Технология «Формирование потребности в здоровом образе жизни у субъектов воспитательного процесса»


Технология «Формирование потребности в здоровом образе жизни у субъектов воспитательного процесса»
Целевые установки
Создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и социально- психологического здоровья учащихся и педагогов.
Технология основана на принципах:
Принятия ребенка как безусловной ценности.
Приоритета сохранения и укрепления физического здоровья школьника при организации образовательной среды.
Здоровой нравственной среды образовательного учреждения как основополагающего условия сохранения социально-психологического здоровья.
Технология направлена на: внедрение современных подходов к созданию комфортности образовательной среды на основе обеспечения психолого-педагогической поддержки учащихся и педагогов с учетом личностного потенциала и состояния здоровья.
Это обеспечит:
реальные условия, благоприятно воздействующие на здоровье всех участников образовательного процесса;
сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья педагогов и учащихся;
положительную динамику удовлетворённости учащихся, их родителей и педагогов школьной жизнью.
Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в оздоровлении детей и подростков отводится средствам физического воспитания, которые смогут и должны сделать образовательный процесс «здоровьесберегающим». Включение третьего часа физической культуры в школьный учебный план позволяет обеспечить нормативно-требуемую организацию двигательного режима школьников.
Необходимо организовать физкультурно-оздоровительную работу на всех ступенях обучения. Для этого должны быть обеспечены:
полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья;
организация динамических пауз в начальной школе;
организация динамических перемен, физкультурных пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организация спортивных секций по интересам учащихся и создание условий для их работы.
Физкультурно-оздоровительная работа является основой рациональной организации двигательного режима школьников, обеспечивает физическое развитие, повышение двигательной активности учащихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности организма, а соответственно, средством формирования, сохранения и укрепления здоровья школьников.
Просветительско-воспитательная работа с учащимися направляется на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в учебных и вне учебных формах занятий по физическому воспитанию, представляя собой систему мероприятий:
включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
консультации, беседы по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек.
Основные задачи:
Снижение уровня заболеваемости учащихся (нарушение осанки, сколиоз, нарушение зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта).
Формирование у педагогов, учащихся навыков здорового образа жизни.
Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Соблюдение валеологических требований на занятиях.
Объекты технологии:
учащиеся школы;
семьи учащихся;
педагогический коллектив, медицинские работники школы, работники столовой;
общественные организации.
Содержание технологии:
медицинский мониторинг здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекцией имеющихся отклонений;
организация здорового образа жизни, режима учебного труда и отдыха в образовательном учреждении;
профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний;
решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
ориентация инновационной деятельности школы на важнейший критерий эффективности учебного процесса – улучшение физического психического, нравственного и социального здоровья детей;
разработка педагогических технологий, методик, отбор учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей;
повышение квалификации педагогических кадров по вопросам здоровьесохраняющих технологий;
активное привлечение родителей к решению вопросов оздоровления детей к школе;
работа с родителями путем проведения различных форм обучения: лекции, консультативные приёмы по вопросам оздоровления детей и профилактике формирования хронической патологии;
работа с педагогическим коллективом школы по проблемам физического и социального здоровья учащихся с целью выработки положительной мотивации к участию в создании оздоровительной среды в школе;
изменение психологического стереотипа учителя, что школа является только образовательным пространством для ребенка;
активное использование в работе учителя развивающих и оздоравливающих методик (приёмов), направленных на дифференцированный подход в обучении детей с ослабленным здоровьем;
работа с учащимися путём проведения бесед, лекций, тренингов, создание условий для активного участия их в создании оздоровительного пространства в школе;
создание среды, формирующей у ребенка сознательное отношение к своему здоровью и пропагандирующей здоровый образ жизни;
материально-техническое обеспечение образовательного учреждения;
диагностика, коррекция и развитие физического состояния учащихся;
организация рационального питания;
формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей (беседы врачей-специалистов);
соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминуток, подвижные перемены);
Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Методы работы:
медицинские методы (профилактика отклонений со стороны органов зрения, опорно-двигательного аппарата, работа с часто болеющими детьми, витаминизация);
психологические методы (формирование нравственного и социального здоровья, уроки смены деятельности, уроки развития);
педагогические методы («уроки здоровья», тематические сочинения, конкурсы, спортивные соревнования, семинары для родителей и учителей).
Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья детей:
определение структуры отклонений физического, психического и социального здоровья учащихся;
внедрение в образовательную среду школы элементов, способствующих повышению уровня здоровья детей, обеспечив при этом дифференцированный подход в соответствии с возрастной проблематикой;
определение содержания педагогического процесса в школе, способствующего формированию здорового образа жизни;
создание программно-методического обеспечения педагогического процесса в школе, соответствующего современным требованиям дидактики и возрастной психологии детей;
создание информационно-методического блока по вопросам формирования здорового образа жизни для родителей, педагогов, учащихся.
Основные принципы технологии:
принцип использования – данная программа может применяться в данном ОУ;
принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек, планированию оптимальной учебной нагрузки, своевременной диспансеризации детей;
принцип гарантий – реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения;
принцип комплексного сквозного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности;
принцип аксиологического подхода – человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией;
принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации;
принцип научности содержания – в основе программы заложен алгоритм формирования нравственности школьника;
принцип обоснования программы – программа основана на главных компонентах социального здоровья школьника: физическом, личностном, интеллектуальном, эмоциональном, духовном.
В решении проблем сохранения и укрепления здоровья:
Задачи школьной администрации:
соблюдение СанПиНов;
внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;
обеспечение переподготовки кадров;
создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;
нейтрализация влияния негативных социальных факторов (мода на курение, похудение, наркотики и т.д.);
влияние на психологические факторы (тревога, страхи) и их контроль.
Задачи учителя:
просвещение учащихся в вопросах санитарно-гигиенических, социальных и психологических факторов нарушения здоровья;
мотивация учащихся на бережное отношение к здоровью;
создание благоприятного психологического климата в классе;
выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания, обеспечивающих профилактику школьной тревожности;
индивидуальный подход;
взаимодействие с семьей;
фиксация проблем в межличностных отношениях в семье и помощь в их решении.
Задачи родителей:
создание условий для академических занятий ребенка;
создание условий для оздоровления ребенка;
формирование морали, социальных установок ребенка на здоровый образ жизни;
взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;
влияние на психологические внутришкольные факторы, ведущие к нарушению здоровья.
Виды оздоровительных мероприятий:
гимнастика до учебных занятий;
физкультминутки на уроках;
подвижные перемены;
спортивный час в группах продленного дня;
участие в соревнованиях в учебном году;
дни здоровья и спорта.
Мониторинг эффективности результатов технологии:
Отслеживание уровня заболеваемости учащихся (нарушение осанки, сколиоз, нарушение зрения, заболевание желудочно-кишечного тракта).
Анализ установок на здоровый образа жизни в семье.
Динамика численности учащихся, охваченных горячим питанием.
Диагностика физического состояния учащихся.
Исследование социально-психологической комфортности в каждом отдельном классе и в образовательном учреждении в целом.