Тема урока: И.А.Крылов «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни.


Цель деятельности учителя Знакомство с жанровыми признаками произведения на примере басни «Волк на псарне». Развитие навыков анализа басни как особого литературного жанра.
Тип урока Урок-инсценированировкаПланируемые образовательные результаты Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение ;содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающими сястремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
методы и формы обучения Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование Компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия Тема, основная мысль текста
Межпредметные связи География, скульптура, архитектура, живопись.

организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Формируемые умения (универсальные учебные действия) Контроль результатов учебной деятельности
1 2 3 4 5 6 7
1. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Много предстоит узнать.
Постарайтесь все понять.

-Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем
месте, демонстрируют готовность Фронтальная Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Листы обратной связи
2. Актуализация и пробное учебное действие Проверка д/з -10 мин
Цель: Контроль результата усвоения Наизусть басня «Ворона и лисица» Выразительно
рассказывают наизусть Индивидуальная Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавли- Устные ответы, вопросы для уточнения информации


вают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и от-
вечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения 3. Выявление места и причины затруднения
расширить кругозор детей
Работа над формулировкой темы:
- Что изучаем?
- Что для этого надо знать?
- Что должны уметь?
- Что для этого надо повторить? Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Фронтальная. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материал. Задают вопросы для уточнения информации.

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Выполняют элементарные физические упражнения
Фронтальная и умственной форме;
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД:умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. Выполнение упражнений

4. Целеполагание и по-
строение проекта выхода из затруднения
Осознание места и причины собствен-ных затруднений в выполнении изученных способов действий
«Волк на псарне»
Беседа по содержанию.
Обращается с просьбой:
-Прочитайте басню самостоятельно.
-Скажите, о чем эта басня (тема)?
Первичное восприятие басни. Просит выразительно прочитать. Ведёт беседу:
-Какой персонаж сразу обратил на себя внимание?
-Нарисуйте портрет Волка, какой он?
- Какова его речь?
-Прочитайте реплики Волка.
-Назовите действия Волка в басне, каковы его поступки?
-Каких людей подразумевает автор?
-Какие слова передают возникший на псарне переполох?
-Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.
-Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?
-Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову? Отвечают на вопросы, выполняют задания
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Индивидуальная, групповая Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану
Познавательные:
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации
устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Листы обратной связи



5. твор-
ческая практическая деятельность Работа над басней
Анализ басни «Волк на псарне»
1) Докажите, что - это басня (есть зачин, произведение построено как диалог, герой волк –аллегория хитрости, в конце басни - мораль)
2) Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни? (льстивая речь).
3) В чем проявилось мастерство И.А. Крылова в басне?
-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?
Чья иллюстрация вам больше понравилась, почему?
Посмотрим на иллюстрации на слайде. Автором является Г. Куприянов.
-Изменилось ли ваше восприятие басни?
Мораль. Что это такое? Словесное рисование.
Самостоятельное создание микротекста на заданную тему 1группа.
1.Над какими пороками человека смеется автор.
«Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Согласны ли вы с этим утверждением?
2 группа. Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка?
Какие глаголы характеризуют главного героя?
3 группа.
Что можно сказать о втором герое басни?Какой смысл вкладывает автор в слово « Ты сер,а я сед»?


Коммуникативные: осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач Дают развёрнутый ответ на вопросы.
6. Включение в систему знаний и повторение Формирование артистических способностей через творческое задание;оценка выступлений. Выполняет роль консультанта.
- Какой группе удалось точнее изобразить происходящее?
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; выполняют задание, отвечают на вопросы Чтение басни по ролям (3-4 группы)
Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Устные ответы
7. Рефлексия
учебной деятельности Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания
Задания:
Исправьте ошибки
Волк, ночю, думая залесть в авчарню,Попал на псарню.Поднялся вдрук весь псарный двор
Почуя серава так блиско забияку,Псы залились в хлевах и рвуться вон на драку;Псари кричят: «Ах ты, ребята, вор!»И вмик варота назапор;
Изменены слова. Верните  их  на место.
В минуту псарня стала раем.Идут: иной с дубьем,Другой с ружьем.«Воды!- кричат. – Воды!» Пришли с водой.
Перепутаны строки. Восстановите отрывок в первозданном виде, проставив номера предложений перед строчками.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.Но, видя то, что тут не перед стадом, Ему рассчесться за овец,                         Зубами щелкая и ощетиня шерсть,         И что приходит, наконец,                       В переговоры,  Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;                                      Ему рассчесться за овец, —                      И начал так:
Потеряны  слова. Найдите  и верните их  на место
 «Друзья! К чему … этот шум?Я, ваш старинный …  и кум,Пришел  … к вам, совсем не ради … ;Забудем … , уставим общий … !А я, не …  впредь не …  здешних … ,Но сам за них с …  грызться … ,И волчьей  …  утверждаю,Что я... »
Пропущены  строки. Восстановите их.  Не забудьте про знаки препинания
 — «Послушай-ка, сосед»,**************************
«Ты сер, а я, приятель, сед,И волчью вашу я давно натуру знаю;**************************С волками иначе не делать мировой,**************************И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы
их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом Оценивают свои знания, отвечают на вопросы Индивидуальная Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу Листы обратной связи
8.Домашнее задание Словесный, наглядный Дифференцированное домашнее задание.
1.Проект: Составление электронного альбома «Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях».
2. Инсценировка басни.
3.Чтение наизусть.
Индивидуально-дифференцированная работа Индивидуальная Технологическая карта урока
Литература, 5 класс
Учебник « Литература для общеобразовательных учреждений , в двух частях, 5 класс».
Авторы- составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.
Тема урока:
И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни.
Тип:
Урок -инсценировка
Задачи:
Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении басен Крылова,
2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,
3) знакомство с новым композиционным приёмом – контрастом.
Деятельностная: развитие умения формулировать собственное мнение, умения договариваться и приходить к собственному решению, умения делать выводы.

Планируемые результаты:
Предметные МетапредметныеЛичностные
Обучающиеся смогут:
-получить представление «прием контраста»;
-повторить знания об исторической эпохи того времени;
Обучающие смогут:
-определять цель;
-выделять и формулировать проблему;
-выдвигать и обосновывать выводы;
-формулировать собственное мнение;
-использовать ИКТ, ТСО;
-умение работать с текстом.
Обучающие смогут:
-устанавливать рабочие отношения;
-аргументированно оценивать свою работу и работу других;
-выработать уважительное отношение друг к другу.
Ресурсы урока:
Для учителя: Для учащихся:
-Презентация к уроку;
-компьютер;
-мультимедийный проектор;
-учебник -учебник литературы;
-тетрадь;
-карточки;