Конспект урока по теме Образ природы в музыке и поэзии

ГУ «Физико-математический лицей акимата города Костаная»
_____________________________________________________________________
E-mail: olgameloman@ mail.ru
Тел. 8 (714-2) 22-60-65






Конспект учебного занятия
по музыке
Тема: «Образ природы в музыке и поэзии»










Подготовила: учитель высшей квалификационной категории
Столяренко О.А.
















Класс: 6, 1 четверть.

Предмет: музыка

Тема учебного занятия: «Образ природы в музыке и поэзии»

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы; углубить и расширить понятие «прекрасное в музыке и поэзии».

Задачи:
1.     Воспитательная – формирование любви к красоте родного края  через творчество русских и зарубежных  композиторов, поэтов и художников.
2.     Образовательная – знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского; с творчеством русских поэтов.
3.     Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков,  чувства ритма; развитие умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; учить детей анализировать свою импровизационную деятельность. 

Виды музыкальной деятельности:
Слушание
Вокально-хоровая работа
Движение под музыку

Методы, используемые на уроке:
Метод музыкального обобщения.
Метод эмоциональной драматургии урока.
Метод звуковой и зрительной наглядности.
Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному (метод ретроспективы и перспективы).
Метод объяснительно-иллюстративный.

Форма работы: групповая.

Технология: интегрирование музыки и литературы.

Оборудование: портрет композитора П.И.Чайковского, фортепиано, нотные хрестоматии.

Музыкальный материал: «Осенняя песнь. Октябрь» П.И.Чайковского; песня «Кто берёзку причесал» В. Ярушина.

Ход урока:
1.Организационный момент.

2. Музыкальное приветствие. - Музыка, здравствуй! – 2 раза
- Музыка, музыка.
- Праздник прекрасный – 2 раза
- Нам дарит музыка.
- Здравствуйте, девочки!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, взрослые!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, здравствуйте все!

3. Объяснение нового материала.

Учитель читает отрывок из стихотворения И.Ивенсена «Музыка»

Послушай: музыка вокруг:
Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны.
Раскаты грома, звон капели.
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины.

– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке и поэзии. Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает природу в той или иной степени, её «душу», «язык». Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие - художники, поэты, композиторы.
Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства: литература и музыка.

- И сейчас мы обратимся к творчеству известного вам уже русского композитора П.И.Чайковского. П. И. Чайковский в 1876 году написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, отрывок одной из которых вы услышите.
Слушаем пьесу П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» в исполнении учителя.

- Какие интонации вы услышали, о каком времени года идёт речь?
(Ответы детей)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) Выделите первые буквы, составьте слово, какое слово получилось. СОН - осенью природа как бы засыпает.
- Композитор стремится передать не просто увядающий облик осеннее природы, он вносит в звучание музыки щемящую человеческую ноту. Вслушайтесь, все эти чувства выражены в музыке Чайковского. Это музыкальное произведение выражает душевное настроение композитора, надеющегося, что найдутся души, которые чутко отзовутся на его музыку.

– Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Звуки, движения, образы возникают под пером известных поэтов, но поэтический язык - особенный, таинственный.

- А вот какой видел осень Александр Сергеевич Пушкин:
Унылая пора! Очей очарованье Приятна мне твоя печальная краса, Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и золото, одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

- Ребята, а если бы вы написали музыку к этому произведению Пушкина, какими бы средствами музыкальной выразительности вы бы воспользовались?
Ученики: медленный темп, музыка тихая и т.д.
- Каждое время года красиво по своему, у каждого своя изюминка. А какое время года вам больше нравится и чем? (Ответы детей)
- Сейчас я вам исполню песню В. Ярушина, ваша задача прослушать, дать название песни и охарактеризовать её.
(Исполнение учителем песни «Кто берёзку причесал» В. Ярушина )
- Какие интонации вы услышали в песни? (Ответы детей)
- А сейчас мы разучим первый куплет песни.
Вокально – хоровая работа: гимнастика на дыхание и дикцию, работа над художественным исполнением.
- Ребята, а давайте придумаем движения к этой песне, сделаем её ещё интереснее.
(Исполнение песни с движениями)
4. Итог
- Союз слова и музыкальных интонаций составляет неразрывное единство в создании образов природы. Как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом! Почувствовали ли вы это? Что вам хочется сказать об услышанном, чем поделиться? (Ответы детей)

Заголовок 115