Технологическая карта урока И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

Технологическая карта урока
Предмет: литература Класс: 5 Дата:
Тема урока
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

Цели деятельности педагога
Дать представления о художественном и языковом своеобразии басен И.А.Крылова; помочь учащимся осмыслить жанр басни; развивать навыки выразительного чтения басни, умения находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Тип урока
Урок анализа басен

Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать жанровые особенности басни
Метапредметные: чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Личностные: умение выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни



Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; анализ языковых и художественных явлений

Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Образовательные ресурсы


Демонстрационный материал
презентация по теме урока


Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия на уроке
УУД
Промежуточный контроль

1.Мотивация к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала
Вступительное слово.
Ответ на вопрос: « В чём разница между басней и сказкой, ведь там и там действуют животные»
Слушают учителя, участвуют в диалоге, сравнивая басню и сказку. Обозначают проблематику басен.
Фронтальная
Познавательные: осознают познавательную задачу
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции
Листы обратной связи

2.Актуализация и проблемное учебное действие.
Включение в систему
Повторения
























3. Выявление места и причины затруднения
Обобщение ранее полученных сведений, оценивание работы
























Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа
Начнём работу с того, что "погадаем» на ромашке. Знаете, как гадают?
Тот, кто гадает,отрывает лепесток и говорит: «Любит - не любит». Мы же сейчас с вами узнаем, кто знает, а кто не знает.
Вопросы:
1. Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл?
2. Как называются начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом?
3. На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют как люди?
4. Что такое аллегория?
5. Как называется перенос человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления?


Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы.














Отвечают на вопросы теста





Обдумывают ответы на вопросы, применяют к анализу деятельности знания и умения, участвуют в диалоге с учителем.
Групповая







Фронтальная, индивидуальная
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают
умения использовать полученные знания в практической деятельности
Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки
Практическая работа, оценивание своих знаний





Устные ответы, задают вопросы для уточнения информации

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения
Беседа по вопросам
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися

Создание проблемной ситуации. Ответ на вопрос: «Возможно ли, что, читая басни, человек на примере животных научится видеть свои недостатки и исправить их?»












Слушают учителя, участвуют в диалоге.
Отвечают на проблемный вопрос.
Фронтальная
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, участвуют по плану
Задают вопросы

5. Творческая практическая деятельность.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся
































































Физкультминутка

Принимают участие в работе. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Групповая, индивидуальная
Познавательные: читают, слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.
Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
Выполняют задания в тетрадях

6. Закрепление с комментированием во внешней речи














7. Рефлексия.














8. Домашнее задание.
Обобщение полученных знаний.
Подведение учащихся к самостоятельному выводу о баснях.










Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.





Проверка и обсуждение предыдущего этапа урока. Коррекция ЗУН по теме.














Урок понравился?
Что делали на уроке?
Нужно изучать басни?
Что интересного узнали на уроке?











Объясняет домашнее задание




















Принимают участие в работе. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.







Вспоминают, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.









Слушают и записывают в дневник.
Фронтальная, индивидуальная















Фронтальная, индивидуальная
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают
умения использовать полученные знания в практической деятельности
Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки.
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают
умения использовать полученные знания в практической деятельности

Оценивание учащихся за работу на уроке














Умение оценивать себя.


15