Конспект урока по литературе на тему А.П.Чехов Рассказ Хамелеон

Л-7. Творчество А.П.Чехова. Рассказ «Хамелеон».

Тема: Творческий путь А.П.Чехова. «Хамелеон».
Цель: Работа над статьёй учебника.
Дополнительная литература: Чехов А.П. Рассказы.
Теория литературы: псевдоним, говорящие фамилии, художественная деталь.
Оборудование: иллюстрации Кукрыниксов к рассказам Чехова; различные издания его произведений, портрет, фотографии семьи Чеховых.

Ход урока:

Чтение учащимися статьи о писателе в хрестоматии, составление плана статьи.

Слово учителя:

- Краткая биография А.П. Чехова выглядит следующим образом:
Родился 17 (29) января 1860 г. в Таганроге, умер в Баденвейлере, в Южной Германии 2 (15) июля 1904 г.
Дед писателя был крепостным крестьянином, который выкупил себя с семьёй на волю. Отец был владельцем бакалейной лавки в Таганроге. В талантливой семье Чеховых было пятеро детей: четыре сына и дочь. Трое братьев, Александр, Антон и Евгений стали писателями, один из которых, Антон Павлович, стал одним из величайших писателей рубежа веков. Михаил Павлович Чехов стал очень талантливым актёром, чьи достижения в актёрском мастерстве были признаны не только в России, но и во всём мире. Очень сложный и противоречивый характер отца сочетал в себе доброту и вспыльчивость, желание дать сыновьям религиозное образование и неумение заинтересовать их знаниями. Отец хотел дать сыновьям религиозное воспитание, но при этом бил их, заставляя петь в церковном хоре, и не стремясь воздействовать на их души внушением. Часто его наказания были жестоки, это вырабатывало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обострённое чувство собственного достоинства. Мать, внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой, и её доброта часто была для детей защитой от гнева отца.
Позднее Антон Павлович писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери». Когда второму сыну, Антону, было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье.
Уже будучи студентом университета, молодой Чехов, который учился на врача, писал короткие юмористические рассказы и издавал их под псевдонимом «Антоша Чехонте».

- Давайте запишем в словарь определение термина «псевдоним».

Псевдоним – (в переводе с греч. - ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.

Чехов всегда стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова можно считать убеждением и самого Антона Павловича. Он всю жизнь помогал людям и как врач, и как человек. В Мелихове, где у него был дом, он построил на свои деньги три школы, всю жизнь выращивал сады.
По профессии Чехов был врач. Но главным делом его жизни стало писательство. В литературе он был также многогранно одарён. В начале творческого пути он писал маленькие юмористические рассказы, потом были и повести, и эссе, и критика. А.П. Чехов вошёл в русскую литературу как драматург –
·новатор. Его всемирно известные пьесы, которые постоянно идут в российских, и в заграничных театрах, мы будем изучать в старших классах. Сегодня мы познакомимся с Чеховым – юмористом.

Чтение учителем рассказа «Хамелеон».

Беседа по тексту:

- Как создаётся комический эффект, комическая ситуация в рассказе? Обратитесь к тексту и сопоставьте экспозицию, первую картину, первый абзац рассказа со второй картиной, когда, словно из земли выросши, собирается толпа. (Чехов всего несколькими штрихами даёт зарисовку сонной площади, полную фигур умолчания – «кругом тишина на площади ни души». Завязка рассказа происходит мгновенно, появляется любимое чеховское «вдруг», которое позволяет, создав контраст между первой и второй картинами, заострить внимание читателя на центральной интриге, Толпа, окружившая «вдруг» Хрюкина, полицейского надзирателя и городового, становится источником всех пространственных, цветовых (окровавленный палец), звуковых (крики, собачий визг) сигналов, импульсов, приковывающих наше внимание.)
- Как создаётся художественный образ в чеховском рассказе?
- Почему мы можем назвать рассказ сатирическим и чем он будет отличаться от юмористического? (Рассказ уморительно смешон, хотя здесь за смешным просматривается невесёлый порядок вещей).
- Сколько раз меняет Очумелов своё решение относительно собаки? От чего оно зависит? (Шесть раз, от чина предполагаемого хозяина собаки).
- Как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки? ( От несчастного существа со слезящимися глазами до «цуцика этакого» в финальной сцене, когда щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя).
- Кто выглядит в этой истории более смешным: Очумелов или Хрюкин? Против кого направлена сатира?
- Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он?
- Имя героя рассказа «Хамелеон» (1884) давно стало нарицательным, понятие «хамелеонство» вошло в русский язык. Хамелеоном мы привычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные.
- Кого из героев рассказа можно назвать «хамелеоном»? (В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сценки на базарной площади. От этого становится очень грустно).

Анализ текста:
Художественная деталь. Чехова называют мастером художественной детали. Вспомните, какие художественные детали мы с вами находили у Гоголя? Найдите такие детали в рассказе Чехова.

Приём говорящих фамилий. О каких чертах характера говорят фамилии: Очумелов, Хрюкин, Червяков? Как эти фамилии связаны с ролью персонажей в рассказе? Найдите в словаре значение этих слов.





Домашнее задание:
Подготовьте выразительное чтение рассказа «Хамелеон»
.
Прочитайте рассказ «Злоумышленник»



Рас
.










13PAGE 15


13PAGE 14115




15