Конспект урока по русской литературе на темуИ.Крылов.Волк на псарне


Дата 24.10.12 Класс 5б
Название урока И. А. Крылов «Волк на псарне»
Общие цели
Анализ басни Крылова «Волк на псарне»; формирование представления об аллегорическом отражении исторических событий в басне; воспитание любви к художественному слову.
Задачи урока - способствовать формированию умению выделять мораль, воспитывать любовь к художественному слову.
Отрабатывать навыки самообучения, саморегуляции, самоуправления, критериального оценивания.
Результаты обучения Формируются навыки самостоятельной и групповой работы, самообучения, саморегулирования, самоуправления, критериального оценивания, научатся понимать смысл басни, выделять мораль.
Источники и ресурсы для заданий Учебник «Русская словесность», портрет Кутузова и Наполеона, дополнительные материалы 1-го этапа курсов «ОДО и ОО», «РКМЧП» , руководство для учителя по Программе, 2012 г. ,иллюстрация к басне «Волк на псарне», карточки с заданиями на остановках.
Задания Орг. момент. Процедура "Эмоциональная диагностика". Разделение класса на группы.
Стадия Вызова. Ознакомление с инструкцией маршрутной карты
II. Стадия Осмысления
1. Остановка «Красная»
А) Докончи определения
Б) Ответьте на вопрос
2. Остановка «Желтая»
Инсценирование басни (проверка домашнего задания)
3. Остановка «Зеленая»
А) Чтение басни «Волк на псарне».
Б) Работа над басней по дополнительным материалам.
Метод «+, -, ?»
4. Остановка «Голубая»
Провести игры
III. Стадия Рефлексии
Стратегия «Синквейн»
СамооцениваниеЗаписи учителя по уроку Орг. момент. Процедура "Эмоциональная диагностика"
 Мы знаем, что каждый цвет несет в себе какое-то состояние, настроение, закройте глаза, почувствуйте свои цвета, какого цвета сейчас ваша голова, тело, руки , ноги, запомните эти цвета. Сейчас я раздам вам нарисованных человечков и набор карандашей, а вы раскрасите этого человечка, в соответствии с теми цветами, которые вы почувствовали в себе.
I. Стадия Вызова. Ознакомление с инструкцией маршрутной карты
II. Стадия Осмысления
1. Остановка «Красная». Задание для каждой группы отдельное.
А) Докончи определения: «Басня – это ….»
«Мораль – это …..», «Аллегория – это ….»
Б) Ответьте на вопрос
1- группа. В чем заключается мораль басни в «Квартете»? Вспомните строчки, ставшие крылатыми выражениями.
2- группа . В каких строчках выражается мораль басни в «Волк и ягненок»? Как можно назвать эти строчки?
3- группа. Чему учит басня «Стрекоза и муравей»? Какая фраза стала крылатым выражением?
2. Остановка «Желтая»
Инсценирование басни «Волк и ягненок» и прочитать по ролям «Квартет».
3. Остановка «Зеленая»
А) Чтение басни «Волк на псарне».
Б) Работа над басней по дополнительным материалам.
Какова мораль басни? (Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством  любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль   заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.)ловчий – главный псарь, ведавший всей псовой охотой.
4. Остановка «Голубая»
А) Провести игру «Гусеница»,
Б) Игру «Кувшин»
В) Игру «Девочка, самурай, дракон»

III. Стадия Рефлексии
Стратегия «Синквейн»
Оценивание по критериям
№ Критерий Баллы высокий средний Низкий
1. Знание басни наизусть (домашнее задание) 3 2 1
2. Все задания выполнил(а) правильно 3 2 1
3. Составление синквейна 3 2 1
9 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3»
Домашнее задание Задания 1-7 на стр. 85
Оценивание урока Формативное оценивание - Смайлик «Комплимент в чувствах»
Рефлексивный анализ – анкета;
Суммативное оценивание - Самооценка по критериям
Остановка «Красная»
А) Докончи определения:
Басня – это ….
Мораль – это …..
Аллегория – это ….
Б) Ответьте на вопрос
В чем заключается мораль басни в «Квартете»? Вспомните строчки, ставшие крылатыми выражениями.


Остановка «Красная»
А) Докончи определения:
Басня – это ….
Мораль – это …..
Аллегория – это ….
Б) Ответьте на вопрос
В каких строчках выражается мораль в басне «Волк и ягненок»? Как можно назвать эти строчки?
Чему учит басня «Стрекоза и муравей»? Какая фраза стала крылатым выражением?
Остановка «Красная»
А) Докончи определения:
Басня – это ….
Мораль – это …..
Аллегория – это ….
Б) Ответьте на вопрос
Чему учит басня «Стрекоза и муравей»? Какая фраза стала крылатым выражением?
Остановка «Желтая»
Инсценирование басни «Волк и ягненок» или прочитать по ролям «Квартет».
Остановка «Желтая»
Инсценирование басни «Волк и ягненок» или прочитать по ролям «Квартет».
Остановка «Желтая»
Инсценирование басни «Волк и ягненок» или прочитать по ролям «Квартет».
Остановка «Зеленая»
А) Чтение басни «Волк на псарне».
Б) Работа над басней по дополнительным материалам.
Какова мораль басни?
Остановка «Зеленая»
А) Чтение басни «Волк на псарне».
Б) Работа над басней по дополнительным материалам.
Какова мораль басни?
Остановка «Зеленая»
А) Чтение басни «Волк на псарне».
Б) Работа над басней по дополнительным материалам.
Какова мораль басни?
Остановка «Голубая»
А) Провести игру «Гусеница»,

Остановка «Голубая»
Б) Провести игру «Кувшин»

Остановка «Голубая»

В) провести игру «Девочка, самурай, дракон»
У каждой басни Крылова своя история.
В июле 1812 года Наполеон со своим войском напал на Россию. Все жители поднялись на защиту своей Родины. Вместе со всеми переживал тревогу за судьбу своего Отечества и Крылов.
Отгремел Бородинский бой. В деревне Фили Кутузов созвал военный совет, на котором решено было временно оставить столицу, чтобы сохранить армию от потерь. Вместе с ней уходили и московские жители. Город горел. Наполеон, сидя в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель; он стал просить мира, но вместо переговоров Кутузов дал его войскам сражение при Тарутине. А Крылов написал по этому поводу свою знаменитую басню «Волк на псарне», которая начиналась так:
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Вся Россия узнала в этом волке Наполеона.
Переписав басню, Крылов отправил её Кутузову в действующую армию. Фельдмаршал прочёл крыловскую басню окружавшим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я, приятель, сед»,  Кутузов сдёрнул шапку со своей седой головы, и громкое «ура» было ответом полководцу и приветствием поэту.
Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос.
Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.