Урок по русской литературе Тема бедной девушки в пьесе Бесприданница.


Краткосрочный план по литературе
10 октября 10 класс
Тема урока: Тема бедной девушки в пьесе «Бесприданница»
Цель:
Знать: основные этапы пути драматурга на примере одного произведения, («Бесприданница» );
проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству;
Уметь: анализировать драматическое произведение;
развивать умение делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки;
воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы.
Результаты обучения Знают: основные этапы пути драматурга;
Умеют: анализировать драматическое произведение.
Основные ключевые идеи: Вид деятельности и время Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Введение.
1.Организационный момент.
2.Психологический настрой.
3. Проверка домашнего задания.
Приветствие классу, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки кабинета к уроку
- Каковы особенности творчества А. Островского в 1870-1880гг? Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
II.Основная часть.
1.Формирование новых понятий.
История создания пьесы «Бесприданница».
Работа с текстом.
Групповая работа
Характеристика образа Ларисы Огудаловой. Значение имени.
Физминутка.
Беседа по вопросам
«Опрос рикошетом»
Вывод по эпиграфу урока:
Вот красота-то куда ведет… в самый омут.
А.Н. Островский «Гроза»
Диаграмма Венна
Эпиграф к уроку: Вот красота-то куда ведет… в самый омут.
А.Н. Островский «Гроза»
- Кто относится к царству хищных, цепных и умных дельцов? - Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого и Паратова?- Кто стоит в центре драмы Островского?
Формулирует задание
Можете вы согласиться, что Лариса не может «привлечь ваше внимания», так как она не «крупна», не «колоритна» как личность, в ней нет ничего «общественно значимого»?
Могли бы вы назвать речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте свое мнение.
Согласны ли вы с мыслью критика В. Коровина, что Лариса – героиня «психологической драмы»?
Как и кем представлен в «Бесприданнице» «соблазн»? Больших ли душевных сил стоит Ларисе не отдать себя в «добычу соблазна»?
Чье отношение к героине вы считаете более логичным, правильным?
Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви, но обречена погибнуть в условиях золотых цепей. Это - «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.
Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.
Составляют таблицу «Жизненная позиция значительных лиц в городе».
Отвечают на вопросы.
1 группа: Характеристика образа Ларисы Огудаловой. Значение имени.
2 группа: отношение Паратова…
3 группа: отношение Карандышева…
4 группа: отношение Кнурова и Вожеватова к Ларисе
Оценивание: аплодисменты
Составляют диаграмму
Катерина- Лариса
III. Заключительная часть.
1.Саморефлексия. Организует оценочные высказывания обучающихся.
На стикерахРесурсы: Учебник, раздаточный материал, текст произведения.
Домашнее задание:
Рефлексия по уроку:
Эссе «Актуальны ли пьесы Островского?»
Кнуров ВожеватовПаратов«Значительные лица города» «Блистательный барин»
- Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому…у кого денег много.
- Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.
- Если скажу6 орел, так проиграю, орел, конечно, вы.
- За удовольствие надо платить, они даром не даются…
- Я знаю, что такое купеческое слово.
- Что я обещал, то и исполню: для меня слово- закон, что сказано, то свято.
- Всякому товару цена есть. - Я человек с правилами, брак для меня дело священное.
- Я сам такой же бурлак.
- Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.
- У меня правило: никому ничего не прощать…
- Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил.
- Господа, я имею слабость к артистам.
Катерина Лариса
Душа Екатерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура.
Катерина религиозна и набожна.
Характер Катерины целен, устойчив и решителен. Лариса Огудалова – девушка гораздо более хрупкая и незащищенная. Лариса ничем не поддержана; ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью кары за торжество справедливой любви. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Боратынского. Ее натура более утончена и психологически многокрасочна. Но именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности: «Расставаться с жизнью совсем на так просто… А ведь есть люди, для которых это легко».
Различное.
Общее.
По меткому выражению А.И. Ревякина, Катерина и Лариса- это «образы больших человеческих страстей». И Лариса, и Катерина хотели любить и быть любимыми, да обманулись. И Лариса, и Катерина отличаются от других тем, что у них отсутствует двойная мораль. (Катерина – что «при людях, что без людей», - одинакова; по словам Кнурова, в Ларисе «хитрости нет».) А еще их объединяет образ великой русской Волги – символа красоты, силы, мощи. Она одна лишь вольно несет свои воды, вбирая в себя красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела свободу Лариса, человек «горячего сердца».