даже как-то неловко с европейскими архитектурными роскошествами связывать. Ну разве что с шедеврами примитивизма – хрущёбами и брежнёбами.
А между тем, с калмыцкой точки зрения, кибитка не только красива и удобна, но и буквально насыщена многоплановой символикой. Притом, одновременно символикой и добуддийской, и буддийской.





В соответствии с добуддийскими представлениями, видимая часть Вселенной – это Верхний и Средний миры, они же – небо и земля. То же и в калмыцком вековечном жилище: верхний круг остова кибитки – это граница между Верхним и Средним мирами.
Жесткая ориентированность кибитки (дверь всегда расположена на южной стороне) позволяет однозначно распределить внутреннее пространство на 12 сегментов, где каждый сегмент имеет свое важное предназначение. А по солнечному лучу, падающему из верхнего дымового отверстия можно легко определить текущее дневное время.

8. Религия и экология.

Одной из главных слагаемых нравственности буддисты считают экологические проблемы. В бытовой обрядности целенаправленно и многосторонне проводиться идея зависимости благополучия человека от характера его взаимоотношений с сакральными силами природы. Сформировалось представление о том, что нормальный ход процессов в самой природе зависит от баланса грехов и добродетелей в сознании и поведении людей. Когда общественные нравы ухудшаются и количество грехов становится преобладающим, тогда возникают аномалии: землетрясения, засухи, наводнения, ливневые дожди, сельевые потоки, лавины, градобитие, ураганные ветры, суховеи, неимоверные холода, снежные заносы и т. п. (Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. -Новосибирск, 1992, - С. 130).
В быту буддийские заповеди проявлялись в бережном, сакральном отношении к окружающей среде: например, чтобы «не поранить землю», монголы носили мягкую обувь с загнутыми носами. Для определения благоприятного места для постройки храмов, жилища специально обученные ламы определяли нет ли там «дурного дыхания земли»
,движения подземных вод и т. д. Затем совершался ритуал очищения выбранного места и освящения земли. Рубка одинокого стоящего дерева приравнивалось к убийству человека. Трепетное отношение проявлялось к худукам (степным колодцам ) .Их старались облагородить –худуки обсадить ветловыми породами, чтобы ослабить чрезмерное испарение из них воды. Высоко ценились дождевые воды, накапливавшиеся в осенне - летнее время в блюдцеобразных углублениях (хурн усн, цандыки); этой водой часто поили скот. (Эрдниев У.В. Калмыки. 1970. –С. 10).Хотя мы и не верим в то, что деревья и цветы наделены сознанием, но и к ним, но и к ним мы относимся с вниманием. Таким образом мы распространяем чувство универсальной ответственности как за человечество, так и за природу. (Далай-Лама 14. Всеобщая ответственность и защита окружающей среды (Жизнь на Земле. 1996,-С.14-17).[5]

















Содержание:


Введение
1. Степь – мой дом.
2. Вода – это жизнь.
3. Калмыки прирожденные животноводы.
4. Отношение калмыков к диким животным.
5. Калмыцкий календарь.
6. Экология в фольклоре.
7. Калмыцкая кибитка.
8. Религия и экология.
9. Заключение.
10. Список использованной литературы.













9. Заключение.

Проведенное исследование позволило получить интересные и необходимые сведения о взаимоотношениях наших предков с окружающей природой, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование. Идеи о необходимости поддержания баланса всех систем, учета их взаимодействия для обеспечения экологического равновесия в природной среде и здоровья самих людей, проникая в общественное сознание, отразилось в укладе жизни, быте народа, в его ментелитете.



















10. Список использованной литературы.


1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000.

2. Джангар: Калмыцкий народный эпос. Элиста. 1989.

3. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста, 1994.

4. Эрендженов К.Э. Золотой родник. Элиста. 1990.

5. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. Элиста, 2003г.



15