Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему «Романтизм. Д.Г. Байрон- яркий представитель романтизма»

МОУ «Турочакская СОШ»
учитель русского языка и литературы Манеева Наталья Сергеевна

Тема урока «Романтизм. Д.Г.Байрон- яркий представитель романтизма»

Цели урока:
познакомить обучающихся с литературным направлением романтизмом, показать его особенности;
познакомиться с жизнью и творчеством Д.Г. Байрона как ярчайшего представителя романтизма.
Оборудование: мультимедийная доска, картины Делакруа «Свобода на баррикадах», Гойя, портреты Кипренского, пейзажи Айвазовского, портрет Г.Д. Байрона, учебник литературы для 9 класса под редакцией Т.Курдюмовой

Структура урока
Вступительное слово учителя
Лекция
План:
1.Общая историческая почва
2.Особенности метода
3.Характер героя

Метод романтизма сложился в начале 19 века в литературе и искусстве большинства стран Европы, в точности и в России.
Творчество романтиков имеет в каждой стране свою специфику, объяснимую особенностями национального, исторического развития.
Вместе с тем романтизм имеет и некоторые устойчивые общие черты.
1.общая историческая почва- переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией. Идея свободы личности, и в то же время мысль о беззащитности человека в обществе, где побеждали денежные интересы.
Главные события русской истории

-Какие события по вашему были исторической почвой романтизма в России в начале 19 века? (война 1812 года и восстание декабристов на Сенатской площади. Они оказали огромное влияние на ход литературного развития России и определили круг тем и вопросов, волновавших русских романтистов.
Взгляды романтистов были разными, от революционных до консервативных.
2.Особенности метода
Особый интерес к личности, художник- романтик не ставит перед собой задачи воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста с окружающим миром, чтобы через этом вымысел донести до читателя свой идеал и свое неприятие окружающей жизни.
3.Характер героя
Литература романтизма выдвинула своего героя, который выражает авторское отношение к действительности. Это человек с особенно сильным чувством и с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Поэтому он поставлен выше окружающих.
Герой одинок, и тема одиночества варьируется в произведениях разных жанров. Особенно часто в лирике (например, в стихотворении М. Ю.Лермонтова «На севере диком» и др.)
Одиноки герои М.Ю. Лермонтова, Байрона, Гейне и др.
Нет, лучше с бурей силы мерять,
Последний миг борьбе отдать,
Чем выбраться на тихий берег
И раны горестно считать.
Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Они не спокойны, страстны, неукротимы. Для них характерно бунтарство, отрицание.
Романтизм ярко проявляется не только в литературе, но и в других областях искусства.
Например, романтизм ярко проявился в изобразительном искусстве и музыке.
Представители: Делакруа в картине «Свобода на баррикадах», картины Гойя. В России в работах Кипренского, Лебедева, Айвазовского, Брюллова.
В музыке ярко проявился романтизм у Моцарта (опера «Дон Жуан», Л. Бетховекна, Шубертак, Паганини).
В зарубежной литературе наиболее ярко проявился романтизм в творчестве Джорджа Гордона Байрона (1788-1824).
III. Знакомство и с биографией
Д.Г.Байрона. (Выступление 3 обучающихся, заранее подготовленных дома)
Вывод: (учителем) Это был очень интересный человек с трагической судьбой.
Детство его было бедным. Затем он получил (не по прямой линии) наследство и титул лорда и оказывается в чуждой ему по духу среде. Его речи в парламенте в защиту свободы, милосердия усилили протест между поэтом и обществом. К этому добавилась семейная драма.: родители жены не приняли Байрона и разрушили их брак.
После этого он покидает Родину и живет в Швейцарии, затем в Италии, Греции.
Смерть трагическая: умирает в отряде греческих повстанцев.
Изучение поэмы «Шильонский узник»
Выслушиваются сообщения обучающихся о поэме.
Итог: (учителем) В этой поэме романтический герой- борец и мученик во имя свободы людей. Поэма дышит ненавистью к тому, кому удалось сломитьмужество такого избранника народа)
V.Чтение стихотворения «Душа моя мрачна»
Герой Байрона мятежный одиночка, он не находит общего языка с окружающей средой. Отсюда пошло название «байронический герой». Многие русские поэты боготворили Байрона (особенно М.Ю. Лермонтов).
VI.Чтение стихотворения «Душа моя мрачна» в переводе М.Ю. Лермонтова

Фронтальная беседа с обучающимися
1.Какие чувства вызывает у вас лирический герой этого стихотворения?
2.Как вам кажется, почему М.Ю. Лермонтов перевел это стихотворение?
3.Какие вы знаете еще стихотворения Байрона, переведенные М.Ю. Лермонтовым?
VII. Итог урока
VРефлексия
Что удалось и не удалось на уроке?
Что затруднило вас в течение работы на данном уроке?
VI. Оценивание,
выставление оценок
Цель: оценивание работы обучающихся на данном уроке.
VII.Домашнее задание.

15