Конспект урока на тему Трёхстишия (хокку) Басё и Исса


ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
І. Огр. момент
ІІ.ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ
Актуализация знаний
(О хокку)
Сообщение темы
ІІІ.Проверка дом зад.
Выразительное чтение
ІV.
Изучение нового материала
Первичное восприятие.
Анализ стих-ябеседа
.
Самостоятельное чтение
Выразительное чтение
V.ЗАКРЕПЛЕНИЕ
VІ.ИТОГ УРОКА
VІІ. Дом. задание
Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – начнём скорей урок. Каким бы вы хотели видеть наш урок?
От чего это зависит?
Я желаю вам, чтобы этот урок прошёл с пользой и вы узнали что-то новое.
Учитель читает хокку.
«Уродливый ворон-
И он прекрасен на первом снегу
В зимнее утро!».
(Изображение вороны на белом листе)
Что скажете? Красиво?
Что я вам прочитала?
Молодцы! Правильно подметили.
Как вы думаете, почему я прочла именно это стихотворение? О чём мы будем говорить?
Правильно.
. Мы сегодня продолжим разговор о хокку.
А что мы уже знаем о хокку?
Спасибо!

На дом было задано подыскать материал о Японии и найти хокку.
Кто нам прочитает?
Чудесные стихи.
Спасибо!
Спасибо, дети! Прекрасные стихи, и вы их замечательно прочитали!
С какими японскими поэтами мы с вами уже знакомы?
А кто автор сегодняшних хокку? Если затрудняетесь, то посмотрите в учебнике стр 110
Что вы знаете о Мацуо Басё?
Спасибо!
Кобаяси Исса – великий японский поэт.
.
Вы достаточно много знаете об этом жанре японской поэзии. Но хотели бы знать ещё больше?
Прочитайте хокку, записанное на доске. Узнаете?
Это трёхстишие, которое я прочла вам в начале нашего урока.
О чём это стихотворение?
Выразительное чтение.
Как может уродливый ворон быть красивым на снегу?
Спасибо. Стихотворение каждый воспринимает по- своему.
Я хотела бы, чтобы вы обратили внимание, как удалось автору передать то, что увидел, как пронзительно он чувствует природу и как точно изображает!
В этом заключается мастерство поэта.
Вспомните слова профессора Калинникова.
Т.е как у художника картинка- миниатюра, но в литературе это называется рисование зрительного образа. В создании образа помогают различные поэтические приёмы: сравнения, эпитеты, метафоры.
В этом стих-нии какой образ нам рисует поэт?
Какие приёмы вы помогают ему, создать этот образ?
Давайте постараемся выразительно прочитать это стихотворение.
Какое чувство вызывало это стих-е?
Чем вы восхищались?
Вам приходилось когда- нибудь видеть красную луну?
Один раз в месяц, потому что полнолуние бывает один раз в месяц. И красная она только, когда находится чуть выше горизонта, при поднятии в зенит, так сказать, она опять желтеет. Преломление лучей.
кажется, это связано с атмосферными явлениями, влияющими на преломление солнечного света, на отражение от луны, и, соответственно, на цвет. И также луна бывает красной во время затмения.
Прочтите про себя следующее хокку. Лена, попробуй прочесть его вслух, передав интонацией настроение автора.
Почему автор именно к детям обращается?
В стих-нии автор требует сказать, кто владеет этим волшебством? Т.е у этого чуда должен быть хозяин. А придумать хозяина, фантазировать, верить в чудеса могут кто?
Да. Действительно, дети. Взрослые перестают жить в мире чудес и фантазии .Поэтому автор обращается именно к детям.
ФизминуткаНаши нежные цветочки
Распускают лепесточки( поднимаемся на носочки, руки поднимают через стороны вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (наклоны)
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки.
Тихо отдыхают.(дети приседают)
Чем вы можете объяснить использование восклицательных знаков?
Сравните начальные строчки в первом и втором стихотворении. Вы сразу видите образы созданные поэтами?

Какой образ создан в первом стих –нии?
А во втором?
Как вы думаете что общего в этих двух стих – ях?
К чему мы удивляемся в первом стих-нии?
Чем вызывает удивление второе стих-е?
Постараемся показать удивление и восхищение своим чтением.
А не заметили ли вы ёщё что-то общее в этих стихотворениях?
Ребята, как вы думаете, почему такой жанр, как хокку, зародился именно в Японии?
Молодцы!
Действительно, пора нам поговорить о родине хокку- Японии.
(дома дети готовили материал об этой стране.)
Вы все приготовили материалы. Я предлагаю провести блиц-опрос. Вы должны выбрать из своих сообщений самое интересное и буквально в одном предложении сказать нам об этом.
Молодцы! Вы очень много узнали об этой интереснейшей стране.
А сейчас предлагаю вам попробовать самим написать хокку.
Спасибо!
Что вас сегодня удивил?
Какую информацию вы сочли интересной и полезной для себя?
О чем интересном вы хотели рассказать сегодня дома?
Благодарю за активность работе.
1.Попробуйте создать свой образ, используя различные художественные приёмы: эпитеты, метафоры, сравнения.
2. Выучить понравившееся хокку.
Интересным, познавательным.
От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя.
Да. Это хокку.
Сегодня на уроке мы будем говорить о хокку.
Я знаю:
хокку – это стихи, без рифмы.
У всех хокку три строки
Хокку говорится о природе, о людях.
Это авторские стихи.
Хокку по другому называют хайку.
Я читал,что хокку произошёл от танка, но только они короче
Эти стихи сочиняют японские поэты

Я тоже нашла хокку о вороне.
Скажи мне, для чего, о ворон, в шумный город отсюда ты летишь?
Я хочу вам рассказать хокку на японском и русском языках:
Карээда ни
Карасу но томаритару я аки но курэ.
На голой ветке
Ворон сидит одиноко. Осенний вечер.
Моё стихотворение о природе.
В чашечке цветка
Дремлет шмель.
Не тронь его,
Воробей- дружок.

Ёса Бусон, Мацуо БасёАвторов зовут Кобаяси Исса и Мацуо БасёЕго настоящее имя Мунэфуса (1644г-1694г)
Великий японский поэт. Он родился в небогатой самурайской семье. Басё жил в хижине, подаренный одним из его учеников. Рядом с хижиной был посажен банан (басё). Отсюда и псевдоним Басё.
КОБАЯСИ Исса (1763–1827) — третий после Басё и Бусона великий поэт хайкай. Родился в глухой горной провинции Синано, в семье зажиточного крестьянина. Рано лишился матери, отношения его с мачехой складывались не лучшим образом, в результате четырнадцатилетним подростком он уехал в Эдо, где в конце концов сделался профессиональным поэтом. Творческое наследие Иссы велико — около двадцати тысяч трехстиший-хокку, эссе, дневник «Последние годы жизни отца», книга стихов и прозы «Моя весна». Его стихи отличаются простотой и искренностью.
О том, что уродливый ворон прекрасен на первом снегу
Ворон- некрасивая птица, и он не может быть прекрасным.
В природе нет некрасивых животных или птиц. Ворон тоже красив по своему.
Снег первый, значит он пушистый, чистый, красивый. Значит на нём и некрасивый ворон прекрасен!
Здесь сочетание двух цветов- белого и чёрного. Приём контраста.
«Искусство писать хокку – это умение сказать многое в немногих словах».
Уродливый ворон- эпитет
контраст
2-3 уч-ка читают
Чувство восхищения.
?
Она красная, как правило, только в теплое время года. Один раз в месяц, потому что полнолуние бывает один раз в месяц. И красная она только, когда находится чуть выше горизонта, при поднятии в зенит, так сказать, она опять желтеет. Преломление лучей.
кажется, это связано с атмосферными явлениями, влияющими на преломление солнечного света, на отражение от луны, и, соответственно, на цвет. И также луна бывает красной во время затмения.
При пожаре луна .
Япония ближе к горизонту, рядом море, поэтому это явление наблюдается чаще.
Потому что сама красная луна, даже если ты не видел её, это так красиво, нереально, фантастично, сказочно и волшебно, т.е такое чудо!
дети
1-ый знак- восхищение
2-ой знак- требование
Да.
.
Уродливый ворон на первом снегу.
Красная луна
Удивление
Удивляемся тому, что уродливый ворон может быть прекрасным
Что луна , может быть красной.
3-4 уч-ка читают читаютНет вступления, предисловия. Сразу входим в сюжет. Это
Указывают нам, на что надо смотреть, чему надо удивляться
Японцы очень наблюдательны, любопытны. Они всё замечают.
Любят природу: деревья, камни.
Япония- страна восходящего солнца. Она расположена на островах.
Этих островов около 4-х тысяч. Столица- Токио.
Дети очень любознательные. До 6 лет им всё разрешают, но потом воспитывают очень строго.
В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней- сакурой. Она цветёт в начале марта. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город.
В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор.
В Японии в гости не ходят без приглашения. Даже к родственникам. А если придёте, то вам придётся много раз извиняться. И дальше порога вас не пустят.
Японцы любят природу. Около каждого дома есть садик. А в каждом саду обязательно есть камни.
Японцы- вежливый народ.

4-5 уч-ка читают