Перспективное планирование образовательной области «Экология» в старшей группе на 2014 – 2015 учебный год.

Перспективное планирование образовательной области «Экология» в старшей группе на 2014 – 2015 учебный год.
Используемая литература:
О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
Т.В.Хабарова «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Сентябрь
Наблюдение за черепахой
Цели. Обобщить знания детей о живом объекте (дышит, двигается, питается, размножается, растет). Развивать доказательную речь. Воспитывать познавательный интерес к поведению животных.
с.191-192
Золотая осень
Уточнить и закрепить представления детей о изменениях в природе ранней осенью. Упражнять детей в употреблении глаголов и прилагательных в собственной речи. Развивать умения четко формулировать свои ответы и составлять сложные предложения
Т.В.Хабарова с.21
Рассматривание и сравнение овощей и фруктов
Цели. Закрепить знание детей о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности). Уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты (на огороде овощеводы, в саду садоводы). Развивать умение ребят сравнивать объекты, используя модели (форма, цвет, характер поверхности, рост, вкус, место произрастания сад, огород). Сформировать представления о плоде и семени, ввести модели плода и семени
с.192-193
Наш дом-природа.
Закрепить знания детей о живой и живой природе. Познакомить с взаимосвязью компонентов природы. Дать представление о том, что человек - тоже часть природы. Воспитывать желание бережно относиться к природе.
Т.В.Хабарова с.22


октябрь
Беседа о домашних животных
Цели. Закрепить понятие «домашние животные». Учить составлять описательные рассказы о домашних животных, используя модели. Развивать творческое воображение. Учить находить признаки внешнего сходства домашних животных с предметами, расположенными вокруг (элементы ТРИЗ). Развивать логическое мышление детей, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.
с.193-196
Рассматривание злаковых растений (пшеница, овес, ячмень, рожь)
Цели. Познакомить детей со злаковыми растениями, из семян которых выпекают черный и белый хлеб. Учить распознавать эти растения по их характерным особенностям: пшеницу (колос метелкой, тутой, с короткими волосинками, золотой), овес (колосок длинный, зернышки и волосинки тоже длинные, напоминают сережки), ячмень (зернышки округлые, колосок серого цвета, волосинки длинные, но короче чем у овса), рожь (колосок крепкий, коричневато-золотистый, почти без волосинок). Учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать выражения из загадок.
с.196-197
Составление описательного рассказа «Речка, реченька, река»
Цели. Расширять представления об окружающем мире: реки и их характерные признаки, возникновение рек. Продол-
жать учить детей составлять описательные рассказы. Развивать умение детей сравнивать, расширять и активизировать словарь детей
с.198-201
Беседа «Чудесное яблоко»
Цели. Познакомить с органом чувств глазом и его основными функциями. Формировать познавательный интерес к человеку.
с.197-198
Рассматривание комнатных растений.
Знакомство с новыми растениями (традесканция, узамбарская фиалка, аспарагус)
Цели. Познакомить детей с новым комнатным растением (аспарагусом). Рассказать о родине этого растения, о правилах его содержания.
С помощью моделей закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещении (светолюбивые теневыносливые).
Предложить детям самостоятельно придумать модели формы листа аспарагуса (похож на елочку).
с.211-212

ноябрь
Рассматривание и сравнение лисы и собаки
Цели. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добывают пищу, способ передвижения). Развивать умение сравнивать объекты природы. Систематизировать знания детей с помощью моделей.
Формировать умение выделять существенные признаки при обобщении звери, птицы, рыбы, насекомые (логические задачи). Учить точному употреблению слов, активизировать словарь детей. Развивать мышление, учить думать, отстаивать свое суждение, развивать память.
Воспитывать выдержку, умение слушать товарищей.
с.201-203
Рассматривание и сравнение комнатных растений
Цели. Закрепить знания детей о комнатных растениях (герань душистая, зональная, бегония «Рекс», аспидистра). Название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенности ухода за растением.
Учить детей описывать внешний вид растения, правильно используя название частей (корень, стебель, лист, цветок), сравнивать растения, находить общее и различия. Закрепить знания детьми моделей, умение использовать их при доказательстве (форма листа, поверхность, размер, цвет, контур, расположение листьев).
с.203-204

Беседа о слухе «Самая быстрая улитка в мире»
Цели. Познакомить с важным органом чувств ухом. Дать понятие о его функциях. Рассказать, как работает слуховой аппарат, как важно соблюдать гигиенические правила; объяснить, что ухо очень чувствительный и нежный (ранимый) орган, от состояния которого зависит благополучие человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
с.204-205

Кто живет в реке и в озере
Цели.
Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озер .Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер. Совершенствовать устную речь. Активизировать словарный запас детей.
с.205-208



декабрь
Беседа о снеге
Цели. Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Учить способам распознающего наблюдения. Закрепить знания о свойствах твердых и жидких предметов, используя метод маленьких человечков (ТРИЗ).
Развивать у детей творческое воображение. Активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», «снежная крупа».
Учить анализировать (игра»Хорошо-плохо»).
с.212-214
Знакомство с волком
Цели. Дать детям новые знания о волке: внешнем виде, образе жизни, повадках и способах охоты зимой и летом, о пользе и вреде волков .Обогащения словарного запаса словами «вожак», «логово», «хищник»; активизация словаря - «волчья стая», «добыча», «сильные ноги», «острые клыки», «настороженно», «подкрадываться».
Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную вещь.
с.208-211

Экологическая викторина «Знатоки природы»
Цели: Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
с.214-216

Изготовление плаката «Оставь елку в лесу».
Познакомить детей с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить придумывать содержание плаката ,направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу, доводить дело до конца.
Т.В. Хабарова, с.26


январь


Беседа «Зимой в лесу»
Цели. Уточнить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж) зимой.
Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Активизировать словарь (нора, дупло, хищник).
с.216-218
Беседа «Растение как живое существо»
Цели. Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону. Закрепить представление детей о том, что растениям необходимы тепло, свет, вода, земля.
с.218-219
Рассказ педагога «Для чего человеку нос?»
Цели. Познакомить детей с важным органом обоняния носом и его функциями. Учить бережно относиться к своему здоровью.
с.220-221


февраль
Знакомство детей с животными жарких и холодных стран
Цели. Расширять и углублять представление детей о диких животных. Систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Учить детей по внешнему виду животного определять место его обитания. Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.
с.222-225
Игровое занятие «Наши умные помощники органы чувств»
Цели. Сформировать у детей представления о способах познания окружающего мира. Закрепить знания о необходимости ухода за органами чувств. Развивать умение понимать мимику человека.
с.225-227
.
с.228-231
Обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой!»
Цели. Сформировать обобщенное представление детей о зиме. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать позитивное отношение детей к зиме.
с.231-234


март
Черенкование комнатных растений. Осмотр и подкормка комнатных растений
Цел и. Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними (полив, рыхление, обрезка); сообщить детям, что с наступлением
весны растения начинают быстро расти, но для этого их надо пересадить в свежую землю и подкармливать. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями.с.237
Обобщающее занятие «У нас в гостях животные»
Цели. Активизировать знания детей о животных, упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам (звери, птицы, рыбы). Учить группировать животных по способу приспособления к окружающей среде (домашние дикие, хищные травоядные). Развивать логическое мышление, умение отстаивать свои суждения. Развивать ориентацию, умение с помощью мимики и пантомимы передать образ животного.
с.235-237
Путешествие с брызгалкой.
Закрепить знания об агрегатных состояниях воды. Расширить представление детей о свойствах воды. Развивать любознательность и навыки проведения опытов. Воспитывать желание бережно относиться к воде.
Т.В. Хабарова.с 24-25.
Рассказ воспитателя «Муравьи санитары леса»
Цели. Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представления об их роли в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям.
с.240


апрель
Экологическая сказка «Ручеек»
Цели. С помощью сказки показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Развивать познавательные способности детей.
с.241-247
Игровое занятие «Что и как человек ест»
Цели. Выявить различие в употреблении пиши животными и человеком. Объяснить детям, почему необходимо обрабатывать сырую пищу. Закрепить исторические сведения, как первобытные люди добывали и употребляли пищу.
с.237-240

С Днем рождения, Земля! (игра-путешествие).
Уточнить представления о жизни на Земле. Формировать желание сделать полезное для планеты Земля.
Т.В. Хабарова.с.32
Весенние первоцветы.
Развивать представления детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в природе. Формировать реалистическое представление об окружающей природе. Воспитывать желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
Т.В. Хабарова.с.32

Комплексное занятие «Доктора леса»
Цели. Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе. Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых. Развивать зрительную память и логическое системное мышление.
с.247-251

май
Экскурсия в весенний парк.
Обратить внимание детей на изменения, происходящие в природе в связи с наступлением теплой погоды. Учить детей понимать причины наступивших в природе изменений. Закрепить знание правил поведения в парке.
Т.В. Хабарова с.33
Все нужны на Земле.
Развивать эмоционально-положительное , экологически правильное к внешне непривлекательным объектам. Развивать понимание ценности жизни, значимости живых существ, их взаимосвязи в природе. Закрепить представления детей о приспособляемости животных к среде обитания.
Т.В.Хабарова с.32

Культурные и дикорастущие растения.
Дать детям представление о дикорастущих и культурных растениях. Научить различать грибы, плоды, ягоды. Воспитывать интерес к растениям.
Т.В.Хабарова с.31

Заключительная беседа о весне
Цели. Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Продолжать формировать умение находить связи в природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Развивать логическое и системное мышление. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.
с.252-256



15