Урок по теме Историческая основа в басне Крылова Волк на псарне


5 класс
Литература
Историческая основа басни И.А. Крылова «Волк на псарне»
Цели: продолжить знакомство с баснями Крылова; развивать умения понимать иносказательный подтекст басен; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
Ход урока
Мотивационно-целевой этап.
Актуализация знаний:
а) Игра «да-нет»
Выделите характерные черты басни, соглашаясь или не соглашаясь с моими утверждениями о том, что в басне есть:
Волшебство
Аллегория
Олицетворение
Занимательный сюжет
Юмор
Троекратное повторение
Краткий поучительный рассказ
Развернутый сюжет
Мораль
- Назовите номера утверждений, на которые вы ответили «да» (2,3,4,5,7,9)
б) Заполните пропуски в определении жанра:
Басня – стихотворное или----------------------литературное произведение---------характера. В конце басни содержится ________. Действующими_____________обычно выступают_______, ________ . Им свойственны _____________качества.
Целеполагание. Крылов был свидетелем важных исторических событий. Одно из них отражено в басне «Волк на псарне» . На уроке мы должны…
Реализационный этап
Чтение басни учителем.
2 Кто является героем ? (Волк и Ловчий)
3 Обратимся к тексту и выпишем цитаты, которые касаются Волка и Ловчего.
Вывод: Волку отведено больше места, чем Ловчему.

4 Работа с текстом. (Подчеркните ключевые слова)
Басня «Волк на парне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Наполеон, потерпевший на Бородинском поле, заняв Москву, понял, что оказался в ловушке. И послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов.
5 Наблюдение над языком. (Язык басни иносказательный). Определим аллегорию. Какая она? На доске и в тетрадях делается запись:
Волк – Наполеон
Ловчий - Кутузов
Овчарня – Россия
Псарня - Армия
(Обычно животные – носители человеческих качеств. В это басне наоборот. Человек – носитель качеств животных).
Мораль басни…
Тема: Злостное нападение на чужую территорию и отпор.
Идея: Как поступают с захватчиками, которые посягнули на независимость Родины.
А. Невский. Великий русский полководец, не проиграл ни одного сражения. «Кто с мечом к нам пойдет, от меча и погибнет»
Мораль урока: Знать басни Крылова –значит знать русскую литературу и историю.
Пользоваться крылатыми выражениями – значит быть образованным и эрудированным.
Рефлексия: Басни Крылова актуальны, потому что…
Оценочный этап
Домашнее задание: Выучить басню «Волк на псарне» наизусть.