Презентация по литературе на тему Природа и человек в лирике С.А.Есенина (11 класс)


Урок литературы в 11 классе по творчеству С.А.Есенина Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Гаврилово-Посадская средняя школа №2»Жерелова Жанна Вячеславовна «Я ещё никогда бережливо // Так не слушал родимую плоть…»(Природа и человек в лирике С.А.Есенина) Есенин, дай на счастье нежность мнеК берёзкам и лугам, к зверью и людямИ ко всему другому на земле,Что мы с тобой так беззащитно любим.Е. Евтушенко Цель урока: Углубление представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших аспектов;Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста. Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве. С. Есенин Выписать цитаты из стихотворений Сергея Есенина, характеризующие его отношение к природе и её обитателям.Ответить на вопрос: каков общий пафос этих строк? «Всё встречаю, всё приемлю,//Рад и счастлив душу вынуть»«Так хочется к телу прижать //Обнажённые груди берёз»«Буду петь, буду петь, буду петь!//Не обижу ни козы, ни зайца»«Для зверей приятель я хороший,//Каждый стих мой душу зверя лечит»«И зверьё, как братьев наших меньших,//Никогда не бил по голове» «…Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу…» Романтик и лирик, влюблённый в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных и цветы, он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви… М.Горький Работа в группах Первая группа.Чтение и анализ стихотворений, отражающих есенинское видение «неживой « природы:«Там, где капустные грядки…»«Сохнет стаявшая глина…»«За тёмной прядью перелесиц…»«Зелёная причёска…»«Пороша»«Клён»«Берёза»«Сыплет черёмуха снегом» «Топи да болота»В чём заключаются особенности есенинского пейзажа?Каковы приёмы изображения природного мира? *Природное бытие как божественное литургическое действо («А степь над пологом зелёным //Кадит черёмуховый дым»);*взаимопроникновение земной и небесной сфер («Ягнёночек кудрявый – месяц // Гуляет в голубой траве»);*Движение как основной признак природного бытия («И кажется с тропы далёкой - // Вода качает берега);*Чередование различных состояний природного мира («Синь то дремлет, то вздыхает»);*Уподобление растительного мира животному («Кленёночек маленький матке //Зелёное вымя сосёт»);«Очеловечивание» природы («Словно белою косынкой //Подвязалася сосна»);*Диалогическая «обратная связь» между человеком и природой («О тонкая берёзка, // Что загляделась в пруд?») Какова роль различных художественных приёмов в структуре есенинского текста? ПерсонификацияРазличные виды метафорРазвёрнутые сравненияЦветовые эпитетыЭлементы звукописи Вторая группа. Чтение и анализ стихотворений о животных «Корова»«Лисица»«Песнь о собаке»«По лесу леший кричит на сову…»В чём своеобразие есенинских стихов о животных? Наделение животных внутренними качествами и душевными движениями, присущими человеку («Спит медведиха и чудится ей://Колет острогой охотник детей»);Восприятие страдания животного на трагедийном уровне («Покатились глаза собачьи//Золотыми звёздами в снег»);Противопоставление животной кротости жестокому миру людей («Бил её выгонщик грубый//на перегонных полях») – «Корова»;Образная передача состояния животного («Жёлтый хвост упал в метель пожаром,//На губах – как прелая морковь» - «Лисица»). Это особая , исполненная подлинного драматизма сфера бытия.Тяжёлый сон медведихи, материнское страдание коровы и собаки , боль лисицы – всё это передано с особой лирической экспрессией и безыскусственностью.Для Есенина животное – живая душа, сотворённая по образу и подобию души человеческой! Поэтому наименование животного, вынесенное в заглавие, в тексте стихотворения заменяется личным местоимением 3-его лица. Любовь Есенина к живой природе не столько дань «крестьянскому» мировидению, сколько свидетельство глубины и особой чуткости есенинского дара. Какова есенинская формула взаимоотношений человека и природы? Стихотворение «Я – пастух, мои палаты…» даёт ответ на этот вопрос.Образ пастуха, хозяина зелёных хором, с которым коровы говорят «на кивливом языке», - сродни святому чудотворцу Миколе, берущему зверей и птиц под своё покровительство. («Всем есть место, всем есть логов.//Открывай, земля, им грудь!» – «Микола»). Единство человека и природыОтветственность «старшего брата» за всё живое на земле … И не жалость – мало жил,И не горечь – мало дал,-Много жил, кто в наши жилДни, всё дал – кто песню дал. М.Цветаева Быть поэтом – это значит тоже,Если правды жизни не нарушить,Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. С.Есенин В чём особенность стихотворений Сергея Есенина о природе и человеке? (С.Есенин «очеловечивает» природу, а человека «растворяет» в ней, используя такие художественные приёмы, как персонификация, олицетворение, метафора). Прочитать стихи С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Русь Советская», «Сорокоуст», «Письмо к женщине», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...». Проследить эволюцию образа Родины в лирике Есенина.2)Выполнить сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тёсаные дроги»