Проект-презентация сборника стихов поэтов XIX -XX в Страна высоких вдохновений, посвященного пейзажной лирике.


Проект– презентация сборника стихов поэтов ХIХ–ХХ веков «Страна высоких вдохновений», посвященного пейзажной лирике
Задача деятельности учителя: способствовать формированию представлений о жизни и творчестве поэтов XIX–XX веков, мастеров пейзажной поэзии, о значении творчества в русской литературе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
 познавательная сфера: иметь представление о жизни и творчестве Е.А. Баратынский, Я.П. Полонский, А.К. Толстой как мастеров пейзажной лирики XIX века, А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, Н. М. Рубцова как поэтов ХХ века, о своеобразии их поэтического мастерства;
 ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к поэтическому слову поэта; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
 коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения, написания отзывов о прочитанном стихотворении; уметь создавать собственные иллюстрации к стихотворениям поэтов, электронную презентацию на определенную тему.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
 познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
 регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
 коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная (выразительное чтение), групповая.
Интернет-ресурсы:
1. Список песен на стихи Сергея Есенина. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_песен_на_стихи_Сергея_Есенина
2. Стихи поэтов XIX–XX веков. – Режим доступа : http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru
Оборудование: электронная презентация «Страна высоких вдохновений»; эпиграф к 1-й части: «И мир, цветущий мир природы, избытком жизни упоен...» (Ф. Тютчев), эпиграф ко 2-й части: «...Да и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне!» (А. Блок); музыкальное оформление вечера: песни и романсы на стихи поэтов XIX–XX веков.
Основные понятия и термины: основная тема стихотворения, жанр стихотворения, сюжет стихотворения, основные мотивы творчества.
Сценарий уроков
Слайд 1. Название поэтического вечера, рисунок обложки сборника стихов, имена авторов презентации. На рисунке – сад царскосельского Лицея.
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья: участники и гости презентации сборника стихов поэтов ХIХ–ХХ веков «Страна высоких вдохновений», посвященного пейзажной лирике. Над сборником работали учащиеся, участники и организаторы этого вечера, на котором прозвучат лучшие стихотворения самых именитых мастеров русской поэзии.
Слайд 2. Слова эпиграфа к первой части: «И мир, цветущий мир природы, избытком жизни упоен» (Ф. Тютчев).
Ведущий 2. Первая часть поэтического сборника посвящается пейзажной лирике ХIХ века.
Учитель. «Аннотация». В поэтический сборник «Страна высоких вдохновений» включены шедевры пейзажной лирики поэтов ХIХ и ХХ веков. Это настоящие откровения классиков национальной поэзии: Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого, А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина, Н. Рубцова. Стихотворения дают представление о развитии темы природы в поэзии ХIХ–ХХ веков, о восприятии мира природы, о взаимоотношениях человека и природы. В сборнике представлены детские рисунки, иллюстрирующие стихотворения известных поэтов, показывающие живой отклик чувствительной души на прекрасные стихи, и критические отзывы, авторитетное мнение об авторах и их произведениях пейзажной лирики.
Слайд 3. Портрет Баратынского
Ведущий 1. Евгений Баратынский принадлежал поэтам пушкинской поры, два других поэта – Яков Полонский и Алексей Толстой – уже представители послепушкинской поры. Одно бесспорно: в области поэзии все трое являются продолжателями лучших литературных традиций. В то же время у каждого из них своя судьба, свой неповторимый мир поэзии, свой способ выражения чувств, мыслей, фантазий. Голос каждого из поэтов неподражаем, неповторим, по-своему выразителен. Мир природы для этих трех поэтов – источник вдохновения.
Слайд 4. Гимн весне
Учитель. С развитием русской поэзии, с появлением в начале века новых литературных имен и талантливых произведений возникала ответная волна романсовой лирики, которая создавалась одаренными композиторами. Музыканты звуковыми красками пишут яркие пейзажи, отражая взаимоотношения человека и природы, выражая радость, грусть, нежность, очарование. Язык музыки особый. Он очищает человека, возвышает его душу, окрыляет. Сегодня мы услышим три романса, написанные на известные стихи любимых вами поэтов.
Слайд 5. Выразительное чтение стихотворений
Звучит романс Баратынского «Где сладкий шепот моих лесов…»
Слайд 6. Полонский.
Слайд 7Стихотворения Полонского. Выразительное чтение стихотворений
Слайд 8. Портрет АК Толстого
Слайд 9. Иллюстрация к стихотворению «Где гнутся над омутом лозы...».
Выразительное чтение стихотворений
Слайд 10. Иллюстрации учащихся
Презентация иллюстраций к стихотворениям поэтов XIX века.
.Слайд 11.
Ведущий 1. Открываем 2-ю часть поэтического сборника «Страна высоких вдохновений». В ней представлены новые имена, нового ХХ века: А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин, Н. Клюев, М. Цветаева, М. Волошин, А. Ахматова, Н. Гумилев и многие-многие другие. В их стихах – отражение эпохи, поступь нового времени. Но находится место и для пейзажной лирики.
Учитель. Песни, романсы, баллады – эти и другие жанры музыкально-поэтического творчества были и остаются ничем не заменимой частью русской художественной культуры. Они доступны самым широким кругам общества. Каждый найдет в безграничном песенном мире то, чему отзовется душа. У каждого большого русского поэта немало таких стихов, что, будучи положенными на музыку, звучали и звучат в концертных залах и домах простых людей. Немногие поэты писали стихи, предназначенные для пения. Гораздо больше таких поэтов, чьи стихи стали популярными песнями, романсами, хотя сами авторы не прочили им песенную судьбу. В лучших своих образцах песни русских поэтов представляют большую художественную ценность. Свой вклад в песенную культуру русского народа внесли композиторы, актеры, дирижеры хоров, руководители ансамблей, вокальных групп. В песне – душа народа.
Песня «Клен ты мой опавший» на стихи С. Есенина в исполнении Надежды Бабкиной и ансамбля «Русская песня».
Слайд 12. Слова эпиграфа ко второй части: «...Да и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне» (А. Блок).
Ведущий 2. Эти слова, принадлежащие великому поэту ХХ века Александру Блоку, не случайно мы взяли эпиграфом ко 2-й части нашего поэтического сборника. Их мог сказать и Есенин, и Клюев, и Маяковский, и Ахматова... Чувство любви к Родине – вот общее для них.
Слайд 13. Портрет А. Блока.
Ведущий 1. «Слово о Блоке». Вся лирика А. Блока – поэтический дневник жизни русского человека на рубеже веков. Поэт живет с чувством тревоги, предчувствуя большие перемены. Душевные переживания находят отражение и в стихотворениях пейзажной лирики. Например, стихотворение «Летний вечер» напоминает простую пейзажную зарисовку, в которой лирически передается смена дня вечером и приближение ночи. Но эпитет «розовый» означает умиротворенность, спокойствие, мечтательность, возвышенный строй чувств. Сочетание «красный диск луны» не столько обозначение цвета луны, сколько ощущение тревоги, отраженной в этом цвете. Значит, Блок пишет стихотворение о том, что день с его тревогами, беспокойством, суетой отошел и уступил место высоким чувствам и мыслям, высокому спокойствию души, когда можно думать о вечном, нетленном.
Слайд 14. Портреты М. Горького, В. Маяковского и выдержки из цитат.
Ведущий 2. М. Горький говорил: «Блоку верьте, это настоящий – волею божией – поэт и человек бесстрашной искренности». В. Маяковский: «Творчество Александра Блока – это целая поэтическая эпоха».
Слайд 15. Лето. Шахматово.
Слайд 16. Выразительное чтение стихотворений «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
Слайд 17. Портрет А. Ахматовой.
Ведущий 1. «Слово об Ахматовой». Поэзия Анны Ахматовой – неотъемлемая часть русской и мировой культуры. В русской поэзии ХХ века лирика Анны Ахматовой – неповторимое, своеобразное явление. Голос ее стал голосом женщины. Почти впервые о любви заговорила та, которой было принято поклоняться, но которую не принято выслушивать. Поэтесса является читателю как тонкий лирик. Но самой главной любовью в жизни Ахматовой была любовь к родной земле, о которой она напишет после, что «ложимся в нее, и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею». Об обновлении человека А. Ахматова по-иному сказала в стихотворении «Перед весной бывают дни такие...». Наступает весна – и все на свете меняется. То, что, казалось бы, каждый день перед глазами – дом, песня, – обновлено дыханием весны, мысли и чувства овеяны весенней свежестью, все вокруг становится легким и неузнаваемым.
Слайд 18. Сборник стихов А. Ахматовой.
Ведущий 2. «Авторитетное мнение». В. И. Влащенко писал: «Многие стихи Ахматовой для нас звучат как молитвы или как звуки благовеста, которыми наполняется наша душа, как мелодия, одухотворяющая нашу бытовую жизнь, наши монотонные будни, как добрая, радостная весть».
Слайд 19. Наступление весны.
Выразительное чтение стихотворения «Перед весной бывают дни такие...»
Слайд 20. Рязанские просторы.
Звучит песня «Над окошком месяц. Под окошком ветер» на стихи С. Есенина в исполнении Государственного Рязанского русского народного хора имени Е. Попова.
Слайд 21. Портрет Сергея Есенина.
Ведущий 1. «Слово о Есенине». Сергей Есенин – певец Руси. В его искренних и откровенных стихах мы слышим что-то родное и близкое. Стихотворения поэта полны сердечной теплоты, нежности, искренности. «Чувство родины – основное в моем творчестве», – писал Есенин. С детства перед его взглядом открывались чудесные картины родной природы. Он любовался ими, впитывал в себя народное поэтическое ощущение мира. Русь Есенина – это постоянное ощущение красоты, гармонии, раздолья. Сергей Есенин до боли любил все родное: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь».
Слайд 22. Портрет Н. И. Шубниковой-Гусевой, Н. Тихонова и выдержки из цитат.
Ведущий 2. «Авторитетное мнение». Н. И. Шубникова-Гусева: «Есенин – великий русский национальный поэт ХХ века. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Уникальность есенинского дара в безграничной любви ко всему живому, в нежности и милосердии». Н. Тихонов: «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и яркость его стиха говорят сами за себя. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь, вечно живой поэзии».
Слайд 23. Русская природа.
Выразительное чтение стихотворений «Вот уж вечер. Роса...», «Край ты мой заброшенный...», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (чтецы 1, 3, 4, 5).
Слайд 24. Н Рубцов
Ведущий 1. Имя талантливого русского поэта Николая Михайловича Рубцова широко известно. Ему принадлежат такие замечательные стихи, как «Тихая моя родина», «В горнице», «Березы», «Русский огонек» и многие-многие другие. Более 130 песен положено на его стихи. Они проникают в душу, согревают сердце, по выражению поэта Кайсына Кулиева, «его стихи лучатся добрым светом».
Слайды 25. В горнице
Слайд 26. Рисунки шестиклассников.
Слайд 27. Слова стихотворения Н. Заболоцкого:
Так вот она, гармония природы,
Так вот они, ночные голоса!
Так вот о чем шумят во мраке воды,
О чем, вздыхая, шепчутся леса!
Учитель. Итак, мы побывали в «стране высоких вдохновений». Презентация сборника стихов, посвященного пейзажной лирике поэтов ХIХ–ХХ веков, состоялась. Пусть сегодняшняя встреча побудит вас открыть сборники стихов с новыми именами. Пусть поэтическое творчество и литературное наследие будут важной частью вашей духовной жизни. В добрый путь, дорогие читатели, за новыми эмоциями и ощущениями, которые вы обязательно испытаете, перечитывая всемирно признанные произведения!
Слайд 28. Звучит песня на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении ВИА «Орэра».
Учитель. Всем участникам поэтического вечера – слова благодарности за творчество, поиск, выразительное чтение, артистизм, за незабываемые эмоции, за прекрасный поэтический вечер!
Домашнее задание.
Читать выразительно стихотворения Г. Тукая (по выбору)