Интегрированный урок в 8 классе на тему « Лирика Николая Рубцова».


Интегрированный урок в 8 классе на тему « Лирика Николая Рубцова».
Цель: 1. познакомить учеников с лирикой Рубцова;
2. закрепить лексические, орфографические, пунктуационные и грамматические
нормы и правила родного языка;
2. выявить есенинские традиции в мотивах и сквозных образах его лирики;
3. совершенствовать навыки выразительного чтения, формировать умение
ориентироваться в задании.
Оборудование: портрет Рубцова, сб. его стихов.
Ход урока:
1.Орг. момент:
- Проверка слуховых аппаратов.
- Сообщение темы и плана урока.
- Урок сегодня необычный. Мы познакомимся с новым поэтом середины 20 века – Н. М. Рубцовым, а также повторим некоторые правила по русскому языку.
2. Речевая зарядка:
- поэзия Николая Рубцова
- изба в лазурном поле
- звезда моих полей
- буду славить эти небеса
- скромный русский огонёк
- Поэзия Рубцова // способна воспитать в человеке // добрые чувства.
( Говорим хорошо все звуки, соблюдая правила орфоэпии, читаем предложения, соблюдая паузы.)
3. Сообщение цели урока:
- Сегодня на уроке вы впервые познакомитесь с поэзией Николая Рубцова. Девиз урока: «Повторяем всё, что знаем. Вспоминаем, что забыли».
4. Страницы биографии:
- Обратимся к биографии поэта.
5. Анализ творчества поэта:
- Н.Рубцов писал: « Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали».
- (Подберите синонимы к слову «Родина» - Отечество. Отчизна.
- Чтение стихотворения «Берёзы».
- Эти сроки напоминают о темах и мотивах есенинской лирики. Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью - Любовью к Родине».
- Чтение отрывка из стих. Берёза» С.Есенина.
Вывод: Рубцов продолжил есенинскую традицию в русской литературе. Жизнь Рубцова, как и жизнь Есенина, трагически оборвалась в расцвете его творчества. Стихи Рубцова живут уже вдвое больше своего создателя, и им предстоит ещё долгая жизнь. А сейчас попробуем проникнуться настроениями, переживаниями, размышлениями поэта.
- Работа с учебником.
- (Откройте книгу на стр. 418
6. Работа над стихотворениями:
- (С какими стихами мы познакомились сегодня? ( см. тексты)
- Выразительное чтение отрывков из стихов.
А) «Привет, Россия!»
Б) «Звезда полей».
В) «И я клянусь…»
Г) «Русский огонёк».
Д) « Берёза».
- «Тихая лирика» Н.Рубцова проникает в душу, его строки так и просятся на музыку. Это достигается с помощью выразительных средств языка.
-( Приведи примеры эпитетов:
- в лазурном поле
- во мгле заледенелой
- на свете белом
- медлительная лира
- русский огонёк
- добрая душа
-( Найди повторы в стихотворениях:
( сильнее – 2р, любовь – 2р, горит – 2р, горишь – 2р. Моя, я)
-( Определи размер стиха:
- Русь моя, люблю твои берёзы!
- (Назови рифмы в стихотворениях. ( Какую рифму использует поэт?
- берёзы
- жил и рос
- слёзы
- от слёз (перекрёстная рифма)
Повторяем синтаксис, а именно, темы: «Словосочетание» и «Предложение».
- (Из каких двух слов состоит словосочетание?
- (Назовите способы связи слов в словосочетании.
- (Приведите примеры словосочетаний по типу –
Согласование ( родина моя, в лазурном море, на белом свете).
Управление ( звезда полей, любовь к тебе).
Примыкание (поднимет легко).
- (Сделай синтаксический разбор словосочетаний: медлительная лира, любовь к овинам, поднимет легко.
- Определите лексическое значение слов – лира, овины.- Выпиши основы предложений:( я умру, трещат морозы, слово прозвенит, я буду знаменит, душа останется чиста, мы расплатимся).
- Сделай синтаксический разбор сказуемых:
-трещат, останется чиста.
- В стих «Берёза» найдите предложение, соответствующее схеме:
( С первых лет я жил и рос.)
( Разбери слова по составу: в бездорожном (стих. Русский огонёк»).
Итог урока: ( хорей, рифма, эпитет, я умру в крещенские морозы. С губ- Н.Рубцов вырос в детском доме. Издал 4 сборника.
- Н.Рубцов – поэт, которого ждали. Прожив короткую, полную невзгод и лишений жизнь, он самые задумчивые строки посвятил Родине. Разговоры о том, что поэты уходят, а стихи остаются, мало утешают. Настоящего поэта никто не может заменить на земле.
- В 1973 году на могиле Рубцова поставили надгробье – мраморную плиту с барельефом поэта. Внизу надпись: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» - звучит как последнее завещание поэта этой несчастной и бесконечно любимой стране, что не бережёт ни своих гениев, ни саму себя».
« Отложу свою скудную пищу
И отправлюсь на вечный покой
Пусть меня ещё любят и ищут
Над моей одинокой рекой».

Домашнее задание: выразительное чтение стихов.