Урок А.П.Чехов. Рассказ Хамелеон

38
7а от 07.02.
7б от 07.02.
7в от 07.02.
2017

Тема: «А.П. Чехов - мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон». Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества».

Цель урока: организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения.

Задачи:

предметные:
организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;

метапредметные:
способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;

личностные:
способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: слово учителя, индивидуальная работа, коллективная работа.

Технология: исследовательско - информационная.

Оборудование: видеохроника.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка д/з.

Поверить 10 вопросов к повести «Детство». Заслушать сообщения на тему «Чехов в Крыму».
Демонстрация работ.

Мотивация УУД. Целеполагание.

Сколько костюмов у Хамелеона?
Может быть, два, может, три миллиона.
Что ни минута меняется цвет: Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий и цвет-Фиолет.
Жёлтый костюм у него для пустыни.
Выйдет к воде Одевается в синий.
Ходит по клумбе Прямо букет Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий и цвет-Фиолет.

То он вишнёвый, То он лимонный
В общем, какой-то Хамелеонный...
И не опишешь точный портрет: Красный? Оранжевый? Жёлтый? Зелёный? Голубой? Синий? Цвет-Фиолет?
Как это стихотворение может быть связано с уроком литературы?
Кто написал этот рассказ?
Настраи-ваются на работу.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявление темы урока, цели, задач.
Оформление журнала.
Оформление тетради.

Работа над темой урока.

Знакомство с биографией А.П.Чехова (презентация).
1860, 17 (29 января) – родился в Таганроге в семье купца Павла Георгиевича Чехова. Детство прошло в Таганроге.
Отец родился в 1825 г. в Воронежской губ., в семье крепостных помещика А. Д. Черткова. В 1841 г. дед Ч., Егор Михайлович Чехов, откупил на волю все семейство. Мать Ч., Евгения Яковлевна Морозова, родилась в 1835 г. в г. Моршанске, в семье купца-суконщика Якова Герасимовича Морозова, из рода крепостных.
1868–1879 – учеба в Таганрогской гимназии.
1876–1878 – первые литературные опыты. Чехов живет в Таганроге (с братом Иваном, а потом один), зарабатывая уроками деньги на жизнь и плату за обучение в гимназии.
1879–1884 – учеба на медицинском факультете Московского университета.
1880 – первые опубликованные произведения Чехова.
Работа в юмористических журналах "Стрекоза", "Осколки", "Будильник".
1890, , январь – приезжает в Петербург и останавливается на квартире А. С. Суворина (Мал. Итальянская, д. 18, кв. 14).
1900 – избран почетным академиком Российской академии наук.
1901 – женитьба на Ольге Леонардовне Книппер.
1903–1904 – создание и постановка пьесы "Вишневый сад" на сцене Московского Художественного театра.
1904 – умер на немецком курорте Баденвейлер; 9(22) июля – похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Краткий конспект в форме таблицы.


Чтение рассказа «Хамелеон».
- Назовите героев рассказа.
( Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное - человека укусила собака.)
- С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?
( Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)
- Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»? ( Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды)
Вывод.
(Человек, лишенный достоинства,  сознает свое ничтожество перед сильными мира сего. Очумелое и Хрюкин меняют свое мнение и
соответственно поведение в зависимости от обстоятельств. Хохот толпы  достойная им награда.)
- Почему рассказ назван «Хамелеон»?
(Очумелое в зависимости от того,   кто является хозяином собаки, меняет  свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному хозяину  генералу. Превращения Очумелова послужили основой для названия рассказа.)
- Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?
(Шесть раз полицейский - надзиратель меняет свое поведение, показывая  то деспотическую сущность, то рабскую.)
- Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к
разряду хамелеонов?
(В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина. У читателя создается впечатление, что подобные превращения с людьми были типичны для того времени.)
- Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и
Хрюкина как характеры связаны с идеей рассказа?
(Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость  человеческое хамелеонство).
Деспотизм –1. Самовластное правление. 2. Поведение деспота.
 ( Деспотизм самодура)
Горький писал А. П. Чехову: «Огромное вы делаете дело
вашими маленькими рассказиками возбуждая в людях отвращение к
этой сонной, полумертвой жизни».
- Можно ли эти слова отнести к рассказу «Хамелеон»?
(Запуганность, забитость жителей города, отсутствие в нем активной жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом  тишина... На площади ни души», т. е. «полумертвая жизнь».)
- Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?
{Вначале толпа выжидает, боится явно выразить свое отношение. Затем   смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»)
- Что составляет комедийную основу рассказа?
(Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного
 вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей,
серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».)
- Что показалось вам смешным в рассказе?
(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)
-  Какие художественные средства использует автор для
создания комического текста?
(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов
использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие фамилии»: Очумелов  от слова «очуметь» потерять соображение, одуреть; Хрюкин от слова «хрюкать» (не случайно Очумелое о нем говорит: «... а ежели каждый свинья...») ( Подкрепление из текста)
-  А.П. Чехов признанный мастер художественной детали
 Художественная деталь – изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
 - Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова?
(Всякий раз, когда Очумелое меняет свое мнение, он снимает или надевает  свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраскихамелеона.)
- Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя  внимание, помогают создать комический эффект?
(Изображение виновника скандала «белого борзого щенка с острой мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса»  в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся ситуации.)
У А.П. Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что
краткость сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему  хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной детали.
 - Какая деталь в самом начале рассказа помогает в большой степени раскрыть образ Очумелова?
( Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником», свидетельствует о   том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением,  выполняют свои обязанности небескорыстно.)
Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.
                                            Виды смеха
Юмор
Сатира

Добрый смех
Злой смех

Человеческие пороки, слабости
Социальные пороки общества


Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.
 
-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим - безобидную насмешку или безжалостную сатиру?
( В «Хамелеоне», как и в других рассказах, автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеётся над ним.)
-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?
( Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современен читателю.)
Читают, анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы.

































Запись определения.







Запись изречения.






Запись схемы.


Физминутка

Просмотр видеоролика «Хамелеон».
Релаксация.

Подведение итогов урока.

Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.
Запись вывода.

Рефлексия.

Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над чем подумать.
На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Анализируют, обобщают, делают выводы.

Д/з., оценивание.

Стр. 333-339. Составить 5 вопросов к рассказу «»Хамелеон».
Запись в дневник.












13PAGE \* MERGEFORMAT14515




ђ Заголовок 1Cђ Заголовок 2 ђ Заголовок 3Yђ Заголовок 515