Конспект урока по окружающему миру на тему Поверхность Земли. Материки и океаны


Конспект урока по окружающему миру. 2 класс. Гармония.
Тема: Поверхность Земли. Материки и океаны
(Поверхность нашей планеты)
Цель урока: формировать понятия наука география, материк, океан, остров, полуостров, представление о географической карте; продолжить развивать умение извлекать информацию из схемы, круговой диаграммы, работать со словарём; воспитывать интерес к профессии географа.
Оборудование урока: карта полушарий, плоскостные модели материков, круговая диаграмма, отображающая соотношение суши и воды на поверхности планеты Земля, таблички для составления схем (суша, океаны, материки, острова, полуострова, земная поверхность). Ход урока
Организационный момент.
 Актуализация опорных знаний учащихся. Самоопределение к деятельности.
Повторение сведений о земле.
В начале урока повторяем те знания о Земле, которые понадобятся для усвоения нового знания (продуктивное повторение).
а). Самосветящееся небесное тело:
Варианты ответов: звезда, планета, метеорит, Луна
На экране высвечивается слайд:
Группа звезд, занимающая определенный участок неба:
Варианты ответов: орбита, комета, астероиды, созвездие
На экране высвечивается слайд:
Единственный естественный спутник Земли:
Варианты ответов: Сатурн, Луна, Марс, Венера
На экране высвечивается слайд:
"Хвостатые" небесные тела:
Варианты ответов: астероиды, кометы, планеты, звезды
На экране высвечивается слайд:
Планеты Солнечной системы изучает:
Варианты ответов: география, экология, астрономия, биология
б). Работа с учебником
Отвечая на вопросы в рамке (с. 18), ученики вспомнят, что Земля – это холодное космическое тело, называемое планетой. Её форма шарообразная. Она вращается вокруг своей оси, из-за чего и происходит смена дня и ночи на Земле. Время одного оборота равно 24 часам, в течение которых утро сменяет день, день сменяет вечер, а вечер – ночь. Земля обращается вокруг Солнца и поэтому на ней происходит смена времён года. Опишут, как выглядит модель Земли (глобус), что она отражает и форму Земли, и её вращение вокруг оси, которая наклонена в пространстве, что экватор разделяет земной шар на два полушария – Северное и Южное.
Кто изучает земную поверхность?
На третий вопрос у учащихся пока ответа нет - это и будет их познавательной задачей. Найти ответ можно в 1 абзаце текста.
в). Постановка цели урока.
Чтение текста.
Читая текст с учениками, предлагайте им вспомнить значение слов, взятых в кавычки.
III. Работа над новым материалом.
- Если с помощью астрономии мы  наблюдали за звездами, то следующая  наука предлагает нам узнать о Земле. А наука эта называется география. Что? Где? - вот два вопроса, которые интересуют географов.
География – это наука, которая изучает поверхность Земли.
Это слово состоит из двух частей – «гео» и «графия».
Гея – древнегреческая богиня Земли. «графо»(греческ.) – пишу.
География (греческ.) – «землеописание».
Дополните к значению слова «география» сведения об одном из мифов о Земле. В древнегреческом мифе первой из Хаоса появилась Гея и дала жизнь Морю и Горам.
Чтобы описать земную поверхность, отправимся и мы в мысленное путешествие по просторам нашей планеты.
Что может помочь нам совершить такое путешествие?

Снимок Земли из космоса, карта полушарий Земли и, конечно, глобус – её модель.

Что узнают географы о земной поверхности? (Как она выглядит, где расположены разные её участки).
Далее рассматриваем вид Земли из космоса (с. 18, левый рис.) и предлагаем ученикам предположить, что они видят.
- Снимок Земли из космоса.
- Какие два вида земной поверхности можно разглядеть на снимке из космоса?
(Вода и суша )  --Как вы думаете, каким цветом выделена суша?    А вода?
-Что, изображено  на круговой диаграмме.
Чтобы проверить свои предположения, ученики читают 3 абзац текста (с. 19).
Ставим перед учениками следующую проблему. Как узнать, чего больше на земной поверхности, суши или воды?
Поможет ли нам в этом космический снимок? (нет, на нём не видна вся Земля).
Где можно увидеть всю Землю? (на её модели – глобусе).
Практическая работа.
а). Глобус
Работа с глобусом и решение поставленной задачи– водной поверхности в два раза больше (примерно), чем суши.
Как это изобразить?
Это можно показать с помощью круговой диаграммы, которая дана в учебнике (1 часть суши и две части водной поверхности).

Чтобы знания географов были доступны всем желающим, введены специальные термины, которыми называют разные формы суши, разные виды водоёмов.
Как называются большие участки суши?
Водной поверхности?
(Читаем текст к заданию 1 и выполняем задание 2 и 3 с помощью глобуса)
Физминутка.
На глобусе можно увидеть все материки и океаны Земли, а также крупные реки и озёра. Можно увидеть острова – это участки суши, которые окружены со всех сторон водой. Полуострова – это участки суши, которые окружены с трёх сторон водой. Сушу и водную поверхность обозначают разным цветом. Есть и другие специальные условные знаки, которыми обозначают местность на глобусе и географических картах.
Что можно увидеть на глобусе?
- Я предлагаю мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное. Если изображения этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий - один из видов географических карт.
- А что такое географическая карта? (Уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков).
б). Карта полушарий.
На доске вывешивается карта полушарий

В этом году мы познакомимся только с некоторыми условными обозначениями, более подробно изучать карту будем в 4 классе.
( Во 2 классе даём только общие представления о способе изображения земной поверхности с помощью разной окраски суши и водоёмов).
Что обозначено белым, голубым, зелёным и коричневым цветом на глобусе и карте полушарий?
- Белый цвет на снимке - это снега, льды, облака. Синий - водные пространства. Серый, зелёный, коричневый - цвета суши.
- Большая часть земной поверхности покрыта водой. Это - океаны Земли. Огромные участки суши, которые окружены водными пространствами, - это ее материки.
Дальнейшая практическая работа учащихся идёт по карте полушарий. Ученики узнают некоторые условные обозначения земной поверхности (болота, озёра, пески, реки, горы, низменности), находят все материки и все океаны Земли, самые крупные острова и полуострова.
IV. Закрепление изученного материала.
Для закрепления введённых понятий можно использовать плоскостные модели материков, островов, полуостровов.
Чтение текста и выводы (с. 22, 23).
V. Подведение итогов.
Подводя итоги урока, учащиеся проверяют свои выводы и дополняют выводы, данные в учебнике.
VI. Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (с. 10-12, задания 17, 18).
VII. Рефлексия.