Урок по литературе «Поэтические картины зимы в лирике А.С. Пушкина»


Цель урока: 
 познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом.
Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучать творчество Сегодня великого русского писателя первой половины XIX века А.С. Пушкина. Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, чему посвящен урок сегодня? СЛАЙД 1
Правильно, сегдня мы попытаемся увидеть природу, как видел ее А.С.Пушкин: леса Подмосковья, бескрайние равнины, снежные холмы. Цель нашего урока – показать своербразие пейзажной лирики поэта, в частности посмотрим поэтические картины зимы. Стихотворения, которые мы сегодня рассмотрим, относятся к периоду жизни поэта в имении родителей в деревне Михайловское. Летом 1824 года пришел приказ царя отправить Пушкина под надзор в Михайловское. Здесь жила его семья – родители, брат, сестра. Первый раз он был в Михайловском, когда только окончил Лицей. Все тогда в деревне радовало его и казалось очаровательным. И вот теперь он, ссыльный поэт, снова вошел в Михайловский дом. СЛАЙД 2
За А.С. Пушкиным был закреплен надзиратель, вскоре поэт узнал, что и отец был вынужден дать подписку, что будет следить за его поведением. Казалось, что вольный дух поэт сломлен:
Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье;
Уснув, не знаю, где проснусь.
Всегда гоним, теперь в изгнанье
Влачу закованные дни…
Вскоре родители Пушкина уехали в Петербург, и поэт остался со своей старой няней Ариной Родионовной. Постепенно наладился тихий, однообразный порядок жизни. СЛАЙД 3
Утром и днем он обычно работал, потом уезжал верхом. А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве, слушал нянины сказки, песни. Давайте обратимся к одному стихотворению этого периода «Зимняя дорога» 1826 г. Послушайте романс на стихи А.С. Пушкина. ФОНОГРАММА РОМАНСА
СЛАЙД 4
Опишите дорогу ямщика, подкрепив свои слова эпитетами из стихотвоерния («печальная поляна», «дорога зимняя, скучная»). Поэт никогда не изображал пейзаж отдельно от человека: состояние его души всегда находится в гармонии с природой.
Как вы думаете, какое настроение у лирического героя? (варианты ответов).
Какое ощущение испытываете вы, читая эти строки (грустно, тоскливо…Ощущение угнетенности усиливается за счет повторения слов «грустно», «скучно», «тоскливо»).
Скажите, описанные мысли и настроение принадлежат только ямщику?
(чувства не только ямщика, но и лирического героя и русского народа вообще).
Приведите примеры созвучия настроения ямщика, лирического героя и природы (долгая песня ямщика, сердечная тоска –«скучно, грустно», «грустно, Нина: путь мой скучен» - «печальные туманы», «по дороге зимней, скучной», «глушь и снег»).
Подведем промежуточный итог, целью автора было только описание зимней дороги, пейзажа? (нет, автор хотел показать и душевные переживания лирического героя и свои личные мысли).
Почему же так тоскливо и грустно лирическому герою и автору этих строк? Вспомним, когда написано это стихотворение? ( в михайловскую ссылку, когда поэт оказался в заточении, оторванным от своих друзей и единомышленников).
С чем можно сравнить эту долгую скучную дорогу? (с жизнью поэта, в которой также чередуются и тоскливые и веселые моменты, светлые и мрачные полосы).
Подведем итог нашего урока. В чем особенность пейзажной лирики А.С. Пушкина? (автор, изображая мир природы, описывает и свой внутренний мир, свое душевное состояние. Жизнь, как длинная дорога, где чередуются радости и невзгоды, словно «версты полосаты»).Хочется сказать, что все иллюстрации с зимним пейзажем к уроку – это фото нашего северного края, которые вы сами сделали.
Спасибо за внимание и работу!