Классный час на тему Мой любимый поэт А.С. Пушкин

Единый урок «Мой любимый Пушкин»

Цель: - активизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
- расширять кругозор, развивать логическое мышление, творческие способности;
- способствовать сплочению коллектива класса.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Он – автор «чудного мгновенья»,
Певец Петра и друг Евгения,
Отец «Людмилы и Руслана»,
Несчастный сын царя Салтана,
Бахчисарая грозный хан,
И брат кочующих цыган.
Сам памятник воздвиг себе нерукотворный,
Невольник чести Пал на речке Чёрной.
Он наш. Он пьёт по полной кружке.
Пока в нас русский дух – жить вечно будет Пушкин.
Ведущий 2. Величие Пушкина – в его удивительной простоте и духовном богатстве. В нём говорит наша русская природа, русская душа, русское творчество, сама русская стихия.
Мы дышим Пушкиным, носим его в себе, он живёт в нас подобно тому, как живёт в нас наша Родина.
Ведущий 1. Уже с раннего детства произведения Пушкина входят в наш дом, являясь источником радости и мудрости. Особенно любимы пушкинские сказки, возникшие под влиянием народной поэзии и неторопливых рассказов няни Арины Родионовны.
Раннему увлечению А.Пушкина литературой способствовала прекрасная домашняя библиотека.
Ведущий 2. Вспомним основные периоды жизни и творчества великого поэта.
Лицейский период – пора ученичества и творческого поиска. Мотивы любви, дружбы, вольнолюбия, тема Отечественной войны 1812 года. Написано 2 поэмы, около 120 стихотворений.
Ведущий 1. Петербургский период. В лирике всё ощутимее становятся социально – политические мотивы. Закончена поэма «Руслан и Людмила».
Ведущий 2. Южный период. Увлечение Пушкина романтизмом, ведущий мотив – свобода. Написаны поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Цыганы», «Братья – разбойники».
Ведущий 1. Михайловский период. Гений поэта достигает своего высшего расцвета. Лирика, история, дружба, возрастает интерес к драматургии. Написан «Борис Годунов», «Евгений Онегин».
Ведущий 2. Поздний период. Тема декабристов, настроение тоски и одиночества пронизывают лирику. Написаны «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка».
Ведущий 1. А теперь настало время объявить наш первый конкурс – разминку Пушкинские сказки».
I. Разминка. (Блиц – турнир, по 5 вопросов – 1 команде)
А) 1) Сколько лет вместе прожили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33 года)
2) Как звали царей в сказках Пушкина? (Салтан и Дадон)
3) Что могло делать зеркало в произведении «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»? («Свойство зеркальце имело: говорить оно умело»)
4) Какие три дива было у князя Гвидона? (белка с золотыми орешками,
33 богатыря и Царевна – Лебедь)
5) В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (в комара, муху, шмеля).
Б) 1) Каковы были ядрышки золотых орехов? («Ядра – чистый изумруд»)
2) Что кричал петушок, сидя на спице? («И кричит: «Кири – ку – ку. Царствуй лежа на боку!»)
3) Сколько сыновей было у царя Дадона? (Два)
4) С какими словами обращался старик к рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!»)
5) Как звали пса семи богатырей? (Соколко).
В) 1) Сколько раз закидывал в море старик свой невод? (3 раза)
2) Как начинает А.Пушкин «Сказку о царе Салтане?» («Три девицы под окном пряли поздно вечерком»)
3) Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, ветер, месяц)
4) За какую плату нанялся Балда в услужение к попу? (3 щелчка по лбу)
5) Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовою дворянкой? (На конюшню).
Ведущий 2. В Императорский Царскосельский лицей Пушкин поступил 12 летним мальчиком. Лицейские годы стали для него самыми счастливыми в жизни.
«Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья».
На 4 этаже, где разместились комнаты лицеистов – 14 я комната, где шесть лет творил, мечтал и любил юный Пушкин.
Ведущий 1. Предлагаем Вам викторину, посвящённую лицейским годам АСПушкина.
II. Викторина
- Где находился лицей, в котором учился поэт? (В летней резиденции русских царей в Царском селе под Петербургом)
- Какого цвета была форма лицеистов? (Синяя)
- Как звали лицейского друга А.Пушкина? (И.И.Пущин)
- Какое прозвище дали друзья А.С.Пушкину? (Француз)
- Какое стихотворение читал А.С.Пушкин на публичном экзамене перед Державиным? («Воспоминания в Царском селе»)
- Любимый стихотворный размер Пушкина? (Ямб)
- Где любил проводить летние каникулы поэт? (В подмосковном имении бабушки)
- Назвать настоящими именами фамилии этих людей: Жанно, Кюхля, Француз.
(И.Пущин, В.Кюхельбекер, Пушкин)
- Какому поэту посвятила стихотворение Анна Ахматова?
Смуглый отрок бродит по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы имеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный томик Парни. (Посвящено Пушкину).

Ведущий 2. Следующий конкурс «Звонкая рифма». Ваша задача – угадать стихотворение по рифме.

1)кроет 2)злилась 3)суровых 4)бесценный
крутя носилась моя благословия
завоет пятно сосновых уединенный
дитя желтела меня занесенный
(«Зимний сидела светлицы огласил
Вечер») окно часах (Пущину)
(«Зимнее спицы
Утро») руках
(«Няне»)
Ведущий 1. И в заключение – «Литературная эстафета». Написать названия произведений А.С.Пушкина, которые помните. Учитывается количество неповторяющихся названий. (За 1 минуту). (Подвести итоги).
Ведущий 2. Имя А.С.Пушкина всегда с нами, трудно найти человека, который бы не знал этого поэта. Ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».
Есть у каждого свой Пушкин
В самого себя взгляни.
Есть и у тебя свой Пушкин,
с. 101 Он твоей душе сродни.
МДО Если из сердец влюблённых
7 кл. Пушкиных извлечь на свет,
То предстал бы в миллионах
Разных обликов поэт.
Но творит законы гений,
Тем – то гений и хорош,
Что хоть несколько мгновений
Даже самый скорый схож
С тем, который по заслугам
Почитаем и любим
Все мы связаны друг с другом
Этим образом одним.
Т.В.Лукоянова

15