Исследовательская работа на тему Вопросы воспитания и образования в западноевропейской литературе XVI–XVIII веков


ЗАЯВКА
На участие в XX городской открытой конференции учащихся г. Оренбурга «Интеллектуалы XXI века»
МОАУ «Гимназия №7» (полного дня)
773813; 22@orenschool.ru
Логинова Ангелина Евгеньевна
8 «Б» класс
Ул. Проспект Гагарина 41, кВ. 3, 89877759294
Библейские мотивы в рассказах А.П.Платонова
Словесность (литературоведение)
МОАУ «Гимназия №7» (полного дня)
Школьный учитель - Афонина Елена Владимировна
Научный руководитель - Афонина Елена Владимировна
Компьютер, экран
МП
Подпись руководителя:
Дякина Е.В. «__»_____2013 г.
Библейские мотивы в рассказах А.П.Платонова
Афонина Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы высшей категории
МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) г. Оренбург
БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РАССКАЗАХ А.П.ПЛАТОНОВА
Работа посвящена исследованию символики рассказов А.П.Платонова. Очень часто они носят библейский характер.
Даже в рассказах для детей Платонов использует либо библейскую символику, либо библейскую мораль, что очень ценно в нашем мире, всё более утрачивающем гуманное начало.
Автор работы исследует значение образов-символов в рассказах Платонова «Неизвестный цветок» и «Юшка».
Содержание
Введение……………………………………………………………………...……1

Смысл образа ветра-сеятеля в рассказе А.П.Платонова «Неизвестный цветок»……………………………………………………………………...3
Суть образа неизвестного цветка………………………………………………………………………..5
Носители истинного и показного добра в рассказе……………………………………………………………………..7
Идея рассказа А.П.Платонова «Неизвестный цветок»……………………………………………………………………...9
Библейские мотивы в рассказе А.П.Платонова «Юшка»………………10
Заключение……………………………………………………………………….13
Литература……………………………………………………………………….14
Приложение………………………………………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
А.П.Платонов – один из самых непростых писателей в русской литературе.
Необычен он, прежде всего тем, что символика, используемая в основном в лирике, пронизывает все его прозаические произведения. Поэтому читать Платонова непросто, так как символы, которыми он пользуется, понятны далеко не всем; очень часто они носят библейский характер. Таков, например, так и не построенный Общепролетарский Дом в повести «Котлован»- прямая аналогия недостроенной Вавилонской башни.
Даже в рассказах для детей Платонов использует либо библейскую символику, либо библейскую мораль, что очень ценно в нашем мире, всё более утрачивающем гуманное начало. Дети чувствуют эту символику интуитивно, но хорошо бы при этом знать и исходный текстовый материал.
Мы хотим остановиться на рассказе А.Платонова «Неизвестный цветок» и исследовать значение в нём образов – символов.
Актуальность работы заключается в том, что в основе текста рассказа лежит притча Иисуса Христа; а поскольку в школах вводится курс «Основы православной культуры», то наше исследование покажет связь библейского текста со светской литературой.
Цель: доказать, что образы – символы в рассказах А.П.Платонова «Неизвестный цветок» и «Юшка» носят библейский характер.
Задачи:
-раскрыть смысл образа ветра – сеятеля;
-объяснить значение образа Неизвестного цветка;
-определить носителей истинного и показного Добра в рассказе «Неизвестный цветок»;
-раскрыть смысл рассказа «Неизвестный цветок»;
-показать связь с библейской моралью рассказа А.П.Платонова «Юшка»

1.Смысл образа ветра-сеятеля в рассказе А.П.Платонова «Неизвестной цветок»
Обратимся сразу к двум текстам – тексту Нового Завета и рассказу Платонова.
Для людей, знакомых с Библией, с первых строк рассказа Платонова понятно, что он имеет в виду первую притчу Иисуса Христа – притчу о сеятеле.

Библия Рассказ Платонова
«Иисус рассказал народу притчу о сеятеле: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали»
Смысл своей притчи Христос объяснил ученикам сам : «Потом Иисус Христос так объяснил притчу своим ученикам: семя есть слово Божие, сеятель - тот, кто проповедует это слово, а земля - сердце человеческое. Семя, упавшее возле дороги, означает людей рассеянных, у которых дьявол легко забирает посеянное. Каменистая земля - это люди непостоянные, которые с радостью слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении или гонении отпадают от веры. Сорняк означает житейские заботы и пороки человеческие, которые заглушают в душе слово Божие. Под доброй землей в притче подразумеваются такие люди, которые с усердием принимают слово Божие и стараются исполнить его»
Понятно, что Христос говорил и о силе веры в Бога в человеческом сердце; Платонов же в условиях советского государства не мог, конечно, писать о вере в прямом смысле этого слова, скорее всего, он имел в виду тот стержень внутри человека, который, по сути, тоже есть вера в свои силы, в свою независимость, в свою неповторимость, а не только в сплочённый коллектив.
Сохранять свою самостоятельность непросто, но если семя упадёт на подготовленную почву, все препятствия будут преодолены.
2. Суть образа Неизвестного цветка
В рассказе семя упало на такую почву, что вырасти чему – то было практически невозможно, это понятно, в условиях советской власти уникальность личности не признавалась, но нашему Неизвестному цветку силы было не занимать: «Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета.
Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть»
Примечательно, что эта постоянная борьба только украсила цветок: «В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою»
Теперь уже ясно, что цветок – это аллегория, он стал похож на маяк, на ориентир, на символ стойкости, добра и красоты, мечты о прекрасном. И, прежде всего, – это символ правды!
Но Платонов не прекращает повествование о нём, потому что нужно показать все качества этого символа стойкости и независимости в дальнейших его воплощениях. И мы опять видим аналогию с библейским текстом.
Библия Рассказ Платонова
«Под доброй землей в притче подразумеваются такие люди, которые с усердием принимают слово Божие и стараются исполнить его» «Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне»
Платонов подводил нас к мысли о том, что Правду невозможно истребить, что она всё равно не умрёт и будет жить вопреки всем невзгодам.

3. Носители истинного и показного Добра в рассказе
Голая, отвлечённая Вера и Правда, пусть и самая прекрасная, никому сами по себе не нужны. Оценивается их сила только применительно к человеку.
Платонов сталкивает в тексте 2 образа: коллектив пионеров и девочку Дашу.
Даша, естественно, тоже пионерка, обладает живой впечатлительной душой, которую в ней воспитывала мама, рассказывающая девочке сказки (а запрещено было многое – и сказки, и празднование Нового года).
Видимо, выбор имени тоже имеет значение – Даша, Дарья – дар, подарок.
Эта живая в мире лозунгов душа, действительно, редкий дар.
Эта добрая душа хочет приобщить всех к добру и красоте: «На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:
— Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит»
Но это было время советских истин, и пионеры увидели то, что им было понятно: «Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину» «Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали»
Замечательно! Доброе дело сделано, отчёт написан, галочка поставлена – можно забыть и двигаться дальше!
Только Даша помнила о цветке всю долгую зиму: «А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его»
И в оригинале рассказа Платонов объединяет образ Неизвестного цветка и Даши, ведь для таких, как она, живых душой, он и существует: «Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания»

4.Идея рассказа А.П.Платонова «Неизвестный цветок»
При всей своей аллегоричности рассказ Платонова понятен: стойкость, вера, правда, душа, будут жить всегда, в условиях любого времени и любого государственного устройства, потому что можно контролировать материальное начало человеческой жизни, а духовная его составляющая не подвластна никому!

5. Библейские мотивы в рассказе А.П. Платонова «Юшка»
«Неизвестный цветок» более конкретный текст, а «Юшка» более отвлечённый, так как первый текст основан на притче, а идея второго носит всеобъемлющий характер: она говорит о том, что злом на зло отвечать нельзя.
Текст рассказа «Юшка» построен на антитезе духовного и материального, причём грубо материального, потому что жители деревни не обладают духовными качествами. Жизнь их – это чреда тяжёлой работы и примитивного отдыха. Они живут уже в советское время, в Бога их заставили не верить, и некоторые поддались этому очень легко: «Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! — Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!» Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью».
Так же, как в предыдущем тексте, большое значение имеет имя персонажа; Юшку один из персонажей, так и называл: «Юрод проклятый» , то есть юродивый – блаженный.
Напомним, что в истории всех народов юродивым, блаженным и шутам отводится особая роль – им дозволено говорить правду, так как считается, что их устами говорит Бог. И на самом деле, Юшка пытается утвердить в душах крестьян доброе, вечное, религиозное: «Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».
Но в условиях советской власти такие люди никому не нужны и, мало того, к ним относятся, как к врагам. Поэтому над Юшкой издевались и, в конце концов, довели до смерти: «— Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!
Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
— Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай.
Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся».
Платонов не мог закончить текст на такой печальной ноте ( так же как и в рассказе «Неизвестный цветок»). Мы узнаём, что Юшка экономил деньги ради приёмной дочери, которая выучилась на врача и вернулась в деревню. Тут только узнают, куда и зачем ходил Юшка. Из такой концовки следует, что добро не пропадает даром, а продолжает собой цепочку добра: «Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца...»4.
Вся жизнь Юшки была утверждением христианских заповедей о том, что главное в жизни – духовное начало и что злом на зло отвечать нельзя: «Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».
Заключение
Итак, мы увидели, что рассказ А.П.Платонова «Неизвестный цветок» основан на притче Иисуса Христа о сеятеле и имеет в виду сохранение тех духовных ценностей человеческой жизни, которые были сформированы на протяжении тысячелетий, а именно: правды, веры, добра, красоты и т.п.
В рассказе «Юшка», имеющем более обобщенный философский и христианский смысл, выражается мысль о всеобъемлющей любви к людям, независимо от их социального происхождения и тем более, от государственного устройства.
Литература
Библия для детей, Москва: «ИТРК», 2004
Замятин Д.Н.: Проблемы творчества Андрея Платонова: www.muntursgrilukn.ru
Замятин Д.Н.: Географические образы в комедии Андрея Платонова «Ноев ковчег»: www.muntursgrilukn.ru
Учебник – хрестоматия по литературе для 7ых классов, Москва: «Просвещение», 2005
Ханс Гюнтер «Страна Философов»: Проблемы творчества А.П.Платонова. Котлован и Вавилонская башня, www.filosofdovty.ru
Приложение
Иллюстрации учащихся 7б класса, МОАУ «Гимназия №7» (полного дня):