Тезисное выступление по исследовательской работе Детский фольклор села


МОУ «Старотеризморгская средняя общеобразовательная школа»
Старошайговского района Республики Мордовия
Всероссийская конференция учебно-исследовательских работ учащихся
«Живая культура: традиции и современность»
Тезисное выступление
«Малые жанры детского фольклора села Старая Теризморга»
Секция: «Фольклорная»
Автор: Чалдышкина Кристина
Владимировна, ученица 8-го класса.
Руководитель: Сокорова Любовь
Александровна, учитель русского,
родного языков и литературы.
Село Старая Теризморга
2016г.
Введение. У каждой национальности, как и у растущего дерева, имеются свои корни. У мордвы они уходят в далёкие языческие времена и имеют свою историю, богатую культуру, которая складывалась из века в век, сохраняя в себе всю красоту жизни. Она складывалась, сохранялась в памяти народной и передавалась из поколения в поколение. Это духовное богатство и есть устное народное творчество, которая стала энциклопедией жизни мордвы. Детский фольклор – это обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он связан с миром взрослых, но живет по своим законам, со своим видением природы и человеческих отношений.
Актуальность. Приобщение к мордовской национальной культуре, детскому фольклору становится актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится глубже изучить традиции предков, перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности. Детский фольклор имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Поэтому важно знакомство с фольклором. С возрастом на уроках, на занятиях кружка я лучше осознаю значимость детского фольклора в жизни. С каждым разом этот процесс всё больше привлекал меня. А так как являюсь участницей детского ансамбля «Лаймоня», я решила, что мне это нужно познать. Подготовка к выступлениям на сцене помогает понять смысл детского творчества, но это не полностью удовлетворяло мои интересы. Я решила это исследовать. Целью данного исследования является:
1. Исследование жанров детского фольклора села Старая Теризморга.
2. Изучить значимость, популярность и востребование произведений детского фольклора у современных детей.
Достижение поставленных целей требует решения следующих задач:
1. Дать общую характеристику детского фольклора села Старая Теризморга;
2. Рассмотреть жанровую классификацию детского фольклора села;
3. Провести опрос среди учащихся школы и родителей о популярности и востребовании
детского фольклора.
В данной работе рассматриваются результаты исследования малых жанров детского фольклора села Старая Теризморга. О фольклоре Мордовии можно узнать из различных учебников, источников, но работы, где бы подробно освещалось детское устное народное творчество нашего села, не существует. В связи с этим представляется важным написание такой работы. Ещё одна причина – это любовь к своей малой Родине, которую каждый человек проносит через всю жизнь. Мы должны знать культуру, традиции своего села, фольклор, чтобы сохранять и передавать следующим поколениям.
При написании работы во многом содействовал материал, полученный при опросе старожилов села, женщин народного хора. Много информации было взято из периодической печати - это газета «Трудовая правда», «Мокшень правда», а также материалы учёных-фольклористов Мордовии.
Жители села создали богатый детский фольклор, который вводит детей в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развлекает, воспитывая доброту и красоту. В процессе исследования в селе выявлены следующие малые жанры детского фольклора: колыбельные песенки (нюрямонь моронят), потешки (идень тетюшкаманят), считалки (лувомкат), скороговорки (валонь мяньцемкат), заклички (серьгядемат), дразнилки (дразнямат), загадки (загадкат), частушки (сиде моронят), былички (быличка).
Детский фольклор села Старая Теризморга состоит из трёх циклов: творчества взрослых для детей (нюряфнема моротне, идень тетюшкамат, комотьфнемат, валмуворкст); детского творчества (содама ёфкст, эвотькс мархта быличкат, налхксемат, считалкат, закличкат, сидеста корхтамат); то, что перешло в детский фольклор из устного народного творчества взрослых, из литературы. Детский фольклор села составляют те произведения, резко отличающиеся друг от друга как по своей функциональной роли, так и по художественному своеобразию. Одни произведения используются для того, чтобы ребенок быстрее засыпал, другие, напротив - чтобы ребенок смеялся и бодрствовал; одни из них предназначены для организации подвижных игр, другие же дети дразнят своих обидчиков, а другие связаны с календарными праздниками. От роли произведения во многом зависит его тема, подбор слов и ритмика.
Выводы. Таким образом, приобщение к народной культуре своего села начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
В результате поиска, опроса старожилов села, опроса учащихся школы можно сделать следующие выводы:
Все женщины в селе по сегодняшний день поют своим детям, внукам и правнукам колыбельные песни, забавляют их потешками и прибаутками, рассказывают былички;
Дети знают загадки, дразнилки, пословицы, частушки, считалки, но мало знают закличек.
Заключение. Моё исследование показало, что хранителями и исполнителями произведений малого жанра детского фольклора в селе являются взрослые, дети в возрасте от 6-7 лет до 12-13 лет, мальчики и девочки. Опрос школьников показал следующую картину: русских игр дети знают больше, дразнилок-мокшанских, загадок-поровну, пословиц-русских, частушек-мокшанских. В настоящее время детский фольклор продолжает развиваться. Создаются новые колыбельные песенки, частушки, пословицы и поговорки, сказки и загадки по тем же признакам: простота несложных синтаксических конструкций, чёткость ритма. Окружающая среда детей отражается в содержании детского творчества. Лексика из фильмов, интернет также расширяет поток фраз и слов в малых жанрах. Пополняют детский фольклор не только сами дети, создавая былички, считалки, но и взрослые приспосабливаются к детской среде и создают колыбельные песни, потешки, частушки.
Детский фольклор села сегодняшнего дня очень смешан с детским фольклором на русском языке. Так как в селе живут не только мордва-мокша, но и жители русской национальности. Поэтому с помощью детского фольклора дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в школе, в группе, в коллективе. Знакомясь с детским фольклором села на уроках, во внеурочной деятельности, помогает приобщиться и полюбить народное творчество своего народа, а также познакомиться с народным творчеством других народов. Тем самым расширяя кругозор, тренируя память, обогащая речь и музыкальную культуру.
Новизна детского фольклора состоит в том, что малые жанры рассматриваются как одно из средств воспитания любви и интереса к языку, традициям, к родному краю. В селе сохраняется мокшанская культура с её традициями, обрядами и их исполнением взрослыми людьми для своих детей и внуков, Старотеризморгским национальным хором, детским ансамблем «Лаймоня», учащимися школы. В традицию входит проведение праздников в селе: Масленицы, Троицы, Нового года, Рождества, где дети выступают с малыми жанрами фольклора.
В ходе исследования удивило меня то, что я с рождения воспитываюсь на этом, можно сказать «купаюсь» в том, что создано народом. Только это нужно глубже познать, изучить и сохранить. На мой взгляд, сегодня необходимо приложить все усилия для сохранения и развития детского творчества и моя работа является частичкой вклада в это большое дело.