Сценарий внеклассного мероприятия Птицы наши друзья (1 класс)
























Составила Богданова Галина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 3» г. Боготол
Красноярский край

Слайд 1.
Учитель. Ребята, сегодня у нас внеклассное мероприятие по окружающему миру, к нам пришло много гостей, поприветствуем их. Чтобы наше мероприятие было интересным и познавательным, вы должны быть активными участниками. Давайте настроим наш организм на плодотворную работа.
Запоминай моя голова важные поступки, умные слова (поглаживают голову).
Ушки слушайте внимательно (массажируют ушки).
Глазки смотрите обязательно (моргают глазками).
Друг друга не перебиваем (грозят пальчиком),
Знаний много получаем (показывают руками).


Учитель. Отгадайте загадку, кто о себе так говорит?
Дел у меня не мало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня (Зима).

Слайд 2
Пришла к нам красавица - зима, и все вокруг изменилось.   Бережно укрыла природу одеялом чистого белого снега, сковала реки и озера льдами. Солнце светит редко. Дни стали короче. По ночам трещат деревья от морозов. Но в  холодной снежной зиме есть своя неповторимая красота. Зима как настоящая художница создает  необыкновенные, очаровательные зимние пейзажи, рисует волшебные узоры. Словно в сказке живём мы зимой.
Зима - красивое, но холодное время года. А.Л. Барто про это время года написала стихотворение, называется оно «Наступили холода».
Слайд 3.
Ученик.
Ветер на терраске,
Холодно в коляске!
На Андрейке телогрейки,
Кофты, рукавицы,
Полосатый шарф Андрейке
Принесли сестрицы.
Он сидит едва дыша
В телогрейке пестрой.
Как на полюс, малыша
Снарядили сестры.
Привыкай и к холодам!
Объясняет Света.
И зима приходит к нам,
А не только лето.

Слайд 4.
Учитель. Люди предусмотрели и продумали, как приспособиться к зимним условиям. Слайд 4.
А кто из вас может сказать, сколько календарных месяцев будет длиться зима? (Работа в парах. Карточки – Приложение 1). Прочитайте название месяцев и выберите зимние месяца. Назовите зимние месяца.
Слайд 5.
- Ребята, как вы думаете, откуда к нам приходит зима? (Ответы детей). Хотите узнать, где живет зимушка-зима? Тогда послушайте. Звучит песня «У леса на опушке» в исполнении.

Учитель
-Где живет зима?
-Это, правда, что зима солит снежки в кадушке?
Это веселая шуточная песня о зиме. Скоро вы выучите все буквы алфавита, научитесь хорошо читать и тогда обязательно найдете ответ на вопрос «Откуда к нам приходит зима?»
А тема нашего мероприятия в загадке.

Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку Длинный клюв и два крыла Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это (Птица)

Учитель. Определите тему нашего мероприятия. Почему о птицах будем говорить? (Ответы детей). (Работа в парах. Карточки. Приложение 2). Составьте предложение из слов.
Прочитайте предложение. (Птицы наши друзья). Слайд 6.

-Вы согласны с таким выражением?
-Почему мы птиц называем друзьями? (Ответы детей)
Рассказывают дети.

Ученик. Птицы самые надежные помощники человека. Они истребляют вредных насекомых, их личинок, грызунов. Птицы охраняют наши леса. Они спасают урожаи полей, садов от вредных насекомых. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

Ученик. Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно в лесу и в поле, на реке и в горах. Птиц в природе очень много. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Они дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

Учитель. Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте. Звучит фонограмма «Голоса птиц».
-Что вы представляли, когда слушали голоса птиц? (Ответы детей)
-В какое время года можно услышать такое пение птиц? (Весной, летом).
-А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное пение? Почему?
-Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно).
Зимой птицам не до песен, очень тяжело им в этот период. Мы люди, изнемогая от холода, прячемся по своим домам, а как же выжить нашим друзьям в это трудное время? Ведь и зимой они продолжают свое полезное дело: истребляют вредных насекомых и их личинок, зимующих в узких щелях заборов, деревянных строений, а также в трещинах и под корой деревьев.

-Ребята, как вы думаете, что страшнее для птиц: голод или холод?

Холода и стужи они не боятся, но многие гибнут от зимней бескормицы, особенно молодые птицы. За короткий зимний день птицы не успевают раздобыть себе достаточно корма, чтобы не замерзнуть за долгую зимнюю ночь. Ведь тепло в теле птицы образуется от съеденного корма. Если птица не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две.

Стихотворение “ Как птице перезимовать”
Ученик
Как птице перезимовать? Известно, что у птах Нет ни халатов ватных,  Ни байковых рубах.  У многих даже нет гнезда.  Они в грозу, и в град  И под дождем, и в холода  На ветках сидя спят. 
Но кто же им дает приют Когда снега метут?

Ученик
Бывают птицы разные  Одни боятся вьюг  И улетают на зиму,  На добрый, теплый юг.  Другие – те народ иной:  В мороз над лесом кружат.  Для них разлука с родиной  Страшнее лютой стужи.
Ученик
К их перышкам взъерошенным Не пристают снежинки. Они и под порошами Резвятся для разминки. Сидят вороны по столбам, Галдят на ветках галки, Привольно прыгать воробьям Как бы крутя скакалки.
Ученик
Но если долго снег идёт И долго длится вьюга, Тогда ,друзья, приходится Пичугам нашим туго. Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки. Не могут пташки отыскать Ни зернышка, ни крошки. И вот летает все слабей Ворона, галка, воробей. (К. Мухаммади) 
Работа в парах. (Карточик. Приложние 3).
Рассматривают картинки, определяют, каких птиц изображенных на рисунке, встречали в парке, около дома. Выделяют отличительные признаки. Делят на 2 группы.
-Как мы называем птиц, которые остались у нас зимовать? (Зимующие или оседлые). Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов.
Антонина Кухтина Бруштунова «Доживём до весны!» (выступают пятиклассники)
Действующие лица: синица, воробей, сорока.

Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то с рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:
Бр-р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

Замечает воробья:
Чик-Чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в тёплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да ещё и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра ни крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется ворона:
Ну, морозы! Ну морозы!
Нос наружу- ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица тихо плачет у окна:
День дымиться морозной далью
Ночи снежны и темны.
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны!

Учитель.
-Ребята, разговор каких птиц вы услышали?
-О чем говорили птицы?
-Ребята, кто сможет помочь голодающим птицам зимой?
-Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.
-Как же люди могут помочь птицам зимой?
Учитель. Птиц, которые живут рядом с нами надо знать, чтобы правильно кормить. Сейчас мы с вами немножко отдохнем, потом разгадаем загадки и узнаем, каких птиц вы можете увидеть на ваших кормушках и узнаете о них много интересного.
Физминутка.
Мы по улице гуляем, за природой наблюдаем (Ходьба на месте, с поворотами головы вправо, влево) Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели. (Поднимают голову и руки вверх) Птички в гнёздышках сидят. (Приседают) Птички по небу летят. (Взмахи руками) И по кочкам скачут (Прыжки на месте) И никто не плачет! (Улыбаются)
«Кто так поет?» Дети слушают пение птицы, отгадывают загадку.
Слайд 7.
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)

1 ученик. Лесные жители – синицы становятся заметны около человеческого жилья именно с началом настоящего осеннего ненастья и приближением холодов. Причина простая – в лесу больше не летают насекомые, особенно комары – главное синичье лакомство. Синицы прилетают на балконы, стайками носятся по веткам деревьев на бульварах, тщательно заглядывая в каждый укромный уголок – нет ли где, чего поесть? Синица – птица очень любопытная и ловкая, она может буквально кувыркаться, прицепляясь острыми коготками к любой поверхности. Ночью она спит на ветке, превратившись в серый пуховой шар, независимо от окружающей температуры. Зимой в рацион синицы надо включать кедровые орехи. Вообще, корм для синицы должен быть разнообразен: семена сосны и ели (созревшие шишки, птичка разберется с ними самостоятельно), вареный картофель и другие овощи, мучные черви, крошеное мясо, в том числе сырое, немного несоленого сала и замороженного сливочного масла, семечки, в том числе арбузные, крупа. Но помните, что на растительной диете синица быстро заболеет, особенно страдают птичьи глаза.
Слайд 8.
В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится, Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
2 ученик. Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека. В России встречаются два вида воробьев: воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский. Вес воробья всего от 20 до 35 граммов. Живет воробей недолго, хотя отмечались случаи и 9-ти, и 11-ти летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму, так что средняя продолжительность жизни воробьёв составляет 9-21 месяц. Питаются воробьи семенами. Обожают коноплю, подсолнечник, пшеничные зерна, но будут клевать и хлебные крошки. Понаблюдайте, как умело воюют они во дворе с голубями за свой кусок хлеба. Но малышей воробьи кормят нежным мясом гусениц, бабочек, и польза воробьев, заключающаяся в уничтожении вредителей в огородах, виноградниках и садах, уравновешивает некоторый вред, приносимый едоками зерна. Выкармливая выводок из четырех-шести птенчиков, родители-воробьи суют в оранжевые рты детворы около тысячи разных насекомых. Воробьи ведут оседлый образ жизни. Купаясь в песке, воробьи чистят перья и избавляются от паразитов. По народной примете подобная песчаная процедура предвещает дождь. Известны факты установки памятников воробью, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне.
Слайд 9,10.
Кар-кар-кар! - кричит плутовка.  Ну и ловкая воровка!  Все блестящие вещицы  Очень любит эта птица!  И она вам всем знакома,  Как зовут ее? (Ворона)
3 ученик. Мозг у этих  пернатых в пять раз больше голубиного и позволяет воронам додумываться до самых хитроумных способов добывания пищи. Эта птица никогда не будет метаться в панике, видя  приближающийся автомобиль. Она просто спокойно отойдет или отпрыгнет за полосу, отделяющую проезжую часть от обочины, прекрасно зная, что машина за эту полосу не заедет. Найдя сухую хлебную корку, ворона никогда не будет давиться в  сухомятку, а обязательно найдет лужу, размочит хлеб и только после этого съест или отнесет птенцам. Она может открыть лапой спичечный коробок (если он ее заинтересует) и развернуть, не повредив, фантик от конфеты. Вороны, веками  живущие рядом с человеком, во многом похожи на людей. Городские птицы любят колбасу, сало, сыр, куриные яйца. Периодически устраивают что-то вроде всеобщих слетов, на которые собирается иной раз по нескольку десятков тысяч особей. Например, в канадском городе Вудстоке население  35 тысяч, а ворон собирается порядка 70-75 тысяч.
Слайд 11.
Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)
4 ученик. Снегирь живёт в лесах с густым подлеском. Зимой его можно встретить в садах и парках городов. Летом птица обитает как в густых лесах, так и в редколесьях, но заметить её удаётся редко. Размер этой птицы около 20 сантиметров в длину, и вес их составляет порядка 30 грамм. Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается снегирь преимущественно семенами, почками, некоторыми паукообразными и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливает в основном растительными кормами, добавляя насекомых и ягоды.
Слайд 12.
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока)
5 ученик. Сорока – птица оседлая. Сороки не особенно любят жить в глухих лесах, предпочитая селиться поблизости от населённых пунктов, где можно поживиться чем-нибудь вкусным или красивым. Их часто можно встретить в сельской местности, в рощах, парках и перелесках. Сороки всеядны, но основу их рациона составляют различные насекомые, в том числе вредители сельскохозяйственных культур. Сороки любят и растительную пищу, охотно поедая ягоды и семена. Они часто разоряют гнёзда других птиц, чтобы полакомиться их яйцами или птенцами. Могут поохотиться на мелких грызунов или покопаться на свалке в поисках пищевых отходов. Земледельцы недолюбливают сорок, так как разбойницы склёвывают зёрна и семена на полях.
Слайд 13.
Эти птички с хохолком И красивые притом, На рябину прилетели. Птички эти (Свиристели)
6 ученик. Свиристель в народе считается «красой-птицей», которая петь не умеет, а лишь стрекочет и посвистывает, издавая характерные трели «свиририри». Стаи свиристелей, нарядных хохлатых птиц, всегда привлекают внимание людей в городах и в сельской местности. Эти птицы с короткими ногами размером чуть меньше скворца. Место летнего обитания и гнездования свиристелей вся таежная зона России, включая лесотундру. Чаще всего свиристели водятся в тех местах, где растут ели, березы и сосны. Птицы наловчились хватать комаров, стрекоз, бабочек и мошек на лету и находить личинок. Осенью с этих мест свиристелям приходится улетать не столько от холода, сколько от голода. Аппетит у свиристелей отменный. Прожорливые свиристели едят много и быстро. Они заглатывают ягоды целиком. Им нравятся ягоды рябины, можжевельника, калины, шиповника, барбариса и других деревьев и кустарников.
Учитель. Ребята, а кто из вас приготовил кормушки для птиц? Из чего можно сделать кормушки?
Рассказы детей. Слайд 14.

Слайд 15. Учитель. Существует множество видов птичьих кормушек. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, а лучше не раскрашивать их, чтобы не отпугивать птиц и не привлекать врагов. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Птицам так тяжело зимой, что любая болезнь для них практически смертельна. Поэтому кормушки и места постоянного кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней. Птиц можно заметить возле кормушки, едва забрезжит рассвет. Поэтому корма в кормушку надо засыпать с вечера. И пока стоят сильные морозы или метут метели, это нужно делать каждый вечер.
Наблюдайте за птицами! Как только вы принесете корм (лучше в одно и тоже время), в птичьих столовых начнется оживление. У такой веселой кормушки можно с удовольствием наблюдать за птицами, за их внешним видом, поведением, как и что они едят. Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, - можно открыть для себя множество птичьих тайн. И помните - птицы наши помощники, наши друзья.
Ученик читает стихотворение «Мороз» Е. Благининой
Морозы жестокие  В этом году!  Тревожно за яблоньки  В нашем саду. Тревожно за Жучку:  В её конуре  Такой же морозище,  Как на дворе. Но больше всего  Беспокойно за птиц   За наших воробышков,  Галок, синиц. У нас приготовлено  Всё для зимы:  Рогожей укутаем  Яблоньки мы. Побольше сенца В конуру принесём, Беднягу дворнягу От стужи спасём. Но птицы! Как холодно  В воздухе им!  Поможем ли мы  Беззащитным таким?  Поможем! Их надо кормить,  И тогда им будет легко  Пережить холода.
Выступают пятиклассники в костюмах. Антонина Кухтина Бруштунова «Доживём до весны!»(продолжение сценки).

Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик-Чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать.
Я сегодня принесла
Сног сшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть.
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие,
Ну, совсем, совсем не злые,
А как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недоверчиво:
Перестань трещать, сорока,
О еде, о жизни лёгкой,
Да ещё о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждёт еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны

Сорока возмущённо:
Чик-Чирикин, ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!

Воробей сердито:
Нет, не верю всё равно!

Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я ещё два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Воробей:
Так и быть, я полечу.
Я всю зиму есть хочу.
(Уходят).
Не спеша появляются синичка и воробей).

Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!

Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весною дружно вместе
Будем петь мы людям песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
(Обращается к синичке):
Ты со мной согласна?

Синичка:
Да! Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!

Пятиклассники поют песню (На мотив песни про Красную Шапочку.) 
Если б только-только-только,  Если б только на планете,  Если б только все земляне  Все живое берегли.  То возможно -можно- можно,  То наверно- верно-верно,  Книги Красной точно – точно  Никогда б не завели!
Припев:  А- а, здравствуйте, горы вот такой вышины!  А –а, здравствуйте, реки вот такой глубины!  А –а, крокодилы, бегемоты,  А-а, обезьяны, кашалоты,  А-а, и зеленый попугай!  А-а, и зеленый попугай!
И пускай у этой речки,  И пускай в зеленой роще,  И пускай в лесу тенистом  Слышен гомон птичьих стай.  И запомни- помни- помни,  Что беречь природу надо,  Всем на этом белом свете  Ты, как можешь , помогай!  Припев.

Слайд 16. Рефлексия. Подведение итогов.
Как можно использовать знания и умения, которые получили сегодня.

Учитель. Наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть кормушка. Птицы быстро привыкнут к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, рисовать рисунки и записывать, что удалось заметить. Птицы не умеют разговаривать, но они обязательно отблагодарят вас и красивой песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей в вашем саду и огороде. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее. И бережнее будете относиться ко всему живому. От вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады, реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои веселые звонкие песни.




Приложение 1

сентябрь октябрь ноябрь
декабрь январь февраль март апрель май июнь июль
август

Приложение 2.

Птицы, друзья, наши

Приложение 3.





ІграG 2