учебная исследовательская работа Традиции и перспективы использования бурятского орнамента в современной одежде

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
СЕЛЕНГИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ №4



Республиканская научно-практическая конференция: «Шаг в будущее»
Секция: «Этнография»



Традиции и перспективы использования бурятского орнамента в современной одежде


Выполнил: Бадмаева Дарима, ученица 10 класса Б
Научный руководитель: Митапова Аюна Валерьева, учитель истории высшей категории












Улан-Удэ
2012
Оглавление
Введение
Значение орнамента в традиционной культуре бурят
Традиции и перспективы использования бурятского орнамента в современной одежде
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы «паспортом» культуры, ее исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. Во многих культурах в этой роли выступает традиционный народный орнамент, который в большей мере, чем какой-либо другой компонент духовной и материальной культуры, насыщен закодированной в знаках и мотивах узоров информацией об истоках культуры народа, ее развитии во времени. «Традиционный орнамент это образное выражение эстетических критериев, характерных для того или иного народа, глубинной «философии искусства» этноса». Насколько разнятся у различных народов понятия о мире и красоте, настолько, как правило, различаются и их наиболее характерные орнаменты, являющиеся своего рода символической «формулой» этих представлений. Именно с этой точки зрения народный орнамент давно привлекает внимание ученых, исследователей и художников.
Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Традиционный орнамент встречается в исполнении всех видов бурятского прикладного художественного творчества (резьба по дереву, камню, кости и рогу, чеканка по металлу, литье из бронзы, меди и серебра, филигрань, аппликация из кожи, меха и ткани, плетение из конского волоса, войлочное ковроделие, вышивка, вязание и другие), использующих в работе различные поделочные материалы.
В своей работе я хотела бы остановиться на характеристике орнамента, использующегося в традиционной одежде бурят. На сегодняшний день имеется достаточное количество литературы, в которой рассмотрены орнаменты монголоязычных народов. Проблема в том, что современное поколение наряду с утратой родного языка, национальных традиций и обычаев забывает истинное значение символики орнаментов. Они теряют свое назначение, становясь обычным элементом декора, то есть просто рисунком без какой-либо смысловой нагрузки.
На мой взгляд, это несправедливо, и в своей работе я наряду с исследованием смыслового значения орнамента, предлагаю перспективы использования его в стилизованной одежде современных бурят.
Актуальность - сохранение духовного и материального богатство нашего народа, через использование орнаментов в их исконном значении в национальном и стилизованном костюме.
Цель исследования – применение орнамента, в его смысловом значении, на современном этапе в дизайнерском искусстве, одежде, украшениях.
Задачи исследования:
-провести анализ литературы и выявить значение применения орнамента в историческом прошлом бурятского народа (одежде, архитектуре и других предметах быта);
- определить возможности использования орнаментов в соответствии с их значением в современной жизни;
Объект исследования – использование орнаментов в соответствии с их смысловым значением в культуре бурят.
Предмет исследования – бурятские орнаменты, их использование в стилизованной одежде, украшениях.
Методы исследования: анализ, проектирование, моделирование, конструирование

Значение орнамента в традиционной культуре бурят
Орнамент является важнейшим компонентом, определяющим художественное содержание бурятского декоративного искусства. Он находит универсальное применение при украшении предметов домашнего обихода, мебели, национального костюма, ювелирных изделий, игрушек, архитектурного декора, конские сбруи и т.д. Традиционный орнамент встречается в исполнении всех видов бурятского прикладного художественного творчества (резьба по дереву, камню, кости и рогу, чеканка по металлу, литье из бронзы, меди и серебра, филигрань, аппликация из кожи, меха и ткани, плетение из конского волоса, войлочное ковроделие, вышивка, вязание и другие), использующих в работе различные поделочные материалы.
Бурятский орнамент имеет свои характерные выразительные особенности, отличающие его от национальных узоров других народов (традиционные мотивы, форма, цветовая гамма, композиционное решение и т.п.). Это объясняется спецификой естественно-географических, природных, бытовых, культурных и ряда других условий, в которых происходило его формирование.
Характерной особенностью бурятской орнаментики является то, что многие ее элементы, помимо декоративной функции, несут определенный символический смысл. История их появления уходит своими корнями в эпоху родоплеменных отношений и языческих верований с присущими ей тотемическими представлениями и анемическим отношением к миру.
Появление большого количества знаков-символов в бурятском орнаментальном искусстве связано с распространением в Забайкалье буддизма (XVIII век). Следует отметить, что сущность данного явления не сводится лишь к религиозному вероучению. Буддизм содержит стройную систему философских, культурно- нравственных, эстетических взглядов, основанных на гуманистических принципах, выработанных многовековым духовным опытом стран Центральной Азии (Индия, Тибет, Китай, Монголия).
Новыми для бурятского декоративного искусства явились такие символы буддийской культуры, как улзы, соёмбо, зэндэмэни, бадма сэсэг, ваджра, ратна, шоу, и другие. Если в начале эти элементы имели каноническое использование в оформлении буддийских храмов, внутреннего убранства дацанов, культовых атрибутов, то постепенно они приобрели значение национально-эстетических компонентов орнамента и нашли широкое применение в украшении предметов народной бытовой среды.
Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп:
- геометрические (точка – символ начала; прямые и ломаные олицетворяют собой движение; зигзаги – элементы, служащие знаком воды; круги – воздействуют на поверхность, замыкая её в себя; ромб – символ устойчивости и силы; спираль- символ творчества, развития жизни, а также символ власти);
- зооморфные или анималистические; к ним относятся натуралистические или схематизированные изображения фигур животных, части их тела.
- растительные (листья, цветы, плоды, лотос);
- природные, или космогонические (солнце, луна, вода, огонь);
- культовые;
Геометрические орнаменты – самые распространенные среди монголоязычных народов (Приложение 1.)
Ведущие мотивы:
Улзы – «плетенка» - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространенный 10-глазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетенный цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания.
Улзы принято считать индийским по происхождению. В буддийском искусстве – мистическая диаграмма, одно из восьми буддийских жертвоприношений, означающая бесконечный цикл перерождений в мире людей.
«Меандр» или молоточный орнамент имеет множество вариантов, в числе классический меандр древних греков, его упрощенные и усложненные виды. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра «алхан хээ», связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Но не только уважение, а и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, т.к. известно , что кочевники прославились как искусные мастера по изготовлении мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, на мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи. В наш технический век «молоточный» трудовой орнамент встречается всюду.
Круг («тумэн жаргалан») с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени. Круг символизирует вечность, бесконечность, представляет небесную сферу в противоположность квадрату Земли. Вся живая и неживая природа округлая, а то, что создано руками человека другой формы. В природе все движется по кругу: земля вокруг своей оси, солнце – по небу. Вода совершает круговорот в природе: округлые капли дождя или града падают с неба, вода в воронке омута закручивается по спирали, камень, брошенный в воду, вызывает круги на ее поверхности. Круглая посуда устанавливалась на круглой подставке в центре круглой юрты, движение по пространству жилища солнечных лучей, человека подчинено в форме круга. Природа не терпит острых углов, за многие столетия она даже острые каменные выступы горных вершин или камни в реке обтачивает, придавая ей округлую форму. Таким образом, круг является основой, который нашел отражение во всех сферах человеческой жизни, материальной и духовной культуре каждого народа. Поэтому, изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, на мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёхор» исполняют, двигаясь по кругу.
Орнамент – хас (свастика), оно состоит из двух санскритских корней, означающих «благосостояние». Есть и другое толкование слова – санскритское «су» - солнечная птица и божество времен года Астика. Свастика – древний солярный знак, указывающий видимое движение Солнца вокруг Земли и деления времен года на четыре сезона. Это знак, Центрированный вокруг своей оси, содержит в себе идею движения в двух направлениях: по часовой стрелке и против. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. В этом случае поток физических сил удерживается, «завинчивается» с целью управления низшими силами. Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических инстинктивных сил, создает препятствия для прохода высших сил. Такая свастика представляется как символ черной магии и негативных энергий. Как солярный знак служит эмблемой жизни и света. В Монголии на наскальных и пещерных рисунках, датированных эпохой бронзового века, изображен хас. Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин – солнечный камень.
Орнамент «Меандр» или молоточный - пристегивание насквозь сухожильной ниткой использовалось для небольших по размерам войлочных матрасов. Такая операция у многих кочевых народов преследовала практическую цель: она должна была придать войлочному матрасу особую прочность. Нанесение узоров в технике сквозной простежки – сложный и кропотливый труд, требующий большого мастерства и точного глазомера. В нанесении узора на бурятских, монгольских шэрдэгах получили развитие два типа орнаментальных мотивов: геометрический и цветочный. Мастерицами созданы несколько вариантов таких узоров в форме замкнутых секций (из геометрических – ромбы или квадраты), полностью покрывающих плоскость матраса. Традиционно края матраса обрамляются бордюром из сукна с узором, чаще меандром. Такая кайма придает белоснежному войлочному изделию особую привлекательность и законченность рисунка, являясь как бы границей между основным орнаментальным мотивом и второстепенными мотивами бордюра.
Зооморфные орнаменты (Приложение 2.) полученные путем стилизации форм животного мира. Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия. Самым распространенным орнаментом этой группы является «эбэр угалза» (буквальный перевод – «роговидный орнамент»). Повторяющие ряды завитков часто покрывали всю украшаемую поверхность. В этом орнаменте скотоводы видели символ благополучия и процветания, с этим орнаментом связывали свои стремления к увеличению своего главного богатства – поголовья скота.
Вторым по значимости считается «хамар угалза» («носовидный орнамент»). Далее следуют: Дракон - мифический персонаж, в переводе с греческого – «видящий»; Лев – в основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – «шоу». Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются при изготовлений украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов, существует около 30 вариантов ее изображения.
Священные камни Чиндамани (зэндэмэни), приносящие людям изобилие. У божества Намсарая есть такой атрибут – мышь, дарующая людям богатство. Из ее рта падают эти камни.
Растительный орнамент (Приложение 3) отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законов природы. Это тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор (набшаhан угалза), цветочный узор (сэсэг угалза) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре. Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.
Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом. Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для национальных эмблем и орнаментов.
Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантов лотоса, каждый из них имеет разные оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е имеет единый общепринятый характер цветка и листьев. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнным и чистым. Подобно этому существа, рожденные в одном из миров самсары, но искренне практикующие благородное учение Будды, способны со временем избавиться от мрачений.

4. Природный орнамент (Приложение 4) В основу этой группы орнаментов легли окружающие человека объекты: Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга.
В эмблемах Бурятии, Монголии – соёмбо – диск Солнца и полумесяц – древние прародители монголоязычных народов. Солнце и Луна – носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой, связывается с женским началом.
Огонь символ возрождения и очищения. Молния в буддийском искусстве изображается в форме атрибута некоторых божеств, таких как Очирвани.
Вода как орнаментальный мотив изображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир.
Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и скала – жилище духа или бога.
Радуга – hолонго. Символ связи Неба и Земли – мост между ними. В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели (ханза), из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин и женщин.
Облака – облачный орнамент – в тибетской традиции «путь белых облаков» - символ духовного развития и совершенства.
5. Культовый орнамент (Приложение 5). Довольно обширная группа, которая включает в себя сочетание некоторых элементов орнаментов четырех групп с ламаистской символикой. К главным изображениям относятся восемь жертвоподношений «найман тахил»: белый зонт, рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, улзы, жалсан и хорло. Было еще несколько видов изображений – «долоон эрдэни», «гурбан эрдэни», «зэндэмэни эрдэни» и т.д. К ламаистской символике относятся хорло, установленный над входом храм, ганжиры, жалцаны, а также молитвы – монограммы, имеющие декоративный вид, например, «намжвандан» - молитва Дуйнхор бурхану.
Для бурятского орнамента свойственны графическая четкость контура, симметричность формы, выразительная локальность цвета.
Цвет играет исключительную важную роль в традиционном декоре, поскольку этническая самобытность узоров во многом определяется их характерным колористическим решением. В бурятском орнаменте преобладают белый цвет – цвет чистоты благородства, цвет Луны. Красный цвет считается цветом огня, олицетворяет радость, счастье, торжество и связывается у бурят с изображением Орла (существа небесной сферы, символа огня и солнца). Голубой цвет – цвет чистого неба над степью – почитается как цвет верности и постоянства. Желтый цвет – цвет золота – выражает в народной символике монголов великую любовь, способную выдержать любые испытания, оранжевый – символ раннего восхода Солнца, возрождения, расцвета, зеленый – символ цветущей степи и вечной жизни. В декоративных композициях предпочтение отдается следующим их сочетаниям: красному желтым, оранжевому с зеленым, синему с белым. Коричневый и черный цвета чаще применяются в качестве фона и декоративной отделки, придающих контраст изображению. В орнаменте, как правило, используются яркие, насыщенные краски, лишенные дополнительных цветовых оттенков, чем достигается особенная выразительность узоров.

Традиции и перспективы использования бурятского орнамента в современной одежде
Бурятский костюм имеет древнюю и богатую историю. Многие поколения вносили в него новые элементы, имеющие не только эстетическое, но и глубокое смысловое значение.
Традиционный народный костюм объединяет в себе ряд предметов, необходимых человеку для повседневного обихода. Это – головные уборы (малгай), верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг), обувь (гутал).
Бурятский народный костюм привлекал своей красотой и гармонией художников разных поколений. В своих произведениях они запечатлели его мужские и женские, зимние и летние, повседневные и праздничные виды. Непременным атрибутом национальной одежды является его украшение различными видами орнамента.
Знание основ национальной орнаментальной символики способствует грамотному восприятию декоративных произведений, сознательной творческой деятельности в области орнаментального искусства.
Отношение к орнаменту в разные времена было неоднозначно. Так в XIX столетии он являлся предметом бурной полемики. В связи с развитием промышленности и применением новых пластических материалов многие считали, что орнамент утерял свое значение. Но в настоящее время происходит некоторая реабилитация декора, связанная с возрождением старинных ремесел, художественных промыслов, с повышенным интересом к прошлой культуре народов. Кроме того, в наше время рождаются совершенно новые узоры, создателями и носителями которых становятся различные пространственные конструкции, узоры на подошвах обуви, шинах колес, современные пластические материалы и т. д.
Орнамент, подчиненный вещи, скромно исполняющий почти служебную функцию ее тектонической организации, тем не менее, разворачивает на ее поверхности свою собственную художественную тему. Он поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей эпохи о структуре окружающего мира». Такое высказывание о роли орнамента в культуре и искусстве вполне принципиально и справедливо.
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время само понятие орнамента стало значительно шире. Украшая и облагораживая предметы повседневной жизни, орнамент играет роль естественного звена между искусством и производством, являясь одной из самых необходимых в человеческой деятельности гибких форм творчества.
В свою очередь я бы хотела представить вам свои эскизы орнамента, которые можно использовать в современной одежде (Приложения 6, 7).
На эскизах представлены костюмы выполненные в бурятском стиле. Цвета нарядов выбраны не спроста каждый из них играет важную роль в традиционном костюме.
Оранжевый цвет- это символ расцвета, возрождения, раннего восхода солнца.
Зелёный цвет- символ цветущей степи и вечной жизни.
Голубой цвет- цвет чистого неба над степью, почитается как цвет верности и постоянства.
Орнаменты, украшающие костюмы, тоже несут определенный символический смысл.
На первом платье выполнен орнамент «улзы»-плетенка- символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Наряд второй модели украшен орнаментом «хас»-свастика- это древний солярный знак служит эмблемой жизни и света. Платье третьей модели и моделей в мини-платьях, а также на моём костюме расшито орнаментом означающим священные камни «Чиндамани», которые приносят людям богатство, изобилие. Костюмы 4 и 5 моделей украшены орнаментом «тумэн жаргалан»- круг, символизирующий вечность, бесконечность. На мужчинах моделей жилеты расшиты орнаментом «меандр»- молоточный орнамент, который выражает идею вечного движения.
Наши предки уделяли много внимания деталям. Буряты верили что душа живет у человека в груди слева, и может в любой момент от испуга или огорчения «вылететь» из тела. Поэтому накладку «энгэр» запахивали на правую сторону, чтобы душа оставалась защищенной.
Каждая деталь национальной одежды символична и предлагает особое поведение, которое должно быть в соответствии с природой. Нося одежду украшенные орнаментом наши предки как бы притягивали к себе таким образом к себе счастье, благополучие, долголетие.


Заключение
Таким образом, выявление феноменов костюма и орнамента представляет комплексную историко-культурную, психологическую и искусствоведческую проблему, попытки решения которой в настоящее время становятся возможными во многих областях знания. Определение функций костюма и орнамента в различных сферах деятельности человека, возможно, является основополагающим аспектом изучения данных явлений на разных стадиях исторического развития.
Традиция орнаментации народной одежды воплощает в себе целостность восприятия мира и специфику естественно-географических, природных, бытовых, культурных и ряда других условий, в которых происходило его формирование.
Зародившись в эпоху родоплеменных отношений и языческих верований с присущими ей тотемическими представлениями и анемическим отношением к миру, обогащаясь на всем протяжении исторического развития, орнаментика имеет огромный потенциал для дальнейшего развития в современном мире.
Отмечая неизбежные трансформации и эволюцию этнического искусства, Г.Т.Титорева, искусствовед, пишет: «В творчестве современных художников традиционные формы и сюжеты обретают иное идейно-образное содержание и звучание, новую пластику и ритмический строй. Разрушая целостность и гармонию традиционного орнаментального образа и его формы, профессиональные художники создают на его основе абсолютно новое искусство ассоциативное, эмоциональное, неоднозначное» (Титорева Г.Т., 2004, с. 50). Соглашаясь с мнением искусствоведа хотелось бы пожелать современным художникам, дизайнерам, сохранять традиционное значение орнаментики.

Список использованной литературы
1. Ю.С. Андрейко Композиционные особенности традиционного бурятского костюма //Общество, 1998
2.Бадмаева Р.Д. Бурятский национальный костюм. – Улан-Удэ:
Бурят.книж.издательсво, 1987. – 144с., илл.

3.Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Уч. Пос. –
Улан-Удэ, 2004. – 228с., илл.

4.Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. – Улан-Удэ, 2001. – 144с.

5. Интернет-ресурсы.

6. Историко-культурный атлас Бурятии.

7. Кочева Т.В. Бурятский орнамент. Улан-Удэ: 1995. – 16с.

8. Самбуева С.Б. Символика традиционного бурятского женского
костюма. – Улан-Удэ: Издательство Бур.Гос.университета, 2004. – 92с.
Приложение 1.
Геометрические орнаменты


Орнамент – «Улзы»






Орнамент - «Меандр» или молоточный






Орнамент - Круг («тумэн жаргалан»)




Орнамент - хас (свастика)






Орнамент - «шэрдэг»




Приложение 2.
Зооморфные орнаменты



Орнамент - «эбэр угалза» (роговидный орнамент)










Орнамент - Священные камни Чиндамани (зэндэмэни)








Изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря








Приложение 3.
Растительные орнаменты



Лотосовый узор











Лиственный узор (набшаhан угалза)










Цветочный узор (сэсэг угалза)





Приложение
Приложение 4.
Природные орнаменты



Орнамент - Диск Солнца и полумесяц «Соёмбо»








Приложение 5.
Культовые орнаменты









Восемь жертвоподношений «найман тахил»







Приложение 6









Приложение 7





Рецензия
Исследовательская работа Бадмаевой Даримы, ученицы 10 Б класса МОУ СОШ №4 «Традиции и перспективы использования бурятского орнамента в современной одежде».
Настоящая работа посвящена проблеме сохранения национальных традиций и обычаев через использование и распространение элементов традиционной орнаментики в её смысловом значении на примере дизайнерских разработок современной молодежной моды. Именно в этом автор видит актуальность своего исследования.
Данная работа представляет собой попытку представить комплексную историко-культурную, психологическую и искусствоведческую проблему исследования данной темы. Целью исследования является изучение бурятского орнамента, его применение в дизайнерском искусстве, одежде, украшениях.
В ходе исследования, Дарима провела анализ литературы и выявила значение применения орнамента в историческом прошлом бурятского народа (одежде, архитектуре и других предметах быта), определила для себя возможности использования орнаментов в соответствии с их значением в современной жизни. Характерной особенностью бурятской орнаментики является то, что многие ее элементы, помимо декоративной функции, несут определенный символический смысл. Появление большого количества знаков-символов в бурятском орнаментальном искусстве связано с распространением в Забайкалье буддизма (XVIII век).
В настоящее время происходит некоторая реабилитация декора, связанная с возрождением старинных ремесел, художественных промыслов, с повышенным интересом к прошлой культуре народов. Кроме того, в наше время рождаются совершенно новые узоры, создателями и носителями которых становятся различные пространственные конструкции, узоры на подошвах обуви, шинах колес, современные пластические материалы. Интересуясь наследием художников Бурятии, использующих в своем творчестве традиционные мотивы, автор смогла представить свой взгляд на использование данного материала в современном звучании.
Таким образом, настоящая работа достигла поставленных целей и заслуживает хорошей оценки.

Рецензент: Митапова А.В.


 О.Б.Ворончихина, Е.В.Пестерев Традиционный орнамент. Текстиль, Урал,1998











15