РОМАНТИЗМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XIXВЕКА


Романтизм в художественнойкультуре Европы XIX в. РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в. Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.Входя в сравнение «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание „правил“, но следование «правилам» более сложным и прихотливым». XIX в. называют веком романтизма. Вместе с тем это время социальных катаклизмов, вызванных противоречиями становления капиталистического способа производства и обусловивших рост классовой борьбы, век дальнейшего передела мировых сфер влияния, развития промышленной революции. Таковы главные особенности формирования цивилизации нового буржуазного общества. XIX в. заставлял людей постоянно пересматривать систему культурных ценностей. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании цивилизацией, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности. Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Картину "Странник над морем тумана" с полным основанием можно назвать символом периода романтизма в Европе Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Её вдохновляют идеи индивидуального развития и самосовершенствования, идеализация личной свободы в мировоззрении, сочетаются с отвержением рационализма. Личное развитие ставилось выше стандартов тщеславного и уже увядающего аристократического общества. Романтизм образованной молодёжи изменил сословное общество Европы, став началом появления образованного "среднего класса" в Европе. Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.Мост СимволовТёрнер Джозеф 1833 г. Тёрнер Джозеф Мэллорд Уильям (Turner, Joseph Mallord William) (1775-1851 гг.), английский живописец и график. Представитель романтизма. Мастер пейзажной (пейзаж) живописи. До 1796 г. работал исключительно акварелью, являясь ведущим представителем школы, признававшей лишь "фотографически" точное изображение природы. Позже стал писать и маслом. Постепенно выработал собственную манеру письма, в результате чего его работы стали более эмоциональными и драматическими. Последний рейс фрегата "Отважный"Тёрнер Джозеф Рыбаки в мореТёрнер Джозеф  Гойя. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес(Francisco Josе de Goya) 1746-1828 г.г. — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства времён эпохи романтизма Гойя был очень плодотворным художником, замеченным ещё в молодости. Колоссальное трудолюбие позволило ему работать вплоть до глубокой старости и, за свою жизнь, он оставил нам множество прекрасных произведений. Точность его портретов позволяет нам увидеть облик испанской знати и взгляд художника на ряд исторических событий.Гойя отличается смелым художественным новаторством от сторонников академизма. Постоянный интерес к гротеску, создание офортов высмеивающих социальные и религиозные порядки в обществе. Семья Карла IV1800 г. Трибунал Инквизиции. Франсиско Гойя. 1808-1812 гг. Сумасшедший домФрансиско Гойя. 1819 г. Маха обнажённаяФрансиско Гойя. 1800 г.Маха одетаяФрансиско Гойя. 1803 г. Делакруа Эжен (Delacroix, Eugene) (1798-1863 гг.), величайший французский живописец-романтик. В 1822 г. Делакруа выставил в парижском Салоне картину "Ладья Данте", которая была куплена правительством, что открыло перед Делакруа возможность головокружительной карьеры. Делакруа, как правило, предпочитал брать за основу своих полотен драматические сюжеты. Увлекался экзотическими мотивами, особенно после поездки в Марокко в 1832 г. Кроме того, он вошёл в историю живописи как автор портретов, отмеченных особой одухотворённостью. После 1830-х гг. Делакруа занимался оформлением общественных зданий Парижа.Художественной манере Делакруа свойственны исключительный динамизм, глубоко эмоциональный накал и мажорный колорит, которые оказали большое влияние на Ренуара, Сёра и Ван Гога. Делакруа был и прекрасным литератором и издателем; его "Журнал" отражает взгляды Делакруа на современную ему жизнь. Ладья ДантеДелакруа Эжен (Delacroix, Eugene) Свобода, ведущая народДелакруа Эжен (Delacroix, Eugene) Смерть СарданапалаДелакруа Эжен (Delacroix, Eugene) Романтиков интересовали все страсти – и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех её проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Тема любви занимает господствующее место и сквозной нитью проходит через творчество всех романтиков.Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.Подобно образам любви, душевное состояние олицетворяет природа. Этот образ может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться. Поэтому в произведениях романтиков природа – это часто стихия (море, горы, небо), с которой героя связывают сложные взаимоотношения.С образами природы часто соперничает тема фантастики, что, вероятно, порождено стремлением вырваться из плена реальной жизни. Типичными для романтиков стали поиски чудесного, сверкающего богатством красок мира, противостоящего серым будням. Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре. Его представители в литературе – Вальтер Скотт, Джордж Байрон, Перси Биши Шелли, Виктор Гюго, Адам Мицкевич; в музыке – Франц Шуберт, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Никколо Паганини, Ференц Лист, Фридерик Шопен, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Эдвард Григ, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джакомо Мейербер; в изобразительном искусстве – Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Филипп Отто Рунге, Джон Констебл, Уильям Тернер, Орест Кипренский и др.В эпоху романтизма расцветают и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия.В 1840-х романтизм постепенно отходит на второй план и уступает место реализму. Но традиции романтизма напоминают о себе на протяжении всего XIX века.В конце XIX – начале XX веков возникает так называемый неоромантизм. Это направление тесно связано с романтической традицией, прежде всего, общими принципами поэтики – отрицанием обыденного и прозаического, обращением к иррациональному, “сверхчувственному”, склонностью к гротеску и фантастике. Источники:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b87c8337-b648-9b01-dd81-0c2c15e8141d/1010910A.htmhttp://festival.1september.ru/articles/518794/http://www.arthistory.ru/romanticism.htmhttp://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=211