Тренинг как интегративная форма профилактической работы


Тренинг как интегративная форма профилактической работы.
Тренинг (от англ. train - тренировать, тренироваться) - это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.
Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно – когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания и формировать навыки. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
В связи с популяризацией различных электронных гаджетов, у современного поколения детей и подростков миниминизировалось «живое» общение. Уже редко увидишь играющих в подвижные игры детей во дворе, все чаще школьники на переменах сидят «погрузившись» в телефоны, планшеты и т.п.
Отсюда снижение коммуникативных навыков. Сегодня детям порой трудно познакомиться на улице со сверстником, хотя в социальных сетях они это делают смело. Подросток лучше пойдет в магазин самообслуживания, избегая живого общения с продавцом.
Недостаток живого человеческого общения негативно сказывается на развитии подрастающего поколения.
Поэтому в своей работе я часто использую тренинги, как один из методов профилактики. Например, у учащихся 4-6 классов часто случались конфликты переходящие в драки, оскорбления. Используя упражнения на развитие коммуникативных навыков, толерантности мы значительно снизили количество конфликтов.
При конфликтах в классных коллективах используются упражнения на сплочение коллектива.
В подростковом возрасте не редки конфликты «Отцов и детей». Здесь на помощь приходит упражнение «Письмо родителям/папе/маме».
Детям «ведомым» помогают тренинги «Умей сказать «нет!».
В развитии социального интеллекта помогает упражнение «Враг- друг»,
Успешно проходят тренинги по профориентации: «Один день из жизни...», "Богатый друг", «Страна профессий» и др.
Программа тренинга для каждой группы составляется индивидуально, исходя из особенностей возраста и поставленных задач.
В раздаточных материалах размещены примерные упражнения и краткое их содержание, основные трудности, с которыми может столкнуться тренер и как с ними бороться, а также основные правила для участников тренинга.
Тренинги помогают мне лучше узнать детей, их внутренний мир, найти подход даже к самым закрытым деткам.
Зачастую, учащиеся после тренингов приходят в кабинет просто для общения. Потому, что на тренинге социальный педагог проявляет себя как друг, старший товарищ, которому можно доверять.
Подрастающему поколению наскучили лекции, круглые столы, выступление специалистов. В контексте тренинга можно научить подростка достигать личных целей, демонстрировать свою «взрослость» приемлемыми способами.
Тренинги находят широкое применение в работе социального педагога. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала. Отмеченные аспекты очень актуальны именно в подростково-молодежном возрасте. Это не только период проблем и противоречий, но и время повышенной пластичности психики, готовности к развитию и восприимчивости к влиянию, максимальной открытости к новому жизненному опыту. Навыки, связанные с общением и уверенным поведением, а также творческий потенциал могут эффективно развиваться как раз в таком возрасте
ПриложениеТрудные ситуации для тренера и как с ними справляться
Группа вам не нравится. Это говорит о том, что до тренинга вы сформировали в своей голове некий образ будущей группы. Но истинное удовольствие вы можете получить, работая с реальной группой. В целях профилактики рекомендуется не конкретизировать заранее свои ожидания. Чем более они детализированы, тем вернее будет ваше разочарование.
 Вы волнуетесь перед группой. Только не расценивайте это как слабость и не скрывайте свое волнение. Если мы пытаемся подавить эмоции, они только усиливаются, а если не боимся их проявить, это ведет к разрядке и их исчезновению. Лучше скажите о своем волнении во всеуслышание. Это добавит вам искренности и убедительности. Так следует поступать и с другими беспокоящими вас чувствами (страх, усталость, злость).
 Участники разговаривают и на вас не обращают внимания. Самое беспомощное действие в этой ситуации – кричать: “Послушайте меня!” Более эффективным будет предложить им: “Посмотрите, что я сейчас буду делать”. Это можно сопровождать замысловатыми движениями рук над головой. Шевелите руками до полной тишины. Поблагодарите участников за внимание и скажите то, что собирались сказать.
 Участники требуют от вас большей активности и поддержки. Поддержка психолога необходима, но должна быть наименьшей из всех возможных. В данном случае участники проецируют на вас свои сильные качества. Помогая им больше необходимого, вы тем самым забираете их силу себе и ослабляете участников.
Вы потеряли ориентацию и не знаете, что делать дальше. Не суетитесь и не нервничайте. Если вы не знаете, что делать, то и не надо ничего делать. Посидите, помолчите вместе с участниками. Расскажите, как вы любите тишину в группе, какие важные процессы в это время происходят. Может быть, действительно, на вашем тренинге наступит время тишины и покоя.
 Задуманный вами сценарий тренинга не получается. Испортить тренинг может заранее приготовленный план. В этом случае, вместо организации творческого общения, вы будете загонять участников в свой сценарий. При этом может произойти смещение акцентов. Ценным становится соответствие поведения участников вашему проекту, то есть вы начинаете обучать их послушности, а не общению.
 Вы почувствовали сильную усталость во время или после тренинга. Усталость свидетельствует о том, что вы делали что-то неправильно. Она говорит о несоответствии вашего состояния и состояния группы, о трате сил на противоборство этих состояний.
Общие Правила для участников тренинга :
Умейте слушать друг друга
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
Говорите по существу
Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"
Проявляйте уважение
Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.
Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)
Все участники должны собираться до установленного времени.
Конфиденциальность
То, что происходит на занятии, остается между участниками.
Правило "стоп"
Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".
Каждый говорит за себя, от своего имени
Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я считаю, что..." и т.п.
Цель упражнения Название упражнения Краткое содержание упражнения
- развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,
- сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.
Интервью Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.
отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия. Космическая скорость "Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз".
Усложнение:
- сделать то же самое, но на время
- "А быстрее можете?"
- выполнить любым другим способом на время.
разминка, улучшение атмосферы в группе. Сигнал Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
- выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне;
- формирование эмоционально-волевого единства группы.
Единство Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число.
Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается
до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.
Упражнение -завершение Подарок Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Развитие социального интеллекта Враг - Друг Ведущий предлагает участникам разыграть несколько сценок, в процессе которых будет закреплен материал. Содержание сценок может быть примерно следующим:
1. Поздний вечер. Остановка. Один человек подходит к другому, чтобы попросить позвонить по телефону...
2. Некоторая организация. Приходит клиент, чтобы записаться на прием к специалисту. Но ему отвечают, что можно записаться лишь на следующий месяц...
3. Аудитория со студентами-первокурсниками. Заходит новый преподаватель, который желает сразу "найти общий контакт"...
Перед каждой сценкой (ролевой игрой) ведущий предлагает ее участникам попробовать себя в той или иной роли ("врага", "не врага", "друга"). После каждой сценки происходит небольшое обсуждение:
Профориентация Профориентационная игра "Богатый друг" Участники разрабатывают бизнес-планы своего будущего, другие оценивают эти бизнес-планы.
повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Профориентационная игра "Один день из жизни" Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть.
Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника . Это будет рассказ только из существительных.
Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком
осознание выгод и перспектив профессионального развития бывшего военнослужащего в условиях рыночной экономики Профориентационная игра "Поиск выгоды" Участники делятся на 2-3 группы. Каждая группа выбирает профессию из числа предлагаемых в ходе знакомства с информационными профессиограммами (профессия должна быть из числа востребованных на современном рынке труда.
Далее каждой группе дается задание представить себя в ней, свои возможности, условия работы, трудовой коллектив, перспективы, выгоды и т.д.
После того, как все представили себе кто, кем, где и как трудится, участникам предлагается придумать и указать: какие потребности (физические, в безопасности, социальные, эгоистические, самоактуализации) каждый участник может удовлетворить в выбранной профессии?
Каждая группа проводит презентацию выбранной профессии, перечисляя те выгоды, которые она может предоставить.
расширить представление школьников о мире профессий. Профориентационная игра "Страна профессий" Ведущий объявляет участникам, что все пространство доски – это одна такая большая "страна профессий". В этой стране есть области. В каждой области сосредоточены родственные друг другу профессии.
– Сейчас эту карту застилает туман. Наша с вами задача – рассеять этот туман. Выяснить, какие же области есть в этой стране профессий, какие города-профессии в этих областях.
Выработка навыков эффективной самопрезентации. Ролевая игра "Cобеседование с работодателем" Вызываются два добровольца: "соискатель" и "работодатель". С помощью ведущего задается фабула ролевой игры: что за организация, какая должность у "работодателя", о какой вакансии идет речь, какие личностные особенности у "соискателя". Последнее необязательно – пусть участник играет сам себя.
"Работодателю" можно дать инструкцию, что он сам должен решать в конце, принят человек или нет. Для разнообразия можно сделать и так, что а) решения принимает ведущий, б) решения принимает группа через обсуждение и голосование.
- развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения,
- формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.
ВСЕОБЩЕЕ ВНИМАНИЕ Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу Любыми средствами,
не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств.
- формирование адекватных реакций в различных ситуациях;
- "трансактный анализ" ответов и формирование необходимых "ролевых" пристроек. НЕУВЕРЕННЫЕ, УВЕРЕННЫЕ И АГРЕССИВНЫЕ ОТВЕТЫ
Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:
• Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
• Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
• Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
• Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
• Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника.