Проект по русской литературе на тему: «Лелеющая душу гуманность…» («К Пушкину сквозь время и пространство…»)



Автор:Луферчик Ангелина Станиславовна
Преподаватель русского языка и литературы
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горно-строительный техникум»
Тема: «Лелеющая душу гуманность…» («К Пушкину сквозь время и пространство…)
Вид работы: проект (авторская работа)
Цели проекта:
1) Развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
2) воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
3) применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Задачи: 1) Соединение обучения и воспитания в единую систему, способствующую формированию интеллектуальной и духовно развитой личности.
2) Помочь студентам выбрать свой путь, свое место и назначение в жизни.
Предмет, на котором затрагиваются данные проблемы: литература
Практическая направленность: помощь людям (больница), участие и общение.
Межпредметные связи: обществознание, социология.
Курс: 1
Этапы:
1) Посещение студентами больниц – волонтерство.
2) Соприкосновение с прекрасным.
3) Знакомство с творчеством классиков, в частности, с творчеством А.С. Пушкина.
4) Обратная связь. Сочинение студента Порошина Антона, гр-4-ГЭМ-13.

"Не дай мне бог сойти с ума! Уж лучше посох и сума..." (А.С. Пушкин)
1 этап: Посещение студентами больниц – волонтерство.
Объекты посещения: пожилые (один из самых незащищенных слоев общества: беззащитность, физическая слабость, одиночество)
Цель 1 этапа: Воспитание сострадание, соучастия, реальная помощь людям.
В настоящее время в России волонтеры в больнице представляют собой стихийно существующую общность. Волонтерская служба в больнице должна существовать. Студенты должны приходить помогать в больницы, в дома престарелых по внутреннему зову. Волонтеры в больнице представляют собой общность, единую группу, в которой участники группы вырабатывают правила своей деятельности и оказывают друг другу поддержку.
В западноевропейской системе медицинского обучения люди из смежных профессий приходят в волонтеры, которые хотят продолжать свою профессиональную деятельность в направлении медицины, или студенты намеренно идут в волонтеры, чтобы получить опыт работы по уходу за пациентами. Хотя большинство волонтеров представляют собой люди, которые идут работать в больницу ради самой помощи пациентам. Они приводят такие причины, побудившие их стать волонтерами, как потребность быть полезным, говорят о том, что их родители были волонтерами и в семье это поддерживается.
Наши волонтеры приступают к работе после короткого инструктажа, преобладает взаимное и самообучение, строить работу приходится преимущественно исходя из своего жизненного, житейского опыта, в соответствии с тем, что подсказывает интуиция, чуткость.
Для чего студент становится волонтером? Выделяют следующие виды мотивации волонтеров:
1) потребность в межличностных отношениях,
2) потребность в обретении уверенности в своих силах,
2) личностная мотивация, когда человек стремится к самореализации,
3) косвенная экономическая мотивация, например, приобретение опыта определенной работы.
Выделяем отдельно собственно альтруистическую мотивацию – желание оказать помощь, быть полезным.
Одновременно на уроках литературы (закрепление):
Стихотворение Пастернака «В больнице»
30 октября 1952 г. Пастернак перенес инфаркт. Ему полагалась Кремлевская больница, но он остался в Боткинской, куда отвезла его “Скорая помощь”. Свои переживания он изложил в письме к одному из самых близких людей — Нине Табидзе, а потом воплотил в балладу “В больнице”.
Фрагменты письма, в которых рассказано о болезни.
“17 янв. 1953
Ниночка! Я остался жив, я — дома. <...>
Когда это случилось, и меня отвезли, и я пять вечерних часов пролежал сначала в приемном покое, а потом ночь в коридоре обыкновенной громадной и переполненной городской больницы, то в промежутках между потерею сознания и приступами тошноты и рвоты меня охватывало такое спокойствие и блаженство!.. <...>
А рядом все шло таким знакомым ходом, так выпукло группировались вещи, так резко ложились тени! Длинный верстовой коридор с телами спящих, погруженный во мрак и тишину, кончался окном в сад с чернильной мутью дождливой ночи и отблеском городского зарева, зарева Москвы, за верхушками деревьев. И этот коридор, и зеленый жар лампового абажура на столе у дежурной сестры у окна, и тишина, и тени нянек, и соседство смерти за окном и за спиной — все это по сосредоточенности своей было таким бездонным, таким сверхчеловеческим стихотворением!
В минуту, которая казалась последнею в жизни, больше, чем когда-либо до нее, хотелось говорить с Богом, славословить видимое, ловить и запечатлевать его. “Господи, — шептал я, — благодарю Тебя за то, что Ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что Твой язык — величественность и музыка, что Ты сделал меня художником, что творчество — Твоя школа, что всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи”. И я ликовал и плакал от счастья”.
***
В больнице
Стояли, как перед витриной, Почти запрудив тротуар. Носилки втолкнули в машину. В кабину вскочил санитар.
И скорая помощь, минуяПанели, подъезды, зевак,Сумятицу улиц ночную,Нырнула огнями во мрак.
Милиция, улицы, лицаМелькали в свету фонаря.Покачивалась фельдшерицаСо склянкою нашатыря.
Шел дождь, и в приемном покоеУныло шумел водосток,Меж тем как строка за строкоюМарали опросный листок.
Его положили у входа.Все в корпусе было полно.Разило парами иода,И с улицы дуло в окно.
Окно обнимало квадратомЧасть сада и неба клочок.К палатам, полам и халатамПрисматривался новичок.
Как вдруг из расспросов сиделки,Покачивавшей головой,Он понял, что из переделкиЕдва ли он выйдет живой.
Тогда он взглянул благодарноВ окно, за которым стенаБыла точно искрой пожарнойИз города озарена.
Там в зареве рдела заставаИ, в отсвете города, кленОтвешивал веткой корявойБольному прощальный поклон.
“О Господи, как совершенныДела Твои, — думал больной, —Постели, и люди, и стены,Ночь смерти и город ночной.
Я принял снотворного дозуИ плачу, платок теребя.О Боже, волнения слезыМешают мне видеть Тебя.
Мне сладко при свете неярком,Чуть падающем на кровать,Себя и свой жребий подаркомБесценным Твоим сознавать.
Кончаясь в больничной постели, Я чувствую рук Твоих жар. Ты держишь меня, как изделье, И прячешь, как перстень, в футляр”.
Работа с текстом. Выделим темы и образы, которые из письма перешли в балладу. Приемный покой. Переполненная больница. Спокойствие и блаженство больного, без тени страха смерти. Окно в сад с мутью дождливой ночи и отблеском городского зарева. Верхушки деревьев. Коридор. Тени нянек. Соседство смерти за окном и за спиной. И, наконец, все впечатления объединяются: все это было таким сверхчеловеческим стихотворением! Потому что в этой пограничной ситуации, как говорят экзистенциалисты, в первую очередь, между жизнью и смертью, Пастернак оставался великим поэтом. В минуту, которая казалась последнею в жизни, больше, чем когда-либо до нее, хотелось говорить с Богом. Славословить видимое. Ловить и запечатлевать его. Далее в письме идет молитва, обращенная к Богу. Она перенесена в стихотворение с одной существенной поправкой: в письме переданы переживания художника, т. е. поэта; в стихотворении устранены все указания на то, что больной — поэт; ему придано общечеловеческое звучание. 
Подведение итогов работы по 1 этапу:
Соприкосновение мира изящной словесности на уроках литературы и реальная помощь (беседы с пациентами больницы, выполнение мелких поручений, связь с родственниками больных) приносит свои плоды: студенты начинают более тонко чувствовать невидимую грань между жизнь и смертью, понимать быстротечность жизни, ценность каждого дня, каждой минуты, своего здоровья и здоровья близких.
2 этап: Соприкосновение с прекрасным.
Цель 2 этапа: познать добро и зло, разделившие слова и дело.
Два направления:
1 направление. Посещение выставки картин (то, что может предоставить городской музей), например, картины Рериха.
Напутствие Н. К. Рериха:
В жизни вашей оставайтесь верными Прекрасному, храните энтузиазм. Растите в себе творческие мысли, помня, что по мощи ничто не сравнится с силою мысли. Действие лишь выражает мысль, потому мы ответственны не только за наши действия, но ещё более за мысли.
Даю вам жизненный совет:
Имейте мысли сильные и чистые. Наполняйте жизнь вашу несломимым энтузиазмом и тем обращайте её в постоянный праздник. С улыбкой истинного знания внушайте детям вашим непобедимое желание созидать. Эта бесконечная цепь труда, совершенствования и блага приведёт вас к Прекрасному.
Звёздные руны проснулись.
Бери своё достоянье.
Оружье с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам пора…
Во время посещения выставки ребят торопить не надо. Каждый студент должен определить для себя внутренние часы и пространство. Не надо сразу спрашивать молодых людей и девушек о впечатлениях о увиденном. Надо дать время им все осмыслить. Плоды внутренней работы не заставят ждать себя. И если учитель-наставник будет терпелив, то он изумиться мыслям-чувствам своих студентов, так как у современного молодого человека свое мировидение и миропонимание:
Еще Иуда продавать Христа
Не думает, а может – забывает,
Они в одних компаниях бывают,
И за столом их рядышком места;
Случается – друг к другу ходят в гости,
И уходя, бывало, из гостей,
Они ладони крепко жмут – и гвозди
Еще не продырявили костей.
Еще не обозначена вина,
Иуде невдомек, что он Иуда,
Да и Христос – он не Христос покуда,
У них пока другие имена.
(Виктория Гетьман)
На уроках литературы, обсуждая выставку картин, студенты вместе с преподавателем затрагивают темы о Вечности, Вселенском Разуме, Чести и Честности, постигают хитросплетение тонких миров.
2 направление: «Дари добро». Студенты – добровольцы на улицах города дарят прохожим открытки – улыбки (можно на эту тему пофантазировать, приурочить к какому-нибудь празднику, типа 8 марта). Преодолевая сомнение прохожих, ненавязчиво доказывая свою искренность дарить добро и душевное тепло случайным прохожим.

Мы говорим, что люди равнодушны.Но, видимо, все средства хороши,Когда порою достучаться нужно В закрытый мир загадочной души. Однажды в день весеннего прихода, Накрыло город солнечной волной, А на ступеньках серых перехода Сидел старик задумчивый. Слепой. И мимо чередой тянулись люди, И выдыхали сигаретный дым. Спешили. Кто за счастием на блюде... А кто-то за несчастием своим. Сидел старик в задумчивости странной, И в памяти былое ворошил. У ног его, на дне кепчонки рваной, Поблескивали жалкие гроши. Так мало ныне милосердьем щедрых, Иль скуп не в меру, или просто глуп. Так трудно отыскать в карманных недрах Такой родной, согретый телом рубль... "Не так, папаша, просишь подаянье", Сказал мальчишка. "Ладно, так и быть. Ща помогу тебе привлечь вниманье, И, стало быть, отец, бабла срубить!" Он ухмылялся, черкая в блокноте. Потом листок слепому в руки дал: «Держи, старик!», и на веселой ноте Куда-то по делам своим умчал. И мир весенний озарило чудо! Старик не видел обращенных лиц. Со всех сторон, казалось бы, откуда? В кепчонку вдруг посыпались рубли… «Держи, дедуля!... Вот, возьми, отец!...» Слепой кивал в ответ всему, что слышал: А на листочке красовался текст: «Весна пришла, а я ее не вижу….»
(автор неизвестен)
На уроках литературы читаем вот такие пронзительные, честные стихотворения современников.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.Это наивно, и это не ново.Не исчезай, петушиное слово.Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.Нужно, чтоб кто-то кого-то любил:толстых, худых, одиноких, недужных,робких, больных - обязательно нужно,нужно, чтоб кто-то кого-то любил.(Г. Поженян)
Подведение итогов по 2 этапу:
Обсуждаем на уроках литературы со студентами, что жизнь человека – это Вселенная. И только от самого человека зависит, будет ли его мир наполнен звуками и красками, или замкнется он в темной комнатке не слишком яркого существования. Потому что над человеком – небо. Вокруг него – солнечный свет. А под его ногами – земной шар, на котором есть все, чтобы быть счастливым.
3 этап: Знакомство с творчеством классиков, в частности, с творчеством А.С. Пушкина.
Цель 3 этапа: понять, что равнодушный, недумающий, нечитающий человек не может понять пронзительность поэзии А.С. Пушкина. Студенты уже умеют сопереживать, пытаются объяснить то, что раньше для них было непонятно и необъяснимо. На уроках литературы деликатно и осторожно объясняю, что Пушкин был не только Поэтом, он еще был Гражданином, Мужчиной. Он искал и находил, сомневался и чувствовал себя Творцом. Студенты не просто слушатели лекционного материала, они – активные участники Процесса.
3.1. «Глаголом жги сердца людей…» Биография и творчество А.С. Пушкина.
Пушкин происходил из разветвлённого нетитулованного дворянского рода Пушкиных, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Ратмир_(богатырь)" \hРатше, современнику Александра Невского. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.
Летние месяцы 1805—1810 будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал (1745—1818, урождённой Пушкиной, из другой ветви рода), в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода.
Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. 
В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII—XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. В его ранней лирике соединились традиции французского и русского классицизма. Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, признанный мастер «лёгкой поэзии», и Жуковский, глава отечественного романтизма. Пушкинская лирика периода 1813—1815 годов пронизана мотивами быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. 
Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского секретаря (10-го класса, по табели о рангах) и определён в Коллегию иностранных дел.
Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений (в том числе эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I), несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. 
ПророкДуховной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился,И шестикрылый серафимНа перепутье мне явился.Перстами легкими как сонМоих зениц коснулся он:Отверзлись вещие зеницы,Как у испуганной орлицы.Моих ушей коснулся он,И их наполнил шум и звон:И внял я неба содроганье,И горний ангелов полет,И гад морских подводный ход,И дольней лозы прозябанье.И он к устам моим приник,И вырвал грешный мой язык,И празднословный и лукавый,И жало мудрыя змеиВ уста замершие моиВложил десницею кровавой.И он мне грудь рассек мечом,И сердце трепетное вынул,И угль, пылающий огнем,Во грудь отверстую водвинул.Как труп в пустыне я лежал,И бога глас ко мне воззвал:"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моейИ, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей."Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 году повторное его сватовство к Наталье Николаевне Гончаровой было принято, и осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Повести Белкина»), «Опыт драматических изучений» («Маленькие трагедии»), последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений.
7 января 1833 года Пушкин был избран членом Российской академии одновременно с П. А. Катениным, М. Н. Загоскиным, Д. И. Языковым и А. И. Маловым.
Осенью 1833 года он возвращается в Болдино. Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени1830 года. За полтора месяца Пушкин завершает работу над «Историей Пугачёва» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создаёт поэмы «HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Анджело_(поэма)" \hАнджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке», и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение в октавах «Осень».
В декабре 1828 года Пушкин знакомится с московской красавицей Натальей Гончаровой. По собственному признанию, он полюбил её с первой встречи. В конце апреля 1829 года через Фёдора Толстого-Американца Пушкин сделал предложение Гончаровой.
В декабре 1828 года Пушкин знакомится с московской красавицей Натальей Гончаровой. По собственному признанию, он полюбил её с первой встречи. В конце апреля 1829 года через Фёдора Толстого-Американца Пушкин сделал предложение Гончаровой.
Как сладостно!.. но, боги, как опасноТебе внимать, твой видеть милый взор!..Забуду ли улыбку, взор прекрасныйИ огненный, волшебный разговор!Волшебница, зачем тебя я видел —Узнав тебя, блаженство я познал —И счастие мое возненавидел.
 Бесконечные переговоры с зятем о разделе имения после смерти матери, заботы по издательским делам, долги, и, главное, ставшее нарочито явным ухаживание кавалергарда  Дантеса за его женой, повлёкшее за собой пересуды в светском обществе, были причиной угнетённого состояния Пушкина осенью 1836 года. 3 ноября его друзьям  был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками в адрес Натальи Николаевны. Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. 
Николай видел в Пушкине опасного «вождя вольнодумцев» (в этой связи были ограничены народные выступления в его память).


3.2. Гуманизм лирики А.С. Пушкина: «Пока сердца для чести живы…»
      Гуманизм - это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений.
Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.      Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность» Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию - везде он выступает как поэт-гуманист.      Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня» 1819) После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд. .» (1827) В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).      Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х - начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там» Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман;Но в нас горит еще желанье,Под гнетом власти роковойНетерпеливою душойОтчизны внемлем призыванье.Мы ждем с томленьем упованьяМинуты вольности святой,Как ждет любовник молодойМинуты верного свиданья.Пока свободою горим,Пока сердца для чести живы,Мой друг, отчизне посвятимДуши прекрасные порывы!Товарищ, верь: взойдет она,Звезда пленительного счастья,Россия вспрянет ото сна,И на обломках самовластьяНапишут наши имена!
3.3. Вечная любовь
Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец».
Наталье Николаевне посвятил поэт одно из самых поразительных стихотворений о любви — «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем...» * * *Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем.Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,Стенаньем, криками вакханки молодой,Когда, виясь в моих объятиях змией,Порывом пылких ласк и язвою лобзанийОна торопит миг последних содроганий!О, как милее ты, смиренница моя!О, как мучительно тобою счастлив я,Когда, склонялся на долгие моленья,Ты предаешься мне нежна без упоенья,Стыдливо-холодна, восторгу моемуЕдва ответствуешь, не внемлешь ничемуИ оживляешься потом все боле, боле —И делишь наконец мой пламень поневоле!(183
К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет заветные свои мысли и мечты:  Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит -  Летят за днями дни, и каждый день уносит  Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем   Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.      Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, - поэзии, ее роли и значения, места в обществе.

3.4. Вывод:
И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм.       Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:      И долго буду тем любезен я народу,       Что чувства добрые я лирой пробуждал,      Что в мой жестокий век восславил я свободу      И милость к падшим призывал.
Подведение итогов по 3 этапу:
На уроках литературы студенты, изучая личность Пушкина, его взлеты и падения, пробу пера и законченные гениальные произведения («Руслан и Людмила» и пр.), говоря о его друзьях и женщинах, которых он воспевал и любил, приходят к выводам. Причем, сколько людей, столько и мнений. Ребята – молоды, амбициозны и довольно смело высказываются, при этом проявляя глубочайшее уважение к Поэту.
Рождаясь, человек несет в себе мир. Весь мир, всю Вселенную. Он сам и является мирозданием. А все, что вокруг, - лишь кирпичики, из которых сложится явь… Человек не может брать, ничего не отдавая взамен… И человек творит свою вселенную. Творит из самого себя, потому что больше в мире нет нечего более реального, чем он сам…
Студенты сами подводят итоги по творчеству А.С. Пушкина: он – Гражданин, Поэт, Мужчина. «Лелеющая душу гуманность…» - поэзия нашего соотечественника, прославившего Россию и ставшего основоположником русской литературы. Воспевать родину, женщину, красоту - это патриотизм, порядочность и гуманизм… О том же самом говорят современные поэты:

Спешите делать добрые дела,пока еще не склевана рябина,пока еще не ломана калина,пока береста совести бела.Спешите делать добрые дела.В колесах дружбы так привычны палки,в больницах так медлительны каталки,а щель просвета так порой мала.А ложь святая столько гнезд свила,анчары гримируя под оливы.У моря все отливы и отливы,хоть бей в синодские колокола.Пока сирень в глазах не отцвела,и женщины не трубят в путь обратный,да будут плечи у мужчин квадратны!..Спешите делать добрые дела.
(Г. Поженян)

4 этап: Обратная связь.
Цель 4 этапа: 1) Систематизация учебного материала;
2) Умение обобщать, анализировать, делать выводы; высказывать собственную точку зрения.
3) Подвижность словарного запаса.
Сочинение студента Порошина Антона, гр. 4-ГЭМ-13.
А. С. Пушкин - наш современник
Александр Сергеевич Пушкин… Это имя сопровождает нас всегда. С детских лет и до конца своей жизни мы не расстаемся с Пушкиным, с его стихами и поэмами, повестями и романами, трагедиями и сказками. Впервые, в раннем детстве, человек слышит чудесные сказки Пушкина. В юношеские годы перед ним приоткрывается новый мир поэта. Но по-настоящему Пушкин волнует, когда его изучают глубоко.
Каждый год шестого июня в Михайловское, на Псковщину, из всех концов съезжаются поэты, писатели, деятели литературы и искусства, все, кому дорогая поэзия. В этот день на земле большого русского поэта проходит Пушкинский праздник. Люди идут в гости к живому Пушкину - величайшему поэту. Это имя понятно любому языку. Этот год - юбилейный. Александру Сергеевичу исполнилось двести лет со дня рождения. Весь мир с благоговением склоняет головы перед творческим подвигом поэта, ощущая его своим современником - незаменимым собеседником, задушевным другом. Украинский поэт Б. Олейник утверждает, что Пушкина рядом с Шевченко в каждом доме исповедуют как национальную святыню. Подтверждением его слов есть высказывание Д. М. Журавлева:
«Я всегда говорю: жаль, что в наших календарях не обозначена красным цветом дата шестое июня. Пусть это будет рабочий день, но страница - красная. Это же день рождения Пушкина. Он дал нам всю русскую литературу, всю!». Изучая поэзию и прозу Пушкина, мы неизменно ощущаем, какой огромный художественный мир создал поэт. И каждый из нас находит в этом мире что-то свое, особенно близкое и дорогое.
Почему же все, что связано с именем большого поэта, бесконечно дорого каждому человеку? Почему с такой любовью уважают Пушкина миллионы? Впервые услышав строки:
* Пока свободой горим,
* Пока сердца для чести живи,
* Мой друг, отчизне посвятим
* Души прекрасные порывы!
Мы повторяем эти слова, и они становятся первой клятвой верности родине, ее бессмертной поэзии, которая умеет поднять человека на вершину подвига.
А.С. Пушкин - родоначальник одной из выдающихся литератур мира, основатель русского реализма с его передовыми традициями. Он создал классический русский литературный язык. По выражению Н. В. Гоголя, «при имени Пушкина в ту же минуту осеняет мысль о русском национальном поэте…». Русской земле нужный был такой поэт, как утешение за все потери и ненастья, за все потрясения, которые обрушила на нее история - от Батыя до Наполеона. Он был нужный ей, как праздник победы, как высший взлет народного самосознания. И поэзия Пушкина, с ее чувством свободы и независимости, с чувством достоинства и благородства, легла в основу нашей нравственности. Всем своим творчеством, своим жизненным поведением, своим моральным кодексом Пушкин - наш современник, наш друг, учитель. Беспредельно и преданно любя свой народ, Пушкин открыл родную землю в ее неповторимой красоте. Ведь сам он был большим патриотом земли русской. И мы признательны ему за то, что поэзия его учит нас любить Отчизну, любить глубоко и неизменно. И в тысячный раз, недоумевая красоте родной природы, мы не замечаем уже, что смотрим на нее пушкинскими глазами, мыслим образами, сравнениями, которые впервые вспыхнули в его хрустальных стихах. Приходит золотая осень, и мы мысленно повторяем:
Унылая пора! Глаз очарованье,
Приятна мнет твоя прощальная краса…
Снежным зимним утром мы вспоминаем знакомые с детства строки о русской зиме:
* Пришла, рассыпалась клонами,
* Повисшая на сучьях дубов,
* Легла волнистыми коврами
* Среди полей, вокруг холмов.
Мы становимся взрослыми, и нам открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревали. В разные поры жизни мы имеем своего Пушкина. И снова мы находим в нем что-то новое, неизвестное. Он всегда оказывается рядом. Его творчество нужно нам в самых разных жизненных ситуациях, как плечо бескорыстного друга. Или не о нашем времени эти слова?
Если жизнь тебя обманет.
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Кажется, будто сам поэт нас успокаивает. Так, Пушкин и сегодня учит нас смелости, учит мужественно преодолевать трудности. Он, конечно, был прав, когда писал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Добрые чувства поэта особенно выразительно звучат в его лирике о любви и дружбе:
«Я вас любил: любовь еще, бить может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем».
Разве можно чище, человечнее, мудрее сказать о неразделенной любви? А разве есть человек, который бы ее не пережил? Наиболее светлые, добрые и благороднейшие чувства Пушкина становятся примером, которым мы подражаем.
Пушкин бессмертен и неисчерпаем. С ним юность нашего времени. Мы с поэтом, когда он ненавидит и любит, грустит и смеется, мы с Пушкиным во всем: в его нежности, стойкости, шалостях. Пушкин делает нас более сильными, непоколебимыми в защите добра и ума, человеческого достоинства, свободы. Он делает нас сильными, так как учит любить родину, ее историю, ее славу.
Давно ушла в прошлое эпоха, в которой жил и создавал поэт. Но стоит взять книгу, и все оживает: и Татьяна, которая пишет свое письмо, когда горит свечка, и мечется Борис Годунов, и Арина Родионовна, которая дремлет возле окошка со своим веретеном, и прежде всего поэт, который воссоздал все это, вложил в свои произведения талант, душу, совесть. Значит, Пушкин современен и сегодня. И будет современным завтра и всегда!
Закончить произведение хочу словами В. Г. Белинского: «Пушкин принадлежит к явлениям, которые вечно живут и двигаются, которые не останавливаются на той точке, на которой застала их смерть, но продолжают развиваться в сознании общества. Каждая эпоха имеет о них свое суждение, и как бы верно она их не поняла, но всегда оставит возможность следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное».
Комментарий преподавателя:
Цель данного сочинения: закрепление раннее полученных знаний, осмысление учебного материала. Работа получилась искренней. Дмитрий затронул следующие темы в поэзии А. С. Пушкина: тема Родины, тема любви. Вступление вводит в ситуацию, подготавливает формулировку темы. Четко заявлена собственная позиция. В сочинении ярко проявляется творческий компонент, заключающийся в осознанной деятельности по анализу материала, полученного Дмитрием на уроках литературы. Сочинение позволяет преподавателю выявить и оценить уровень литературной компетенции студента.
Подведение итогов:
Динамизм современного мира расширяет применимость инновационной активности. Основным назначением приобщения студентов среднего звена профессионального образования к проектной деятельности является наиболее раннее формирование человека с мышлением нового типа. Традиционно считается, что научно-исследовательская деятельность - это удел ВУЗа, но формирование типов и стилей мышления происходит значительно раньше. Умение видеть новое, представлять и рассматривать возможные альтернативы - важная грань процесса познания. Мы живем в мире, где, вытесняя привычное, постоянно рождается новое – новые виды техники и технологии, новые способы коммуникаций и обработки информации и многое другое. Современный человек не просто пользователь достижений научно-технической революции, а ее непосредственный участник и движитель.
Моделирование проектной деятельности преподавателей и студентов, апробирование и внедрение этих моделей должно способствовать не только изменению стиля профессионального образования, но и сближению теории и практики, что особенно важно в процессе становления человека новой формации и компетентного специалиста.
Список использованной литературы:
1. Абрамович С. Предистория последней дуэли Пушкина. – С-Петербург: Петраполис, ДБ, 1994. -343 с.
2. Гессен А.И. Набережная Мойки, 12: Последняя квартира Пушкина А.С. – Петрозаводск: Карельское книжное изд-во, 1969.-270 с.
3. Жизнь и лира: Сборник статей о жизни А.С. Пушкина. – М.: Книга, 1970.-319 с.
4. Зажурило В.К. и др. “Люблю тебя, Петра творенье…”: Пушкинские места Ленинграда. - Л.: Лениздат, 1989.- 272 с.
5. Лотман Ю.М. Пушкин А. – С-Петербург: “Искусство – СПб”, 1995.- 847 с.
6. Макогоненко Г.П. Избранные работы: О Пушкине, его предшественниках и наследниках. - Л.: “Художественная литература”, 1987.- 640 с.
7. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 17 т. Т. 14. – М.: “Воскресенье”, 1995.- 547 с.
8. Пушкинский Петербург. – Л.: “Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во”, 1949.- 414 с.
9. Волков Г. Как утешение, как реквием… - “Студенческий меридиан”. - 1987.- №5.- с.75-80
10. Пушкин А.С. Медный всадник: Кн. для чтения с иллюстрациями А. Бенуа и комментариями. - М.: Изд-во “Русский язык”, 1980.- 182 с.