Презентация на тему: «Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции и понимания смысла стихотворения»


Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) 900igr.net * МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» Урок литературы в 5 классе Тема: «Особенности пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина Составитель: Н.А. Плетнева,учитель русского языка и литературы Кемерово 2009        * Термины 1. Эпитет 2. Пейзаж 3. Интерьер - красочное прилагательное - описание природы описание жилища, внутреннего помещения * * История создания стихотворения «Зимнее утро» Стихотворение написано А.С. Пушкиным в 1829 году , в Павловском под Санкт-Петербургом, поэт зимой гостил там с друзьями у родственников * ГИПОТЕЗА - НАУЧНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕНАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: А.С. ПУШКИН – МАСТЕР ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ РАЗНООБРАЗНЫЕ ТРОПЫ. ОН СВЯЗЫВАЕТ ПЕЙЗАЖ С СОСТОЯНИЕМ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ СТИХОТВОРЕНИЯ. * Исследование № 1 вечор - вчера нега - наслаждение, удовлетворение Северная Аврора - богиня утренней зари у римлян, здесь - заря запречь - устар. форма глагола «запрячь» Лексика стихотворения Большинство слов просты и понятны в понимании, разные части речи, есть синонимы Вывод: лексика стихотворения отличается богатством и разнообразием * Исследование № 2 Адресат стихотворения КРАСАВИЦА ДРУГ ПРЕЛЕСТНЫЙ Вечор… ТЫ ПЕЧАЛЬНАЯ сидела ДРУГ МИЛЫЙ…берег милый Вывод: Лирический герой относится к адресату, прекрасной девушке, которая находится рядом, с нежностью, заботой, любовью.Лирический герой не одинок. * Исследование № 3 Чувства в стихотворении Вечор (вчера) Печаль, грусть Утро Радость Продолжение утра, день Восторг, призыв разделить радость Вывод: Чувства изменяются от печали до восторга. Есть призыв разделить радость. Близкие люди и в печали, и в радости должны быть вместе * Исследование № 4 Время и пространство в стихотворении ВЕЧЕР контраст У Т Р О Эпитеты в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина Положительно окрашенные Отрицательно окрашенные прелестный, чудесный,великолепными, прозрачный,веселым, янтарным,милый (друг),милый (берег) мутном, мрачные,печальная, пустые, 8 эпитетов 4 эпитета Вывод: Эпитеты с положительной окраской преобладают, способствуют формированию чувства радости, веселья, счастья. Есть связь с пейзажем Результаты исследований В стихотворении много эпитетов, помогающих поэту описать прекрасную картину, которая его окружает: интерьер комнаты, пейзаж. Положительных эпитетов наблюдаем больше, чем отрицательных. Описание природы поэт связывает с чувствами лирического героя. Это описание яркое и образное настолько, что мы проникаемся эмоциями лирического героя, который сначала печалится, а потом радуется и счастлив вместе с красавицей, милым другом. Можно утверждать, что А.С. Пушкин – величайший мастер пейзажной лирики Домашнее задание: 1. Выучить стихотворение, 2. Закончить работу на карточке.3. Повторить определение тропов: эпитета, метафоры, олицетворения4.1. Ответить на вопрос: «Какой пейзаж в стихотворении самый поэтичный?» , свое мнение объяснить4.2. Написать отчет о проведенных исследованиях на уроке 4.3. Сочинить стихотворение «Зимнее утро» Тест по изученному на уроке 1. Когда А.С. Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро»?2. Сколько времен в стихотворении?3. Сколько пространств?4. В каком значении употреблено слово «вечор»?5. Блеск какого камня упоминается в стихотворении?6. Каких тропов в стихотворении больше всего?7. Назовите два тропа, употребленных поэтом в строке «Трещит затопленная печь»8. Как изменяются чувства лирического героя от начала к концу стихотворения?