Лингвистический анализ художественного текста (на примере стихотворения В.В.Набокова «Сам треугольный, двукрылый, безногий…»)

ТЕМА. Лингвистический анализ художественного текста (на примере стихотворения В.В.Набокова «Сам треугольный, двукрылый, безногий»)
ЦЕЛИ: 1. совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения;
2.развивать способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и литературное чутье, аналитическое и творческое мышление;
3.воспитывать интерес к чтению и любовь к слову

ХОД УРОКА
I.Анализ стихотворения
- Чем не похоже данное стихотворение на другие?
(Стихотворение не разделено на строфы)
- Это важно для поэтического стихотворного произведения?
- Выразительно прочитаем стихотворение
- Что мы имеем? (Текст)
- Какой?
-Что надо увидеть в нём, если он художественный? (Художественные образы)
-Какие художественные образы мы видим?
- Что происходит между героями? (Они вступают в определённые взаимоотношения, конфликт)
- В какой?
- Какие есть основания бояться второму герою летучую мышь? (Суеверие, «страшный малютка, небесный калека»)
-Почему калека воспринимается со страхом?
- Второй персонаж вызывает страх у летучей мыши. Докажите это?
- Они противопоставлены. Почему мышь боится человека?
- Есть ещё герой? (Да. Это лирический герой)
- Какова роль лирического героя?
-Какова эта позиция?
- Докажите?
- Назвать словосочетания, которые поэт даёт для названия летучей мыши?
(Сам треугольный, двукрылый, безногий. Страшный малютка, небесный калека, ангел ночной, гость – это именные характеристики)
-Нет ли здесь противоречия? (Есть. Калека – ангелочек)
II. Работа над лексическим значением слов по словарю: калека, малютка, страшный, небесный, неземной, ангел
- В каком значении дан «ангелочек»? (По словарю)
-Почему это ночной (ночной образ жизни) посланец Бога? (Небесный)
Ангел и калека - они исключают друг друга
-Неземной, небесный. К чему относятся эти слова?
- Небесный. В каком значении употребляет поэт?
-Что значит неземная лаборатория?
- Можно связать страшный, небесный, неземной?
- Кому отдаёт предпочтение автор?
- Некоторые сочетания слов, которые мы выделили, были бы в кавычках. Что можно было бы закавычить?
- Кто является оценщиком этого существа?
- Калека – ангелочек. Разные люди представляют себе по-разному. Оправдан или не оправдан этот вывод. Автор не ставит точку над i. Он отдаёт нам на откуп.
- Видит ли автор природу этого существа?
- Что имеем в последней строфе?
- Почему автору понадобилось слово ЛАБОРАТОРИЯ? КОЛБА?
- Почему это создание неземное?
СИНТАКСИЧЕСКАЯ особенность – это только одно предложение. Что ещё контролирует пишущего? (Одна мысль)
- Почему одно предложение?
- Стихотворение законченное произведение?
- Почему взял жениха?
РАБОТА над лексическим значением слов
Небесный – смотри НЕБО
Небо – небеса. Видимая над землёй атмосфера – пространство в форме свода, купола.
Неземной – ( устар.) Сверхъестественный, чрезвычайный, исключительный. Неземная сила. Неземная любовь.
Калека – увечный человек
Ангел – 1. В религиозной мифологии: сверхъестественное существо, посланец Бога, якобы покровительствующий человеку (изображается крылатым мальчиком) 2. Употребляется как ласковое обращение к человеку. А. характер у кого-нибудь (очень хороший)
Страшный – 1.Вызывающий чувство страха. 2. Очень сильный по степени проявления чего-нибудь, весьма значительный (разг.)
Малютка – маленький ребёнок, младенец
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выучить стихотворение наизусть

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115