Презентация Литературная классика XX в. — полюсы добра и зла


Литературная классика XX в.Преподаватель «Истории мировой культуры» ГФ ГБОУ ВО БГИИК Дрожжина Л.И.ПОЛЮСЫ ДОБРА И ЗЛА


XX в. совсем недавно стал историей. Западная культура оказалась на краю бездны, куда были низвергнуты основные нравственные устои, понятия совести, чести, добропорядочности, милосердия, любви. В произведениях искусства, как в беспристрастном зеркале, отразились и черты духовной деградации, и попытки выйти за пределы заданности жесткого прагматичного времени, увидеть «свет в конце тоннеля», вернуть человеку духовную цельность, смысл жизни, веру и надежду. Эту альтернативность художественная культура сохраняла на протяжении всего XX столетия.
В 10-40-е гг. XX века главные бои в искусстве слова развернулись вокруг реализма и модернизма «нового поколения». Художники-модернисты не видели смысла существования человека в дисгармоничном, нестабильном, хаотичном мире.
Франц Кафка (1883-1924) Один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно.
Кафка слыл человеком необычайно болезненным и ранимым. Он мучился беспричинными страхами и сомнениями, жил с чувством вины перед близкими. Но творчество писателя не сводится к изживанию комплексов личности или к самоуничижению.Кафкианство – это предсказание картин истории XX в., страшная метафора фашизма и тоталитаризма, бездушного обесчеловеченного государства
Произведения:БратоубийствоТоскаЗамокПроцессПриговорЗаботы главы семейства и др. (от лат. exsistentia – существование) одно из ведущих модернистских направлений в литературе XX в. Экзистенциализм
Экзистенциализм возник в философии в 20-е гг. XX в. Согласно этому учению человек, обреченный в мире на одиночество, может постичь свою сущность, лишь став абсолютно свободным от общественных предписаний и норм поведения, но и то иллюзорно, поскольку изначально приговорен к неизбежному исчезновению.
Альбер Камю (1913-1960) Французский писатель, публицист и философ, близкий к экзистенциализму. Получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.
В одном из своих первых сочинений – повести «Посторонний» (1937-1940, опубликован 1942) Камю раскрывает тему абсурда через анализ «потока сознания» опустошенной личности. «Поток сознания» – литературный прием, преследующий цель прямого воспроизведения процессов душевной жизни, форма «внутреннего монолога».
Основные произведения«Чума».«Миф о Сизифе».«Осадное положение».«Бунтующий человек».«Злободневные заметки». Жан Поль Сартр(1905-1980)Французский философ, представитель атеистического экзистенциализма писатель, драматург и эссеист, педагог.
Основные произведения:«Стена»«Слова»«Тошнота»«Размышления о еврейском вопросе»«Экзистенциализм – это гуманизм» Джеймс Джойс (1882-1941) Ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.
Основное произведение роман «Улисс» (1922)
Модернистский способ познания действительности был не единственным в литературе XX века. Ее ветвь блестяще представлена жанром«интеллектуального романа»style.color Томас Манн (1875-1955)Немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе 1929
Герман Гессе (1877-1926)Немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии 1946.
Основные произведения:роман «Степной волк» (1927), роман «Игра в бисер» (1943) и др. «Потерянное поколение» – определение, применяемое к группе зарубежных писателей, в произведениях которых отразилось разочарование в жизни, обостренное опытом Первой мировой войны. Тема «потерянного поколения» вошла в творчество Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Э.М. Ремарка, Р. Олдингтона и других.
Эрих Мария Ремарк (1898-1970)Видный немецкий писатель XX века, представитель потерянного поколения.
Основные произведения:«На западном фронте без перемен»«Три товарища»«Триумфальная арка»«Жизнь взаймы»«Возлюби ближнего своего» Райнер Мария Рильке (1875-1926)Один из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века.
Поэтические сборники:Жизнь и песни (1894)Жертвы ларам (1895)Увенчанный снами (1897)Сочельник (1898)Первые (1903)Мне на праздник (1909)Книга образов (1902)Часослов (1905)Книга картин (1906)Новые стихотворения (1907-08)Цикл «Жизнь Девы Марии»  (1912)Дуинские элегии (1912/1922)Сонеты к Орфею (1923) и др. Федерико Гарсиа Лорка (1898-1936)Испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график.
Литература второй половины XX в.Вторая половина XX в. изменила облик планеты, иной стала и художественная культура. Многие представители довоенной плеяды писателей еще верили в «общечеловеческое богатство», провозглашали необходимость творения «нового искусства для нового общества», перспективы которого связывали с социалистической идеей.Этот период принято называть постмодернистским. Классика модернизма ушла в прошлое, но «распад ценностей мира» все еще остается в поле зрения писателей.

Во второй половине XX в. во многих странах возрождается вкус к историческому мышлению и вновь приобретает ценность национальное прошлое ( сочинения А. Моруа, Ч.П. Сноу, Г.Грина и т.д.)Расцветает литература с самодовольствующей развлекательностью – детективы, боевики, фантастика. К концу XX в. художественная литература оказалась в тисках коммерциализации, «новая религия» которой рождена идеалами накопительства и наживы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!