Образовательная адаптированная программа для учреждений дополнительного образования психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и реб?нка 1,5 – 3 лет составлена на основе программы «На встречу друг к другу» М.Н. Поповы


Фитнес-Клуб «Ригара»
Адаптированная образовательная программа для
учреждений дополнительного образования
психолого-педагогическая технология эмоционального сближения
взрослого и ребѐнка 1,5 – 3 лет
составлена на основе программы
«На встречу друг к другу» М.Н. Поповы
Автор: педагог дополнительного образования:
Бадукшанова Элина Идрисовнаг.Лениногорск 2017
Содержание
1.Содержание________________________________________________________2
2. Пояснительная записка______________________________________________3
3.Перспективное планирование_________________________________________6
4.Приложения _______________________________________________________15

Пояснительная записка.
В последние годы наметились серьѐзные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребѐнка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребѐнка. Прослеживаются и дальнейшие линии этого влияния на такие проявления личности, как чувство комфорта – дискомфорта в этом мире, как эмоциональная открытость или закрытость людям, толерантность и многие другие. Так же данная программа поможет быстрее адаптироваться ребенку в дошкольном образовательном учреждении. Ведь адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты. Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка
На решение этой проблемы и направлена психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребѐнка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях «Навстречу друг другу» М.Н.Поповой, на основании которой разработана программа занятий по дополнительному образованию с одноимѐнным названием. Программа предназначена для совместной двигательно-игровой деятельности родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Цель: формирование положительных эмоциональных отношений между взрослыми (родителями, воспитателями) и детьми младшего дошкольного возраста через взаимодействие в совместной двигательно-игровой деятельности.
Задачи:
• обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.
• создать в спортивном зале комфортную эмоционально – психологическую атмосферу для родителей и детей;
• помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребѐнком, расширять диапазон их невербального общения;
• содействовать возникновению у родителей и детей чувство радости, удовольствия от совместных игр;
• обогащать двигательный опыт детей, развивать ориентировку в пространстве, координацию движений, двигательную активность;
• развивать эмоциональную сферу ребѐнка;
• развитие речь, слуховое и зрительное внимание;
• содействовать эмоциональному сближению родителя с ребѐнком;
• формировать доверительные отношения между взрослыми и детьми;
• расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
• развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать;  • развитие двигательной активности;
• способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка.
Особенности программы:
Рассматривается под оздоровительным аспектом.
Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.
Занятия построены с учетом возрастных критериев.
Формы занятий и ведущая деятельность: фронтальная (групповая), по подгруппам - основная форма работы на занятиях, а также игровая, интегрированная, индивидуальная формы работы. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного.
Содержание программы
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей малыша. Детей раннего возраста ёще рано знакомить с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия должны строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов.
Занятия проходят вместе с мамой (или другого близкого ребёнку человека), потому как в таком возрасте ребенок очень зависим от мамы физически и эмоционально. Без мамы он чувствует себя не безопасно. Именно через маму происходит познание мира, правил и норм поведения, мотивация к развитию.
На занятиях мама и  педагог показывают, как можно выбирать материал, работать с ним и убирать на место. Вскоре ребенок научается делать это самостоятельно.
Именно через собственную деятельность ребенка происходит его истинное развитие. Когда ребенок самостоятельно выбирает себе занятие, трудится, добивается результатов, он испытывает гордость и уверенность в себе, а также желание познавать мир дальше.
Срок реализации программы – 1 год:
- количество занятий в неделю – 3 раза
- время проведения – 50 минут
- количество детей – 8-10 детей
- возраст детей – от 1,5 до 3-х лет.
Занятия в группе раннего развития складываются из игровой и познавательной деятельности, которые представляют собой отработку навыка по таким видам деятельности как:
- пение вместе с мамой;
- движения под музыку,
- упражнения на логику,
- упражнения на внимательность,
- упражнения на социализацию, 
- упражнения для физические развития. В процессе занятия происходит: стимулирование фантазии и воображения в игровой форме; укрепление эмоциональной связи ребёнок-родитель, обучение совместной деятельности; развитие естественных коммуникативных навыков, ненавязчивая отработка взаимодействия с детьми и взрослыми; тренировка внимания на основе следования сюжетной линии занятия; закладывание основ для дальнейшего развития: обучение цвету, форме, логическому мышлению, тактильным ощущениям, движениям; развитие речи, обогащение словаря.
Предполагаемый результат:
Улучшение эмоциональных отношений между взрослыми (родителями, воспитателями) и детьми, установление положительного эмоционального контакта родителей с детьми,
обогащение двигательного опыта детей, укрепление физического и психического здоровья;
овладение родителями способом тактильного взаимодействия с ребѐнком в совместной двигательно-игровой деятельности, положительная динамика в формировании доверительных отношений между взрослыми и детьми.
Перспективное планирование занятий.
Сентябрь
Содержание занятия Дозировка Методические указания
Вводная часть
Ритуал встречи детей с родителями. Родители, встречая ребѐнка, обнять его, прижать к себе, поднять вверх
Ходьба по кругу парами, держась за руки 1 круг
Лѐгкий бег по кругу парами, держась за руки. 0,5 круга
Ходьба на носочках. 0,5 круга Взрослый придерживает малыша за поднятые вверх руки.
«Воротики» Повт. 1 раз Мамы стоят широко расставив ноги, малыши пролезают под ними до тех пор пока не дойдут до своей мамы.
«Самолѐты» 2-3 раза Малыши бегают врассыпную, по сигналу аэродром бегут к мамам, мамы стоят по кругу потом меняются местами.
Перешагивание через ноги взрослого. 3-5 раз. Мамы сидят на полу. Ребѐнок перешагивает через ноги мамы (папы).
«Гнѐздышки» Мамы сидят на полу, дети после бега врассыпную возвращаются к маме. Мамы прижимают детей, обнимают, целуют.
«Лодочки Покачивания, ребѐнок сидит на ногах мамы.
«Ножки подружились» Поднимать одновременно прямые ноги, ребѐнок на ногах мамы.
«Прятки» Сидя на полу, спиной друг к другу, повернутся вправо, сказать «здравствуй», тоже влево.
«По кочкам» Сидя на скамейке, ребѐнок сидит на коленях у взрослого. Взрослый выполняет лѐгкие подпрыгивания, придерживая за руки малыша.
«Рыбки» Лѐжа на животе лицом друг к другу, поднимать верхнюю часть туловища.
«Переворот» Ребѐнок на руках у мамы, мамы стоя.
Ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг другу При встрече обняться на скамейке (взрослый придерживает малыша, обходя его) и разойтись дальше.
Ходьба по шнуру боком. 2 раза Вместе с мамой (папой) выполняют ходьбу по шнуру сначала правым, затем левым боком.
Ползание по скамейке на четвереньках. 2 раза Мамы помогают, ползание на животе, подтягиваясь на руках, дети помогают.
Катание мячей друг другу в парах.
«Лошадки» Катание на спине мамы
Подвижная игра «Кошки- мышки» 2 раза Ловят кошки и котѐнок.
Подвижная игра «Пузырь» 2 раза Родители вместе с детьми образуют круг. Со словами:
«Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой…
Оставайся такой,
Да не лопайся (натягивают руки).
Хлоп! Т-с-с-с…
(Круг сужается).
Игра повторяется.
«Ералаш» Родители вместе с детьми выполняют упражнения по желанию.
Мамы спокойно рассаживаются вместе с детьми по залу.
Игры с пальчиками, «рисование» на ладошках, спине, животе.
Спокойная доверительная беседа.
Спокойный выход из спортивного зала.
Октябрь
Содержание занятия Дозировка Методические указания
Вводная часть.
Ритуал встречи. Дети входят в зал и ищут своих родителей. Взрослый поднимает ребѐнка, подбрасывает, прижимает к себе. Встают в пары.
Идем по кругу парами, взявшись за руки. 1 круг Ребѐнок во внутреннем круге. Ходьба на носках, пятках, лѐгкий бег по кругу.
«Воротики» Взрослые стоят широко расставив ноги, дети пролезают на четвереньках во все воротики, пока не прибудут к своей маме.
Подвижная игра «Самолѐты» 2-3 раза Взрослые стоят по кругу, дети в кругу- аэродром- заводим мотор – полетели, а на посадку к маме, взрослые кружат детей.
«Переворот» В конце игры прибежали к маме, взяли ребѐнка на руки, малыши переворачиваются, достают руками пол.
Положить ребѐнка на пол, закидываем ноги назад, поднимаем к себе за руки.
Сидя на полу, у взрослого ноги широко расставлены, ребѐнок лицом к взрослому.
Основная часть
«Посоревнуемся»- весѐлые эстафеты:
• «Лошадки» Ребѐнок на спине взрослого.
•«Ходьба вдвоѐм» Ребѐнок стоит на ногах взрослого. Взрослый переступает, удерживая его ноги на своих ногах и придерживая ребѐнка за руки.
•«Тележка» Взрослый ведѐт малыша за ноги, на руках.
• «Пролезем в воротики» 2-3 раза Полезем под дуги, две рядом: 1- большая, 2- маленькая.
• «Кто быстрее принесѐт маме мяч» Перебрасывание мяча маме, мамы отбрасывают мячи и меняются местами, пока дети бегут за мячом.
Подвижная игра «Волк и овечки» 2 раза Мамы (папы) отдыхают на скамейках, ждут детей «дома».
Заключительная часть
«Колобочек» Сели, отдыхаем, покачались – свернувшись в «клубочки» (согнув ноги в коленях и обхватив колени руками).
«Карусель» 1-2 раза А теперь прокатимся вместе на карусели.
Родители вместе с детьми образуют большой круг.
Идут вправо со словами:
Еле-еле, еле-еле,
Заскрипели карусели,
А потом кругом, кругом (чуть убыстряя шаг, переходя на лѐгкий бег),
Да бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
(ход замедляется ).
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра.
(Можно повторить в другую сторону).
«Ералаш». Родители с детьми выполняют упражнения по желанию.
Вместе сели, тихонечко поговорили, Поиграли пальчиками, погладили ребѐнка. Пообщались.
Ноябрь
Содержание занятий Дозировка Методические указания
Вводная часть.
Ритуал встречи: Родители находятся в зале, дети входят в зал и ищут своих родителей. Взрослые, встречая детей, обнимают своих детей и подбрасывают вверх.
Идѐм по кругу парами, взявшись за руки. 2 круга Ходьба на носочках, пятках, бег вдвоѐм по кругу.
«Воротики» повт. 2 р. Взрослые стоят широко расставив ноги, дети пролезают между ног взрослого.
Подвижная игра «Самолѐтики» 2-3 раза Взрослые стоят по кругу, дети заводят мотор, бегают в рассыпную, на аэродром бегут к своим родителям, взрослые кружат своих детей.
«Переворот» повт. 3-4 раза Взрослые стоят, дети на руках впереди себя. Взрослый наклоняется вперѐд, ребѐнок переворачивается вниз, стараясь коснуться руками пола.
Сидя на полу. повт. 3-4 раза У взрослого широко расставлены ноги, дети сидят лицом к ним. Держа ребѐнка за руки, положить его на пол, погладить живот, поднять его ноги, опустить, затем за руки поднять ребѐнка, вернувшись в и.п..
«По кочкам» повт. 2-3 раза Взрослые сидят на скамейке, ребѐнок на коленях. Подскоки на коленях со словами: «По кочкам, по кочкам, в ямку - бух»
«Прыжки через ручеѐк» 3-5 раз Взрослый придерживает , ребѐнок перепрыгивает через несколько шнуров расположенных вдоль стены.
«Кто быстрей?»
Эстафета «Лошадки» 1 раз Взрослые бегут, ребѐнок за плечами. Взрослые имитируют лѐгкие поскоки.
Упражнения выполняется парами
«Колобочек» Сели, отдыхаем. Имитируем «колобочки» (сидя, обхватить руками колени), покачаться.
«Соберѐм мячи, отнесѐм маме» повт. 3-4 раза Взрослые стоят по кругу, пока ребѐнок бежит за мячом, они меняются местами.
«Поиграем с мамой в мяч» 3-4 раза Перебрасывание мячей друг другу.
Подвижная игра
«Кот и мыши» 2 раза Мамы стоят по кругу- домики, дети- мышки в центре кот. Когда кот кричит «мяу» дети убегают в домики.
Подвижная игра «Пузырь» повт. 2-3 раза Вместе с мамой.
Декабрь
Содержание занятия Дозировка Методические указания
Вводная часть.
Ритуал встречи: Дети заходят в зал, инструктор предлагает посмотреть есть ли там его мама (папа) и подбежать к ней. Мама (папа) подбрасывают ребенка вверх, а затем прижимают его к себе.
Ходьба по залу Дети показывают зал, рассказывают во что они играю, чем играют.
Ходьба по кругу. Взявшись за руки Идут по кругу
Ходьба на носочках 0,5 круга Ребенок поднимает руки вверх, взрослый держит его за руки, идут по кругу, друг за другом
Ходьба на пяточках 0,5 круга Ребенок разводит руки в стороны, идут друг за другом
«Совместная ходьба» 1 круг Ребенок стоит лицом к взрослому и ставит свои стопы на ноги взрослого. Взрослый прижимает ребенка к себе и они вместе идут.
Ползание на четвереньках 1 круг Дети ползают на четвереньках по кругу, взрослые стоят по кругу, ноги разведены в стороны.
ОРУ
1. «Обезьянка»
2-3 раза Ребенок и взрослый стоят лицом друг к другу, держась за руки. Ребенок, слегка присев, подпрыгивает и обхватывает ногами туловище взрослого, повиснув на нем. Затем спрыгивает и снова запрыгивает.
2. «Лодочка»
2-3 раза Взрослый и ребенок сидят лицом друг к другу. Их руки вытянуты вперед и разведены в стороны. Ноги ребенка лежат на ногах взрослого. Партнеры держатся за руки. Сначала ребенок ложится на спину, а взрослый наклоняется к нему вперед. Затем наоборот.
3. «Дружные ножки»
2-3 раза Взрослый сидит на полу, вытянув ноги вперед, руки в упоре сзади. Ребенок сидит на его ногах, опершись спиной на грудь взрослого. Оба партнера поднимают ноги одновременно то обе левые, то обе правые.
4. «Колобок»
2-3 раза Взрослый сидит на полу, ноги в стороны, ребенок сидит на полу, спиной к взрослому, между его ног в группировке (обхватив согнутые в коленях ноги руками и опустив голову к коленям). Взрослый обхватывает ребенка, приподнимает его на себя, прижав к своему телу, и начинает легко покачиваться с ним то вперед, то назад, то вправо, то влево.
5. «Щекотушки»
2-3 раза Взрослый сидит на полу, вытянув ноги вперед. Ребенок лежит на спине у него на ногах. Взрослый, нежно прикасаясь к различным частям его тела, щекочет его.
6. «Покатать на спинке»
0,5 круга Родители катают своих детей на спине по кругу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Ходьба по скамейке друг за другом Ходьба по скамейке, руки в стороны
Ходьба через брусья Переступая через брусья
«Бревнышко» Лежа на спине, катятся по мату
«Кот и мыши» Выбирается водящий: взрослый и ребенок, они будут котами, о остальные мышами. Задача котов «собрать» как можно больше хвостиков
«Догоните мяч» Дети догоняют мячи и несут родителям.
Январь
Содержание упражнений Дозировка, темп Методические указания
Ритуал встречи.
«Найди свою маму (своего папу)». Родители свободно стоят в зале, дети вбегают в зал и ищут своих родителей. Родители встречают детей, обнимают их и поднимают вверх(подбрасывают).
• Ходьба по кругу парами.
• ходьба на носочках
(родитель поддержи- вает ребѐнка за поднятые вверх руки) • ходьба на пятках,
• совместная ходьба (ребѐнок стоит лицом к родителю на ногах родителя, родитель
обнимает ребѐнка) По одному кругу в среднем темпе Следить за осанкой детей, поощрять совместные усилия родителей и детей.
• бег по кругу ( парами),
ходьба
• бег с подлезанием в «воротики» По 2 круга в быстром темпе
Прыжки.
• «прыгаем вместе»
• прыжки «вместе-врозь» По 4-5 прыжков Родитель и ребѐнок, держась за руки, прыгают на 2-х ногах.
Родитель сидит, ноги врозь.
Ребѐнок стоит между ног родителя, лицом к нему , держась за руки.
Родитель соединяет ноги, ребѐнок «выпрыгивает», ноги врозь, затем родитель ноги раздвигает, ребѐнок «впрыгивает».
«Качалочка» 4-5 раз Стоя спиной друг к другу, родитель берѐт за руки ребенка (слегка присев) и поднимает на спину, покачивает несколько раз.
«Домик» 4-5 раз Взрослый и ребѐнок лежат голова к голове. Руки раз-
Ведены в стороны и соединены. Одновременно поднимают прямые ноги вверх, стараясь их соединить друг с другом.
«Мостик» 2-3 раз Взрослый помогает ребѐнку встать на мостик, придерживая его за спину.
«Приседания» 3-4 раз Стоя спиной друг к другу, взявшись а руки, стараться присесть и встать.
«Ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг другу» 2-3 раза Встретившись на середине скамейки, обнимаются , делают поворот и друг за другом проходят до конца скамейки, сходят со скамейки.
«Прыжки через брусочки» ( парами) 3-5 прыжков
«Поводырь» 2 раза в среднем темпе Сначала родители – «поводыри», затем – дети «поводыри».
Следить, чтобы не наталкивались друг на друга.
Игра- эстафета «Тачка» 1 раз в быстром темпе Ребѐнок- «тачка», руками упирается в пол, взрослый держит ребенка за ноги, приподнимая их. На обратном пути – «лошадки» (взрослый «везет» ребенка на спине).
Игра «Ровным кругом» (в кругу одна пара –взрослый и ребѐнок) 2-3 раза
«Добрые слова» 1-2 минуты свободного общения. Пары сидят свободно по залу и говорят друг другу добрые слова
«Ералаш» 2-3 мин.
Прощание, уход
через «тоннель»
Февраль
Содержание занятия Дозировка Методические указания
Вводная часть Дети входят в зал, воспитатель предлагает посмотреть, есть ли там его мама (папа) и подбежать к ней. Мама (папа) встречают ребѐнка, обнимают, подбрасывают вверх, а затем прижимают его к себе.
Ходьба по залу 1 круг Ребѐнок и взрослый идут по кругу , взявшись за руки.
Ходьба на носочках 0,5 круга Ребѐнок поднимает руки вверх, взрослый держит его за руки, идут по кругу
Ходьба на пяточках 0,5 круга Ребѐнок и взрослый разводит руки в стороны, идут друг за другом.
Прыжки на двух ногах 0,5 круга Ребѐнок и взрослый держась за руки прыгают на двух ногах, с продвижением вперед.
Ползание на четвереньках 1 круг Дети ползают на четвереньках по кругу, взрослые стоят по кругу, ноги разведены в стороны
ОРУ
«Лодочки» 2-3 раза Взрослый и ребѐнок сидят лицом друг к другу. Их руки вытянуты вперѐд и разведены в стороны. Ноги ребѐнка лежат на ногах взрослого Партнѐры держатся за руки. Сначала ребѐнок ложится на спину, а взрослый наклоняется к нему вперѐд. Затем наоборот.
«Дружные ножки» 2-3 раза Взрослый сидит на полу, вытянув ноги вперѐд, руки в упоре сзади. Ребѐнок сидит на его ногах опѐрши спиной на грудь взрослого. Оба партнѐра поднимают ноги одновременно то обе левые, то обе правые.
«Колобок» Взрослый сидит на полу, ноги в стороны, ребѐнок сидит на полу, спиной к взрослому, между его ног в группировке (т. е. обхватив согнутые в коленях ноги руками и опустив голову к коленям). Взрослый обхватывает ребѐнка, приподнимает его на себя, прижав к своему телу, и начинает легко покачиваться с ним - то вперѐд, то назад, вправо - влево.
«Брѐвнышки» 2-3 раза Взрослый и ребѐнок, лѐжа на мягкой поверхности, обнявшись, перекатываются то
вправо, то влево.
«Лошадки» 0,5 круга Ребѐнок сидит на спине стоящего на четвереньках взрослого, опираясь руками на его плечи или держась за шею. Взрослый ползѐт в разном темпе.
Основная часть
Ходьба по гимнастической скамейке. 2 раза Ходьба по скамейке, руки разведены в стороны.
Прыжки из обруча в обруч. 3-4 прыжка Взрослый держит ребѐнка за руку, ребѐнок прыгает на двух ногах из обруча в обруч.
Заключительная часть
Игра «Догони мяч» Дети и родители, держась за руки, стоят по одну сторону зала. Педагог стоя сними рядом, высыпает из корзины разной величины мячи, которые катятся в противоположный конец зала. Дети и родители бегут за мячом. Догнав мяч , ребѐнок его берѐт. Родитель спрашивает у ребѐнка: «Мы с тобой догнали какой мячик, большой или маленький?» Родители приподнимают вверх ребѐнка у которых большой мяч, а потом- у кого маленький мячик.
Подвижная игра малой активности «По ровненькой дорожке» 2 раза ( меняют направление) Взрослые и дети берутся за руки, идут по кругу вправо со словами:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
По камешкам, по камешкам
( лѐгкие прыжки на двух ногах)
В ямку – бух! (присаживаются на корточки).
Затем тоже - в левую сторону.
«Ералаш». Родители с детьми выполняют упражнения в зале по их желанию.
Спокойные разговоры родителей с детьми.
Спокойный уход из спортивного зала.
Март
Содержание занятия Дозировка Методические указания
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Ритуал встречи Дети заходят в зал, воспитатель предлагает внимательно посмотреть есть ли в зале ваши мама (папа) и подбежать к ним. Родители обнимают малыша, подбрасывают вверх, а затем прижимают его к себе.
Ходьба по залу Дети показывают зал родителям, рассказывают во что они играют.
Ходьба по кругу. Взявшись за руки 0,5 круга Ребѐнок и взрослый идут по кругу, взявшись за руки.
Ходьба на носочках 0,5 круга Ребѐнок поднимает руки вверх, взрослый держит его за руки, идут по кругу.
Ходьба на пяточках 0,5 круга Ребѐнок и взрослый разводят руки в стороны, идут друг за другом на пяточках.
Бег по кругу 0,5 круга Ребѐнок и взрослый бегут по кругу, взявшись за руки.
ОРУ
Дружные ножки 2- 3 раза Взрослый сидит на полу, вытянув ноги вперѐд, руки в упоре сзади. Ребѐнок сидит на его ногах опѐрши спиной на грудь взрослого. Оба партнѐра поднимают ноги одновременно, то обе левые, то обе правые.
Лодочки 2-3 раза Взрослый и ребѐнок сидят лицом друг к другу. Их руки вытянуты вперѐд и разведены в стороны. Ноги ребѐнка лежат на ногах взрослого. Партнѐры держатся за руки. Сначала ребѐнок ложится на спину, а взрослый наклоняется к нему вперѐд. Затем на оборот.
«Поднимись на горку» 2-3 раза Взрослый держит за руки ребѐнка, стоящего к нему лицом. Ребѐнок поднимается вверх по его ногам , туловищу.
Самолѐты 2-3 раза Взрослый держит ребѐнка за подмышки (либо лицом к себе, либо спиной) и кружит.
«Лошадки» 0,5 круга Ребѐнок сидит на спине, стоящего на четвереньках взрослого опираясь руками на его плечи и держась за шею, взрослый ползѐт в разном темпе.
Основная часть.
Догони мяч. 2 - 3 раза Педагог высыпает из корзины мячи, которые катятся в противоположный конец зала. Дети бегут за мячом, берут их в руки и подходят к взрослым. Взрослые стоят с вытянутыми вперѐд руками соединив их в кольцо. Дети бросают мячи в круг.
Катание мяча друг другу. Взрослый и ребѐнок сидят на полу , раздвинув ноги,
напротив друг друга. Катают мяч друг другу.
Заключительная часть
Подвижная хороводная игра «Пузырь». 2 - 3 раза Родители вместе с детьми образуют круг. Со словами «Раздувайся пузырь, раздувайся большой…
Оставайся такой,
Да не лопайся . (натягивают руки)
Хлоп! Т-с, т -с»
(Круг сужается). Игра повторяется.
«Ералаш». Упражнения с различным физкультурным оборудованием, на различных снарядах по желанию детей и родителей (выполняют родители с детьми)
Апрель
Содержание занятия Дозировка Методические указания
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Ритуал встречи Дети заходят в зал, воспитатель предлагает внимательно посмотреть есть ли в зале ваши мама (папа) и подбежать к ним. Родители обнимают малыша, подбрасывают вверх, а затем прижимают его к себе.
Ходьба по залу Дети показывают зал родителям, рассказывают, во что они играют.
Ходьба по кругу. Взявшись за руки 0,5 круга Ребѐнок и взрослый идут по кругу, взявшись за руки.
Ходьба на носочках 0,5 круга Ребѐнок поднимает руки вверх, взрослый держит его за руки, идут по кругу.
Ходьба на пяточках 0,5 круга Ребѐнок и взрослый разводят руки в стороны, идут друг за другом на пяточках.
Бег по кругу 0,5 круга Ребѐнок и взрослый бегут по кругу, взявшись за руки.
ОРУ
Дружные ножки 2- 3 раза Взрослый сидит на полу, вытянув ноги вперѐд, руки в упоре сзади. Ребѐнок сидит на его ногах опѐрши спиной на грудь взрослого. Оба партнѐра поднимают ноги одновременно, то обе левые, то обе правые.
Лодочки 2-3 раза Взрослый и ребѐнок сидят лицом друг к другу. Их руки вытянуты вперѐд и разведены в стороны. Ноги ребѐнка лежат на ногах взрослого. Партнѐры держатся за руки. Сначала ребѐнок ложится на спину, а взрослый наклоняется к нему вперѐд. Затем на оборот.
«Поднимись на горку» 2-3 раза Взрослый держит за руки ребѐнка, стоящего к нему лицом. Ребѐнок поднимается вверх по его ногам , туловищу.
Самолѐты 2-3 раза Взрослый держит ребѐнка за подмышки (либо лицом к себе, либо спиной) и кружит.
«Лошадки» 0,5 круга Ребѐнок сидит на спине, стоящего на четвереньках взрослого опираясь руками на его плечи и держась за шею, взрослый ползѐт в разном темпе.
Основная часть. 2-3 раза
«Мы шагаем по дорожке» 2 - 3 раза Родитель и ребѐнок выполняют ходьбу в паре по массажным дорожкам.
«Мостик» 2-3 раза Взрослый встает на четвереньки, а ребѐнок подползает под «мостик» (под животом), затем взрослый ложится на живот, а ребѐнок перешагивает через него.
Заключительная часть
Подвижная хороводная игра «Пузырь». 2 - 3 раза Родители вместе с детьми образуют круг. Со словами «Раздувайся пузырь, раздувайся большой…
Оставайся такой,
Да не лопайся . (натягивают руки)
Хлоп! Т-с, т -с»
(Круг сужается). Игра повторяется.
Игра «Ровным кругом» (в кругу одна пара –взрослый и ребѐнок) 3 - 4 раза
«Добрые слова» 1-2 минуты свободного общения. Пары сидят свободно по залу и говорят друг другу добрые слова
«Ералаш» 3- 5 мин.
Прощание, уход из спортивного зала через «тоннель» .Май
Содержание занятия Дозировка Методические указания
Занятия проводятся по типу задания из пройденного материала. Занятия выбирается родителями по желанию «Ералаш»
С целью выяснения эффективности и результативности программы в начале учебного года и в конце учебного года проводится анкетирование родителей.
Методическое обеспечение:
• Попова М.Н. Навстречу друг другу. Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребѐнка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ.-
С-Пб, 2004г
• Прищепа С.С., Шатверян Т.С. Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников.-М., ТЦ «Сфера»,2013г
Приложение 1.
Подвижные игры
Карусели»
Игра напоминает малышам катание на карусели. Кружась одновременно в темпе, который задаѐтся текстом, дети все вместе создают образ карусели, движение которой то замедляется, то ускоряется, и вместе переживают радость от такого развлечения. Общее переживание вызывает подлинный всплеск веселья, которое, конечно же, сближает и детей, и взрослых. Важно, что эта игра не только забавляет ребят, но и учит их согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями. Игра начинается с образования круга. «Давайте покатаемся на карусели! — говорит взрослый. — Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, все движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
(Карусель медленно движется в правую сторону)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
(Темп речи и движений постепенно ускоряется)
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
(На слова «побежали» карусель меняет направление движения)
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
(Темп движения постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу)
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончена игра.
«Раздувайся, пузырь!»
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Взрослый говорит: «Вот как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Все становятся тесным кружком. Затем, не размыкая рук, начинают делать шаги назад со словами:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!
Затем взрослый восклицает: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и собираются в кучку. Игра повторяется несколько раз. После того как пузырь
«Коза рогатая»
Взрослый изображает рукой рога, выставляя указательный палец и мизинец, приговаривая:
«идет коза рогатая…» - щекочет ребенка. (ребенок может сидеть на коленях взрослого, лежат в кроватке, ползать на четвереньках).
Сорока- сорока»
Взрослый держит руку ребенка ладонью вверх и своим указательным пальцем совершает на середине ладошки ребенка круговые движения, приговаривая:
«сорока- сорока, кашу варила, деток кормила…». На слова: «этому дала, этому дала…» взрослый загибает ребенку пальчики. Взяв большой палец, покачивая его, продолжает: «а этому не дала. Он в лес не ходил, дров не рубил, кашу не варил».
«Мама – папа, жаба – цап!»
Взрослый держит руку ладонью вниз. Ребенок упирается своим указательным пальцем в середину ладони взрослого.
Приговаривая: «Мама, папа, жаба – цап!», взрослый пытается поймать (зажать) пальчик ребенка, ребенок же должен успеть отдернуть палец.
«Ладушки»
Если ребенок раннего возраста, то взрослый берет за запястья его руки и вместе с ним хлопает, приговаривая: «Ладушки, ладушки, испечем оладушки, на окно поставим, остывать заставим, а остынут – поедим и воробышкам дадим. Клюю… клюю… клюю… все съели, полетели, на головушку сели». На последние слова взрослый поднимает руки ребенка вверх, а затем опускает их на голову ребенка.
С детьми младшего школьного возраста можно играть несколько иначе. Партнеры находятся лицом друг к другу, смотрят в глаза, улыбаются. Сначала оба хлопают в свои ладошки, затем в ладони партнера. Потом опять в свои ладони, затем перекрестные хлопки (правая ладошка ребенка встречается с правой ладошкой взрослого и наоборот). Такие многократные хлопки могут производиться без слов и со словами. Взрослый может менять темп хлопков.
«Поймай ручку»
Ребенок сидит лицом к взрослому и кладет свои ладони на его ладони. Затем взрослый старается быстро накрыть своей рукой руку ребенка (поймать). Задача ребенка – не дать возможности взрослому поймать свою руку, отдернув ее.
«Ехали, ехали, ехали с орехами»
Ребенок сидит на коленях у взрослого лицом к нему и держит его за руки. Взрослый слегка подкидывает его коленями, приговаривая: « Ехали, ехали, ехали с орехами, в ямку – бух!».
На слове «бух» взрослый разводит колени и ребенок как бы проваливается в ямку.
«Подкидывает» (подбрасывание)
Ребенок и взрослый стоят лицом друг к другу. Взрослый берет ребенка за подмышки и подбрасывает вверх, затем он прижимает ребенка к себе.
Взрослый может подбросить ребенка, когда тот к нему подбежал.
«Лошадки»
1-й вариант. Ребенок сидит на плечах стоящего взрослого, который держит его за ноги. Ребенок держится за голову взрослого. После того, как ребенок адаптируется на высоте, победит чувство страха, взрослый может с ним ходить в разном темпе, передвигаться на подскоках, подпрыгивать, кружиться, танцевать, приседать, наклоняться вперед.
2-й вариант. Ребенок сидит на спине стоящего взрослого, который поддерживает его под ягодицы. Ребенок держится за шею взрослого. Взрослый может выполнять с ребенком те же движения, что и в предыдущем варианте.
3-й вариант. Ребенок сидит на спине стоящего на четвереньках взрослого, опираясь руками на его плечи или держась за шею. Взрослый может, стоя на месте, прогибать и выгибать свою спину, покачивая ребенка, или ползти в разном темпе.
«Качели»
1-й вариант. Взрослый сидит (на стуле), положив ногу на ногу. Ребенок встает двумя ногами на подъем ноги. Взрослый, держа за руки ребенка, качает его.
2-й вариант. Взрослый сидит, положив ногу на ногу. Ребенок садится на нее. Взрослый, держа обе руки ребенка, качает его.
3-й вариант. Взрослый сидит вытянув обе ноги вперед. Ребенок садится на подъем его ног (или встает ногами) и берет взрослого за руки. Взрослый то поднимает ноги вверх, то опускает их вниз, покачивая ребенка.
4-й вариант. Взрослый сидит вытянув обе ноги вперед, ребенок лежит на спине на его ногах (головой вниз, а ногами к туловищу взрослого). Взрослый, держа ребенка за руки, то приподнимает обе ноги вверх, то опускает вниз, покачивая ребенка.
«Самолет»
1-й вариант. Взрослый держит ребенка за подмышки (либо лицом к себе, либо спиной) и кружит.
2-й вариант. Взрослый держит ребенка за талию (любо лицом к себе, либо спиной) и кружит.
3-й вариант. Взрослый держит ребенка за кисти рук и кружит.
4-й вариант. Взрослый держит ребенка за одну руку и ногу и кружит его, то приподнимая, то опуская.
5-й вариант. Взрослый и ребенок стоят лицом друг к другу. Взрослый наклоняется и берет ребенка под предплечья и грудную клетку. Поднимает его горизонтальное положение на своих прямых напряженных руках, поддерживая снизу туловище. Ребенок, преодолев страх, может развести руками в стороны и прогнуться.
6-й вариант. Ребенок стоит перед взрослым спиной к нему. Взрослый присаживается, вытягивает обе руки вперед. Ребенок садится на ладони взрослого, ложась спиной на его руки, и обхватывает его за шею. Взрослый на прямых напряженных руках слегка подбрасывает ребенка.
«Мама папа дома? Гармонь готова? Можно поиграть?»
Такие вопросы задает взрослый ребенку. Если ребенок га вопросы отвечает «да», то взрослый имитирует игру на баяне, перебирая пальцами по бокам ребенка (щекоча его). Ребенок смеется, увертывается от рук взрослого.
«Совместная ходьба»
Ребенок стоит лицом к взрослому или спиной к нему и ставит свои стопы на ноги взрослого. Взрослый прижимает ребенка к себе и они идут вместе.
«Поднимись на горку»
Взрослый держит за руки ребенка, стоящего к нему лицом. Ребенок поднимается вверх по его ногам, туловищу.
«Бревнышко»
Взрослый и ребенок, лежа на мягкой поверхности, обнявшись, перекатываются то вправо, то влево.
«Качалочка»
Ребенок, сидят на мягкой подстилке, сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками, затем с помощью взрослого он начинает многократно перекатываться в группировке то в положении лежа на спине, то возвращаясь в исходное положение сидя. Взрослый придерживает ребенка за носки ног одной рукой, а другой за затылок (упражнение является подготовительным для кувырка вперед).
«Потягушечка»
Взрослый и ребенок стоят лицом друг к другу на расстоянии небольшого шага и держатся за руки. Взрослый поднимает руки ребенка через стороны вверх и потягивает их. Ребенок приподнимается на носки. Затем взрослый возвращает руки в исходное положение.
«Кувырок через колени»
Взрослый сидит на полу, вытянув вперед сомкнутые ноги. Ребенок стоит слева от взрослого лицом к нему. Ноги ребенка широко расставлены и находятся у левого бедра взрослого. Ребенок наклоняется вперед, ставя руки на пол, а головой опирается о бедро взрослого. Взрослый захватывает ребенка правой рукой за затылок, левой за правую согнутую ногу (под щиколодкой) и перекатывает его через свои колени, помогая ребенку сделать кувырок через колени.
«Качели»
Родители с помощью крестообразного соединения рук (левой ухватить запястье своей правой, а правой – запястье левой руки партнера) делают «стульчик» и приседают на корточки. Родители встают и могут показывать ребенка то вперед, то назад вили приседать и вставать и так далее.
Приложение 2.
Анкета для родителей.
1.Ваше настроение:
а) радостное
б) приподнятое
в) спокойное
г) грустное
д) тревожное
е) раздражѐнное
2. Отметьте на шкале степень Вашего удовлетворения занятием.
3 2 1- 0 + 1 2 3
3. Испытывали ли трудности в выполнении упражнений?
а) да, в каких конкретно?
б) нет
в) иногда, в каких?
4. Выполнение каких упражнений вызвало у Вас положительные переживания?
5. Выполнение каких упражнений вызвало у Вас чувство дискомфорта?
6. Удалось ли Вам в течение занятия быть в контакте с ребѐнком?
а) да,
б) нет
в) иногда.
7. Как это чувствовалось?
8. Как осуществлялся тактильный контакт?
а) боязливо
б) осторожно
в) неуверенно
г) активно
9. Что нового узнали о ребѐнке?
____________________________________________________________
10. Узнали ли что-то новое о себе?
_____________________________________________________________
Спасибо.
Анкета для родителей (итоговая)
1. Вызвала ли интерес такая работа дошкольного учреждения с детьми?
_____________________________________________________________
2. Произошли ли в Вас какие-либо изменения?
_____________________________________________________________
3. Изменился ли Ваш ребѐнок?
_____________________________________________________________
4. Произошли ли изменения в Ваших отношениях?
_____________________________________________________________

5. Используете ли приобретѐнный опыт в совместной двигательной деятельности?
_____________________________________________________________