Урок литературы в 9 классе: Философская лирика в произведении С.Есенина Письмо к женщине.


МБОУ «Шалдежинская ОШ»
Конспект урока литературы 9 класс
Философская лирика в произведении С.Есенина Письмо к женщине
Выполнила: Кокорева И.А( учитель русского языка и литературы )
2015г.
Конспект урока литературы в 9 классе на тему: Философская лирика в произведении С.Есенина «Письмо к женщине».
Кокорева Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Цель урока:
Анализ поэмы С.Есенина «Письмо к женщине» с целью определения мировоззрения поэта последних лет жизни.
Проследить 2 линии (любовную и философскую) в произведении .Развитие у учащихся навыков самостоятельного анализа текста. Развитие устной речи учащихся, логического мышления, умения видеть художественные средства и делать вывод.
4) Воспитание интереса к творчеству поэта, воспитание любви к Родине.
Оборудование:
-портрет С.Есенина
-фотографии З.Райх с детьми
-иллюстрации к стихотворению
-музыкальное сопровождение
Ход урока.
Слово учителя: Сегодня на уроке пойдет разговор о философской и любовной линии в произведении Сергея Есенина «Письмо к женщине».
Мы с вами будем анализировать произведение С.Есенина «Письмо к женщине» с точки зрения его философской направленности.
Некоторые из вас получили индивидуальные задания : сообщения по темам:
Дать понятие «философская лирика».
(Под философской лирикой мы понимаем стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия; стихи, в которых субъективное «Я» автора ведет своеобразный диалог с Миром – с человеком, с природой, землей, вселенной, Богом.)
История создания стихотворения «Письмо к женщине». (кем, когда написано , кому посвящено).
Художественно-философский мир Есенина под влиянием событий 20 века (выделение периодов (этапов) в творчестве Есенина, отношение к революции в разное время).
Жанр произведения «Письмо к женщине».
Домашнее задание для всех: Выразительное чтение стихотворения с анализом.
Выступления учеников:
Прослушивание произведения.
Слово учителя. Литературоведы относят «Письмо к женщине» (1924) к совершенно новому периоду творчества Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны.
Какова основная тема этого произведения?( Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине). Чему посвящено произведение? Это послание литературоведы считают целой поэмой. Они относят его к принципиально новому периоду творчества Есенина, когда его взгляды на будущее России кардинально переосмысливаются. Несмотря на то что название стихотворения несколько интимно (ведь письма адресованы кому-то лично, в данном случае - конкретной женщине), произведение посвящено теме определения во время исторического перелома отдельной личности. Лирическому герою именно форма письма помогает, обращаясь к любимой, поразмыслить о будущем и прошлом, как своем собственном, так и своей страны
Какие 2 линии прослеживаются в стихотворении?
Анализ стихотворения Есенина "Письмо к женщине" показывает, что в нем сплетаются 2 линии, 2 пласта: общественное и личное, любовь к родине и любовь к женщине. Оно начинается личным воспоминанием. Лирический герой описывает сцену расставания с любимой женщиной, которая бросала ему в лицо горькие и резкие обвинения. Женщина хотела расстаться с ним, так как считала, что ему пора приняться за дело, что его измучила ее "шальная жизнь". Лирический герой в ответ выдвигает свои обвинения. Она просто его не понимала, не могла понять душевного разлада, а также трагедии в мире, когда безвозвратно в прошлое уходит одна страна, а что-то неизведанное и совершенно новое приходит ей на смену. (Прочтение отрывка)
Сколько частей в поэме?
Работа с текстом.( Можно выделить 2 части, проводя анализ стихотворения Есенина "Письмо к женщине". - Они разделены не только отточием, но и противопоставлены по содержанию и эмоциональному признаку. «Тогда» и «Теперь» - два этапа жизни героя: непонимание смысла происходящего и осознание себя частицей истории «Земли»). "Теперь" и "тогда" разделяет не только соотношение временное - это как будто две расколовшиеся половинки души лирического героя: надежда обрести смысл жизни, связанная с осознанием им своего "Я", и мучительное непонимание того, что происходит вокруг.           Первое пятистишие  второй части наводит на размышления о единстве времени и места. В «Письме к женщине» время повернуто интересным образом: в начале стихотворения из настоящего поэт переносит нас в прошлое, в воспоминания, середина (со слов «теперь года прошли») олицетворяет собой настоящее (при этом строка « я вспомнил вашу грустную усталость» вновь отсылает нас к прошедшим событиям), а в последней секстине поэт желает счастья своей любимой в будущем. Прошлое и будущее сошлись для автора письма в настоящем.
Как называется этот прием? Антитеза - художественное противопоставление характеров. Обстоятельств, понятий, явлений и т.д. (Запись в тетради)
Каковы особенности стихотворного размера?( Размер двухсложный, с ударением на втором слоге - ямб). (Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения, а «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки:Я стал не тем, Кем был тогда...
Простите мне... Я знаю: вы не та.)Каким же мы видим лирического героя в этом произведении?
Герой приближен к автору. Но герой - не поэт. «Зрело знающий работу» показывает возраст, человек сложившийся встречает роковое время, ему трудно принять «новую жизнь». Нет и акцента на творческом начале личности, нет чувства родства с природой и своей землей. Герой не автор, а воплощение образа человека, ищущего путь в «развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.
От какого лица идет повествование?( От первого.)
Благодаря этому чувствуется исповедальная интонация, из-за чего повествование приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом, стремясь объяснить любимой свое состояние «тогда»: «скандалы», «пьяный угар», измучившие ее и приведшие к разрыву, но она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа». Герой же видит за этим истинную причину: «Любимая! Меня вы не любили…».
Что искал герой?1)( Понимания, любви и ответ на вопрос : «Куда несет нас рок событий?» ).
2) Ответа на вопрос ( вопрос философский): Что происходит? Попытка разобраться и осмыслить происходящее. 
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянии.
 
        Эти слова впоследствии стали известным афоризмом. Как прав был поэт… Только спустя годы  можно по-настоящему оценить случившееся.  Такую попытку и  делает Есенин в следующих строках  своего письма, используя развернутую метафору:
 
Земля – корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Что подразумевает поэт в этих строках?
 Под кораблем «в плачевном состоянии» подразумевается мир после I Мировой войны, под «русским кабаком» - Россия, под «кипящей морской гладью» - период революций 20-х годов, в том числе и Октябрьской в России, а большевики, пришедшие к власти, названы «кем-то», кто  изменил в стране все.       Есенин тоже считает себя членом команды корабля. Наблюдая, что происходит с людьми в это жестокое время, герой:
Cпустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту...
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В  угаре пьяном.
 Какую страшную жизненную истину открыл для себя поэт? Как было с этим жить? Воспоминания о трагическом времени, о боли, причиненной любимой,  терзают героя стихотворения.  Прошлое, незабытая любовь, не дают ему покоя, он мечется, то оправдывая себя, то признавая свою вину перед любимой:
 
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых.
 Как построено стихотворение? Какой прием использует автор?
         Следующая секстина повторяет 4 cтрофу стихотворения:  автор строит  письмо, используя кольцевую композицию внутри первой части стихотворения (до отточия) для передачи cвоего душевного состояния.
Посмотрим на первое пятистишье второй части . На какие размышления наводит эта часть стих-я?
Первое пятистишие  второй части наводит на размышления о единстве времени и места В «Письме к женщине» время повернуто интересным образом: в начале стихотворения из настоящего поэт переносит нас в прошлое, в воспоминания, середина (со слов «теперь года прошли») олицетворяет собой настоящее (при этом строка « я вспомнил вашу грустную усталость» вновь отсылает нас к прошедшим событиям), а в последней секстине поэт желает счастья своей любимой в будущем. Прошлое и будущее сошлись для автора письма в настоящем.
Как изображается место совершения действия в стихотворении?
В первых строках Есенин рисует комнату, где происходило объяснение, затем она  то расширяется до масштабов Земли-корабля, то сужается, уже до трюма-кабака, и снова вырастает до масштабов страны, в которой «теперь» совершенно иначе ощущает себя герой, готовый «за знамя вольности и светлого труда… идти хоть до Ла-Манша».
Cтроки «Теперь года прошли, я в возрасте ином» говорят о том, что с изменением власти и порядков в стране изменился и он сам:
И чувствую и мыслю по-иному…
Хвала и слава рулевому.
И конечно, с большой долей самоиронии звучат слова героя о том, что теперь « в Советской стороне» он «самый яростный попутчик». Кстати, на идеологическом языке эпохи слово «попутчик» означало классовую чужеродность, политическую незрелость. И Есенин был согласен с такими определениями в свой адрес. .О чем мы узнаем далее?
Далее мы узнаем причину написания письма. Особо бросается в глаза, что поэт вспомнил не отношения с этой женщиной, не разрыв с ней, а именно ее «грустную усталость», оставшуюся в его душе немым укором. Поэт горд собой, рад, что несмотря на «предсказание» любимой  женщины о том, что его «удел катиться дальше, вниз», в конце концов он «избежал паденья с кручи.  Теперь в Советской стороне… самый яростный попутчик». Теперь , когда автор-герой «стал не тем, кем был тогда», он понимает, что все могло бы сложиться по-другому. Герой хорошо знает, как сложилась судьба любимой и с горечью констатирует:
…вы не та –
Живете вы
С серьезным, умным мужем:
Что  не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
 
          С помощью антитезы Есенин вновь, как и в начале стихотворения, противопоставляет теперь уже обновленного себя  и любимую женщину, приходя к выводу, что и сейчас их счастье невозможно. И дело не только в том, что героиня замужем: они разные люди, и у каждого своя жизненная дорога. Но главное – слово произнесено: «Простите мне…» .       
Чем же заканчивается стихотворение?
   Последняя секстина, благодаря красивому развернутому сравнению, звучит совсем по-пушкински:  как благословение этой женщине. 
 
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
 Как вы думаете, чувства героя остыли?.          Строки, которыми подписался поэт,  дают полное представление о  его чувствах, не  остывших со временем, но вместе с тем, деликатных  и не компрометирующих любимую.
Итоги урока: Стих далеко не только о любви, скорее любовная история является полотном на котором рисуется картина мира.
        «Письмо к женщине», написанное Есениным в последний год жизни,  по праву считается вершиной его поэтического наследия о любви и произведением, занимающим особое место не только в  лирике поэта, поэзии Серебряного века, но и в наших сердцах.
Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
Вы все, конечно, слышали замечательный романс на стихи Есенина в исполнении Александра Малинина «Мне осталась одна забава…». «Клен ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…» и др. в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» и Надежды Кадышевой. А «Письмо к женщине» мы можем услышать в современной аранжировке в исполнении Миши Маваши.
Я благодарю всех учащихся за урок, спасибо!