Методические указания по выполнению самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Естествознание (физика)

Главное управление образования и науки Алтайского края

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»









Методические указания
по выполнению самостоятельной работы обучающимися
по дисциплине «Естествознание» (физика)



Разработала преподаватель физики
КГБПОУ «Алтайская академия
гостеприимства»
Г.В. Семенченко










2016
Содержание
Введение.....................................................................
5

Перечень видов самостоятельной работы обучающихся
7

Тема 1.1 Кинематика точки......
9

Тема 1.2 Динамика (законы механики Ньютона)...
10

Тема 1.3 Силы в природе..
12

Тема 1.4 Законы сохранения в механике.........
14

Тема 1.5 Механические колебания..............
16

Тема 2.1 Основы молекулярно - кинетической теории..
17

Тема 2.2 Температура. Энергия теплового движения молекул.
18

Тема 2.3 Уравнение состояния идеального газа.
19

Тема 2.4 Взаимное превращение жидкостей и газов.
21

Тема 2.5 Основы термодинамики.....
23

Тема 3.1 Электростатика...............................................
25

Тема 3.2 Законы постоянного тока..
26

Тема 3.3 Магнитное поле.....
28

Тема 3.4 Электромагнитная индукция.
29

Тема 3.5 Электромагнитные волны.
30

Тема 3.6 Виды излучения.....
31

Тема 4.1 Световые кванты....
32

Тема 4.2 Атом и атомное ядро..............................................
33

Критерии оценки результатов самостоятельной работы обучающихся.....
36

Приложение А Глоссарий
37

Приложение Б Справочник формул ..
40

Приложение В Список рекомендуемых источников литературы
для выполнения самостоятельной работы обучающимися..
43

Список использованных источников
44



Введение

Актуальность методических указаний состоит в том, что настоящие указания предназначены для оказания методической помощи при выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Естествознание» (физика) обучающимися для всех профессий социально-экономического профиля.
Методические указания для обучающихся по выполнению самостоятельной работы разработаны с целью:
- обеспечения эффективности самостоятельной работы;
- развития учебно-образовательной и информационной компетенций;
- закрепления содержания изучаемой дисциплины;
- применения образовательных умений и навыков в типичных и нетипичных ситуациях;
-развития самостоятельности в процессе решения учебных и коммуникативных ситуаций.
Задачи организации самостоятельной работы обучающихся состоят в том, чтобы:
- мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
- повысить ответственность обучающихся за своё обучение;
- способствовать развитию общих компетенций обучающихся;
- создать условия для формирования способности обучающихся к саморазвитию, самообразованию и самоуправлению.
В условиях роста значимости работы обучающихся наполняется новым содержанием деятельность преподавателя и обучающегося.
Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения обучающимися общих компетенций, позволяющих сформировать у обучающегося способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.
Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.
Для организации самостоятельной работы по дисциплине предусмотрены следующие виды заданий:
-для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, с нормативными, техническими документами.
-для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы), подготовка докладов к выступлению на конференциях, подготовка рефератов, тестирование.
-для формирования умений: выполнение схем, выполнение расчетов, решение ситуационных задач, проектирование и моделирование разных видов и компонентов учебной деятельности.
Для контроля за выполнением самостоятельной работы применяются следующие формы аттестации: тесты, решение ситуационных задач, защита творческих работ, фронтальный опрос, вопросы для собеседования, защита рефератов и проектов.
Перечень видов самостоятельной работы обучающихся
по учебной дисциплине «Естествознание» (физика)

Наименование темы
Кол-во часов
Вид и содержание работы
Форма контроля
Сроки сдачи


Кинематика точки
1
Письменный отчёт, кластер
Тест
Лекция

Динамика (Законы механики Ньютона)
1
Письменный отчёт
Тест
Лекция

Силы в природе
3
Творческая работа (стих, сказка, ода)
Фронтальный опрос
Практическое задание № 1

Законы сохранения в механике
2
Письменный отчёт
Вопросы для собеседования
Зачёт по теме

Механические колебания
4

Творческая работа (кроссворд), отчёт
Фронтальный опрос
Практическое задание № 2


Основы молекулярно - кинетической теории
2
Письменный отчёт
Тест
Лекция


Температура. Энергия теплового движения молекул
2
Письменный отчёт
Тест
Лекция


Уравнение состояния идеального газа
2
Письменный отчёт
Задачи разной трудности
Лекция


Взаимное превращение жидкостей и газов
4
Письменный отчёт, кластер
Вопросы для собеседования
Лекция


Основы термодинамики
2
Кластер, презентация
Выступление, тест
Конференция

Электростатика
4
Реферат, презентация
Тест
Лекция


Наименование темы
Кол-во часов
Вид и содержание работы
Форма контроля
Сроки сдачи


Законы постоянного тока
3
Сообщение, кластер, презентация
Тест
Практическое задание № 4

Магнитное поле
2

Сообщение, презентация
Вопросы для собеседования
Лекция

Электромагнитная индукция
2
Сообщение, кластер
Фронтальный опрос
Лекция

Электромагнитные волны
4
Сообщения, презентации, кластер
Вопросы для собеседования
Практическое задание № 5

Виды излучения
2
Сообщение, презентация
Вопросы для собеседования
Конференция

Световые кванты
2
Сообщение, кластер, презентация

Лекция

Атом и атомное ядро
2
Сообщения, презентации
Выступление
Конференция

Атом и атомное ядро
4
Сообщения, презентации
Вопросы для собеседования
Зачёт по теме

Итого:
48









Содержание самостоятельной работы

Тема 1.1 Кинематика точки
Решение качественных задач по теме «Кинематика»

Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические явления: относительный покой, равномерное прямолинейное движение, прямолинейное равноускоренное движение,
знать: смысл физических величин: относительность движения, путь, скорость, ускорение.
Примерные варианты заданий:
1. Понаблюдайте за ходом стенных часов и скажите, какого вида механическое движение совершают: гиря часов, часовая и минутная стрелки?
2. Можно ли назвать равномерным движением течение воды в ручье, русло которого то сужается, то расширяется?
3. Дан график с различными участками движения. По виду участка определить вид движения. Ответ обосновать.
V(м/с)

1 2 3
t(с)

А. 1-равномерное, 2- равноускоренное, 3- равнозамедленное;
Б. 1- V = 0, 2- равноускоренное, 3-равнозамедленное.
В.1 – равноускоренное, 2 - равномерное,3-равнозамедленное.
Г.1 - равномерное, 2-равнозамедленное, 3 - равноускоренное.
4. Почему встречное столкновение автомобилей и поездов особенно опасно?
5. Составить кластер по теме «Виды движения»
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
Закон движения: что он показывает?
Назовите характеристики движения (покажите их на конкретных примерах).
Может ли человек бежать быстрее своей тени?
Зависит ли крутизна графика движения от скорости движения тела и как?
Есть ли разница и какая в понятиях «равномерное», «равноускоренное» и «равнозамедленное» движения?
От чего зависит тормозной путь автомобиля, в каком случае его необходимо учитывать?
Назовите единицы измерения основных характеристик движения.
Пассажир сидит в поезде едущего поезда. Относительно, каких тел пассажир движется? Относительно каких тел он покоится?
Пассажир прошёл по ходу поезда из одного конца вагона в другой и вернулся обратно. Какая часть пути заняла больше времени, если скорость пассажира относительно вагона оставалась неизменной по модулю?
Яблоко лежит на столе в движущемся поезде. Относительно каких систем отсчёта яблоко находится в покое или движется, с какой скоростью?
Пассажир находится внутри движущегося авиалайнера. Назовите системы отсчёта, относительно которых пассажир может находиться в движении, укажите предположительно его скорость.
Лунтик наблюдает восход Солнца на Луне. Может ли он в одно и то же время двигаться и находиться в покое? Ответ обоснуйте.
Точным ли является выражение: "Солнце всходит и заходит". Что к нему можно ещё добавить с точки зрения физики?
Пример оформления кластера:





Тема 1.2 Динамика (законы механики Ньютона)
Решение качественных задач по теме «Динамика»

Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические явления: относительный покой, зависимость силы от массы тела,
знать: смысл физических величин: относительность движения, сила, ускорение, компенсация действующих сил
Примерные варианты заданий:
1. Поезд резко затормозил. Куда покатилось яблоко, лежащее на столе в купе?
2. Почему автомобилю трудно тронуться с места на обледенелой дороге?
3. Действие каких тел на мяч компенсируется, когда мяч лежит на полу? Плавает в озере?
4. Почему боксёров делят по весовым категориям?
5. Какая сила сообщает телу массой 500г ускорение 2м/с2?
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
Законы динамики Ньютона.
Назовите характеристики движения, которые связаны с законами Ньютона.
Приведите примеры, показывающие действие первого закона Ньютона.
Приведите примеры, показывающие действие второго закона Ньютона.
Приведите примеры, показывающие действие третьего закона Ньютона.
Назовите единицы измерения основных характеристик законов Ньютона.
Как объяснить явление отдачи при выстреле?
Почему первый закон Ньютона называют законом инерции?
Почему падение с высоты на мёрзлую землю опаснее, чем на рыхлый снег?
Какова масса тела, которому сила 12Н сообщает ускорение 3м/с2.
Пример оформления решения задачи: на тело, движущееся с ускорением 0,1 м/с2, действует сила 50Н. Определить массу этого тела.
Дано:
СИ
Формула
Решение
Ответ

F = 50 H
a = 0.1м/с2
m-?

F = a*m,
m = F / a
m = 50Н / 0,1м/с2 = 500кг
500кг.



Тема 1.3 Силы в природе

Творческая работа на тему «Если вдруг исчезло трение »
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические явления, связанные с силой упругости и силами трения, деформацией тел.
знать: смысл физических величин - жёсткость пружины, упругость, коэффициент трения, виды деформации.
Примерные варианты заданий:
1 - сочинение;
2 - ода;
3 - сказка;
4 - эссе и т.д.
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
Что называется деформацией и причины её возникновения.
Виды деформации. Причина их возникновения и внешние признаки таких деформаций.
Какая сила возникает при деформации? К какому телу приложена данная сила?
Понятие силы трения покоя. Каковы особенности этой силы?
Коэффициент трения скольжения: от чего он зависит и не зависит?
Какое трение называется сухим? Почему введение смазки уменьшает силу трения скольжения?
Какую форму тела называют обтекаемой. Что обтекаемость даёт?
Динамометр: устройство, назначение и действие.
Положите на лист бумаги предмет. Тяните лист по столу сначала плавно (с небольшим ускорением), а затем рывком. Объясните результат опыта.
Почему легче плыть, чем бежать по дну по пояс погружённым в воду?
Пример творческой работы:
Если вдруг исчезнет трение, С ним исчезнет и горение, В суп морковку не потрёшь, не поточишь ты и нож. Не сотрёшь ты карандаш С листика бумаги. И не сможешь даже аж выгладить рубахи. Но с каната ты спускаясь, руки не натрёшь, И по асфальту ты скользить И сумеешь, и смогёшь! Тема 1.3 Силы в природе
Решение качественных задач на тему «Силы в природе: сила тяжести, вес».
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические явления: сила упругости и сила трения, деформация, гравитация, сила тяжести, вес, невесомость, перегрузка.
знать: смысл физических величин: жёсткость пружины, удлинение резины, сила тяжести, вес, упругость.
Примерные варианты заданий:
1. В чём причина возникновения приливов и отливов в океане?
2. Почему предметы, находящиеся в комнате, несмотря на их взаимное притяжение, не приближаются друг к другу?
3. Действует ли на нас сила притяжения к Солнцу? Объясните свой ответ.
4. Лифт движется вниз с ускорением 2м/с2. Определить вес человека в лифте, если его масса равна 80кг.
5. Имеют ли вес жидкости и газы?
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
Притягивает ли Землю космонавт на орбитальной станции? Ответ обоснуйте.
От ветки яблони оторвалось спелое яблоко. Притягивается ли Земля к падающему яблоку?
Найдите силу тяжести, действующую на тело массой 5кг.
Находится ли в состоянии невесомости космонавт при выходе в открытый космос?
Действует ли сила тяжести на летящего стрижа?
Почему мяч, брошенный вертикально вверх, падает на землю?
Динамометр с подвешенным грузом весом 3Н свободно падает. Определите показания динамометра.
Находится ли в состоянии невесомости рыба в воде?
Почему предметы, находящиеся в комнате, несмотря на их взаимное притяжение, не приближаются друг к другу?
Раскройте физическую сущность гравитационной постоянной.
Пример оформления решения задачи: определить вес тела массой 500 грамм.

Дано:
СИ
Формула
Решение
Ответ

m = 500г
g = 10м/с2
Р - ?
0,5 кг
Р = mg
Р = 0.5 * 10 = 5(H)



Тема 1.4 Законы сохранения в механике

Решение качественных задач на тему «Законы сохранения в механике».
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические явления - реактивное движение, принцип движения ракеты, движение некоторых морских обитателей, космические скорости;
знать: смысл физических величин - импульс тела, закон сохранения импульса, ИСЗ, ИСС.
Примерные варианты заданий:
1. Каков принцип движения медузы?
2. Вагон массой 20т, движущийся со скоростью 0,3м/с, нагоняет вагон массой 30т, движущийся со скоростью 0,2м/с. Какова скорость вагонов после того, как срабатывает автосцепка?
3. Можно ли утверждать, что импульс зависит от выбора системы отсчета? Ответ обоснуйте.
4. Надуйте детский резиновый шарик, не завязывая отверстие, выпустите его из рук. Что произойдёт при этом? Почему?
5. Метеорит сгорает в атмосфере, не достигая поверхности Земли. Что происходит при этом с его импульсом?
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1.Приведите примеры реактивного движения в природе.
2.Два тела одинакового объёма – стальное и свинцовое - движутся с одинаковыми скоростями. Сравнить импульсы этих тел.
3.Почему человек, надевший на спину тяжёлый рюкзак, наклоняется немного вперёд?
4.Смерч - атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке, и распространяющийся вниз, часто до поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. Обычно поперечный диаметр воронки смерча в нижнем сечении составляет 300-400 метров, хотя, если смерч касается поверхности воды, эта величина может составлять всего 20-30 метров, а при прохождении воронки над сушей достигает 1,5 – 3 километра. Внутри воронки воздух поднимается, быстро вращаясь, создаётся область сильно разряжённого воздуха. Разряжение настолько значительное, что замкнутые, наполненные газом предметы, в том числе здания, взрываются изнутри из-за сильной разности давлений. Это явление усиливает разрушения смерча, затрудняет определения параметров в нём. Сам смерч перемещается вместе с порождающим его облаком. Это движение может создавать скорости в десятки км, обычно 20-60 км/час. Смерч обладает огромной энергией. В одной американской газете летом 1996 года сообщается, что смерч в штате Флорида поднял на высоту 300метров самолёт массой около 10 тонн и отбросил далеко в сторону. Всё произошло за 6 секунд.
Вопросы к данной задаче:
- на какое расстояние может переместиться смерч за сутки?
- силу тяжести самолёта; - среднюю скорость поднятия самолета смерчем;
- работу, совершённую смерчем при подъёме самолёта; - оцените среднюю мощность смерча, считая длину самолёта равной 20м, а диаметр колонны смерча 200м.
Пример оформления решения задачи: вагон массой 20т, движущийся со скоростью 0,3м/с, нагоняет вагон массой 30т, движущийся со скоростью 0,2м/с. Какова скорость вагонов после того, как срабатывает автосцепка?

Дано:
СИ
Формула
Решение
Ответ

m1 =20т
m2 = 30т

·1 = 0,3 м/с
·2 = 0,2 м/с

· - ?
20000кг
30000кг
Р1 + Р2 = Р, m1*
·1+ m2 *
·2 = (m1+ m2)*
·

· = m1*
·1+ m2 *
·2 / (m1+ m2)

· = 20*103*0,3 + 30*103*0,2 / 50*103 = 12*103 / 50*103 = 12/50=0,24(м/с)
0,24м/с

Тема 1.5 Механические колебания

Решение задач по теме «Характеристики механических колебаний: частота, амплитуда, период».
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические явления - передача колебаний почвы на расстояния при землетрясениях, поведение ветвей деревьев в ветреную погоду, превращение энергии при движении физического и математического маятников;
знать: смысл физических величин - период, частота, циклическая частота, фаза, герц, радиан.
Примерные варианты заданий:
1. Скорость распространения волны в струне 600м/с, длина струны 60см. Найдите собственную частоту основного тона.
2. Колебания имеют частоту 500Гц. Найти период колебаний.
3. Период колебаний равен 5мс. Определить частоту колебаний.
4. Имеются математические маятники длиной 1м и 4м. Найдите и сравните период и частоту колебаний этих маятников.
5. Как изменится период колебаний математического маятника при увеличении его длины?
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
Если нести груз на верёвочной петле, то при определённом темпе ходьбы груз начинает сильно раскачиваться. Почему?
Груз, подвешенный на нити (маятник), совершает колебания. Какие превращения энергии происходит при этом?
Как изменится период колебаний математического маятника, если длину маятника увеличить в 4 раза?
Груз висит на пружине и колеблется с периодом 0,6 с. Насколько укоротится пружина, если снять с неё груз?
Каково растяжение пружины, жёсткость которой равна 200Н/м, под действием подвешенного груза массой 2кг?
Скорость распространения волны в струне 600м/с, длина струны 60см. Найдите собственную частоту основного тона.
Найдите период колебаний, если частота колебаний равна 450Гц.
Можно, ещё не видя поезда, узнать о его приближении, приложив ухо к рельсу. На чём основан этот способ?
В какой машине меньше трясёт - в пустой или нагруженной? Почему?
Пример оформления решения задачи: определить частоту маятника за время колебания в 20 мс.

Дано:
СИ
Формула
Решение
Ответ

t = 20мс

· - ?
20*10-3с

· = 1/t

· = 1/ 20*10-3с = 1000/20 = 50 (Гц)
50Гц


Тема 2.1 Основы молекулярно - кинетической теории

Решение качественных задач по теме «Основы МКТ».
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические явления - диффузия жидкостей, диффузия газов, диффузия твёрдых тел;
знать: смысл физических величин - газ, жидкость, твёрдые тела, молекула.
Примерные варианты заданий:
1. Что является наиболее наглядным опытным подтверждением существования молекул?
2. О веществе известно, что оно не сохраняет свой объём. В каком состоянии оно находится?
3. На чём основан процесс растворения сахара в воде?
4. Является ли беспорядочное движение пылинок в воздухе броуновским движением?
5. Опишите особенности движения, расположения и взаимодействия частиц в различных агрегатных состояниях вещества.
6. Роль Людвига Больцмана в молекулярно-кинетической теории.
7. Создать кластер по теме «Положения МКТ и их опытное подтверждение».
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
Почему газы легче сжимаются, чем твёрдые тела и жидкости?
Чем объясняется увеличение длины проволоки при её нагревании?
Открытый сосуд с эфиром уравновесили на весах. Через некоторое время равновесие весов нарушилось. Почему?
Почему дым от костра, поднимаясь вверх, быстро перестаёт быть видимым даже в безветренную погоду?
Почему не рекомендуется стирать окрашенные в тёмные цвета ткани вместе с белыми?
Почему из кусков разбитой чашки невозможно без применения клея изготовить новую чашку, хотя известно, что между молекулами стекла действуют силы притяжения?
Молекулы твёрдых тел движутся непрерывно и хаотично? Почему же твёрдые тела не распадаются?
Воздушный шарик, наполненный гелием, поднялся к потолку комнаты. Через некоторое время он опустился на пол. Почему?
Пример оформления кластера:








Тема 2.2 Температура. Энергия теплового движения молекул

Решение качественных задач по теме «Температура. Тепловое равновесие».
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические явления – тепловое равновесие, внутренняя энергия;
знать: смысл физических величин - температура, температурная шкала, идеальный газ, макроскопическая система, изотермический процесс.
Примерные варианты заданий:
1. Что значит выражение «тепловое равновесие»?
2. Почему на ощупь при тепловом равновесии некоторые предметы отличаются?
3. Что характеризует температура?
4. Какие температурные шкалы вам известны? Назовите связь между ними.
5. Какие одинаковые параметры имеют два газа, находящиеся в тепловом равновесии?
6. В атмосфере на высоте в несколько сот километров температура воздуха порядка тысячи градусов. Почему там не сгорают спутники и ракеты?
7. В воздухе при температуре 270С взвешены пылинки сферической формы. Радиус пылинок равен 10-6м. Плотность вещества пылинок равна 1,3*103кг/м3. Определите средний квадрат скорости пылинок.
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1. От чего зависит внутренняя энергия идеального газа?
2. От чего не зависит внутренняя энергия идеального газа?
3. Изменится ли внутренняя энергия идеального газа при его изотермическом сжатия?
4. В чем состоит роль Уильяма Кельвина в молекулярной физике?
5. Можно ли утверждать, что самопроизвольный переход в состояние теплового равновесия не зависит от внешних условий?
6. Что значит тепловое равновесие макроскопической системы?
Пример оформления решения задачи № 7:

Дано:
СИ
Формула
Решение
Ответ

t = 270C
r = 10-6м

· = 1,3*103 кг/м3 k = 1,38*10-23 Дж / К

· - ?
3000К

· =
·3kT / m0
m0=
·V=
·*4/3
·R3,
m0 = 1,3*103*4/3 *3,14*10-18 = 16,328*1021/3= 5,4*1021(кг)

· =
·3*1,38*10-23 *300 / 5,4*1021 =
·230*10-24= 15*10-12 (м/с)
15*10-12 (м/с)


Тема 2.3 Уравнение состояния идеального газа

Решение качественных задач на состояния идеального газа его характеристики.
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – идеальный газ, температура, Кельвин, молярная масса, моль;
знать: смысл физических величин – температура, Кельвин.
Примерные варианты заданий:
1. В каких слоях атмосферы воздух ближе к идеальному газу: у поверхности Земли или на больших высотах?
2. Определите массу водорода, находящегося в баллоне вместимостью 20л под давлением 830кПа при температуре 170С.
3. Определите температуру азота, имеющего массу 2г, занимающего объём 830 см3 при давлении 0,2 МПа.
4. Газ массой 16г при давлении 1Мпа и температуре 1120С занимает объём 1,6л. Определите, какой это газ.
5. Определить плотность азота при температуре 270С и давлении 100кПа.
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1. При какой температуре по шкале Кельвина кипит вода?
2. В сосуде вместимостью 500см2 содержится 0,89г водорода при температуре 170С. Найти давление газа.
3. Температура воды 3000К. Какая это вода: холодная или горячая?
4. Вычислите молярную массу бензола, 0,2
·10-3м3 которого при температуре 870С и давлении 0,82
·105 Па имеет массу 2,6
·10-3кг.
5. Выразите в градусах Цельсия значения температуры: 40К, 500К, 6730К.
6. В баллоне находится 5кг кислорода при температуре 3000К. Определить объём баллона, если давление кислорода 2
·104Па.
7. Выразите в градусах Кельвина значения температуры: 370С, - 430С, 1700С.
8. Чем отличаются уравнение состояния газа от уравнения Менделеева - Клапейрона? Какое из них полнее и почему?
9. Газ при давлении 9720 кПа и температуре 420С занимает объём 800л. Каким станет давление, если при той же массе и температуре 2850К газ займёт объём 855л?
10. Из уравнения Менделеева - Клапейрона выведите формулу для вычисления плотности газа и выясните, от чего она зависит.
Пример решения и оформления задачи: Газ массой 16г при давлении 1Мпа и температуре 1120С занимает объём 1,6л. Определите, какой это газ.

Дано:
СИ
Формула
Решение
Ответ

m = 16г
Р = 1МПа t = 1120C V = 1.6 л R = 8.31 Дж /моль

µ - ?
16*10-3 кг
1*106Па 3850 K
1,6*10-3 м3
P*V = m / µ R*T;
µ = mRT/ PV
µ = 16*10-3 *385* 8,31/1*106* 1,6*10-3
µ = 385*8,31*10-5 = 3199,35*10-5 = 0,032 г/моль,
газ - кислород.


Тема 2.4 Взаимное превращение жидкостей и газов

Решение качественных задач на взаимное превращение жидкостей и газов.
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – испарение, влажность, конденсация, кипение, температура;
знать: смысл физических величин – температура, влажность.
Примерные варианты заданий:
1. Во время ледохода вблизи реки холоднее, чем вдали от неё. Почему?
2. Почему жидкость при испарении охлаждается?
3. Как вызвать кипение воды, не нагревая её?
4. Что общего между процессами испарения и кипения? В чём различие между ними?
5. В термос с водой, температура которой ноль градусов, опустили кусок льда с такой же температурой. Будет ли лёд таять?
6. В чём сходство и в чём различие в свойствах тела в жидком и газообразном состоянии?
7. Может ли быть: поваренная соль - жидкой, а углекислый газ – твёрдым?
8. Какая разница в строении крупинки сахарного песка и куска сахара-рафинада?
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1. Почему овощи нужно варить в закрытой кастрюле?
2. Почему река замерзает сначала у берегов?
3. Почему при добавлении в воду соли температура воды понижается?
4. Объясните поговорку: “Куй железо, пока горячо”, “Шубу носят не для красы, а для теплоты”
5. Найди ошибку: “Она жила и по стеклу текла, но вдруг её морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла”.
6. Люди научились обрабатывать бронзу раньше, чем железо. Чем это объяснить?
7. Почему чернилами нельзя писать на жирной бумаге?
8. Почему ручки у самовара деревянные (пластмассовые)?

Тема 2.4 Взаимное превращение жидкостей и газов

Практическое применение жидких кристаллов.
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – жидкие кристаллы, изотропия, анизотропия, аморфные тела;
знать: смысл физических величин – кристалл, анизотропия.
Примерные варианты заданий:
1. История открытия жидких кристаллов.
2. Виды жидких кристаллов.
3. Какими свойствами обладают молекулы веществ, способных существовать в жидкокристаллическом состоянии?
4. Какие свойства жидких кристаллов находят практическое применение? Приведите примеры.
5. Экология устройств на жидких кристаллах.
6. Создать кластер «Области практического применения жидких кристаллов».
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1. Что такое «перстень настроения»?
2. Зачем нужны жидкие кристаллы?
3. Что такое нематики?
4. Жидкие кристаллы сегодня и завтра (применение).
5. Как сделать стереотелевизор?
6. Что такое смекатический кристалл и для чего его можно использовать?
Пример кластера:








Тема 2.5 Основы термодинамики

История тепловых двигателей. Экология и тепловые двигатели.
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – двигатель, температура, теплота, цикл Карно;
знать: смысл физических величин – коэффициент полезного действия, «перпетум мобиле» второго рода.
Примерные варианты заданий:
1. Почему паровые машины вытеснены двигателями внутреннего сгорания?
2. В чём преимущества дизельного двигателя по сравнению с карбюраторным двигателем?
3. Где применяют газовые турбины?
4. Как устроен ракетный двигатель?
5. К каким отрицательным последствиям для окружающей среды приводит широкое применение тепловых машин в энергетике и на транспорте? Пути уменьшения загрязнения окружающей среды.
6. Создать кластер «Виды тепловых машин».
7. Создать кластер «Экология тепловых двигателей»
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1.Что является нагревателем и холодильником в двигателе внутреннего сгорания?
2. Газ, занимавший объём 6,6л, расширился до объёма 33л при постоянном давлении 515 кПа. Какая работа совершается газом?
3. В каком процессе всё полученное газом количество теплоты идёт на увеличение его внутренней энергии?
4. Работа внешних тел над газом составила 500Дж, кроме того, газ получил от них 150 Дж количества теплоты. Каково изменение внутренней энергии газа?
5. Зависит ли КПД автомобильного двигателя от температуры наружного воздуха?
6. Каков КПД идеальной тепловой машины, если температура нагревателя 3870С, температура холодильника 270С?
7. К какому типу двигателей можно отнести огнестрельное оружие?
8. При сгорании топлива в тепловом двигателе выделилось количество теплоты 300 кДж, а холодильнику передано количество теплоты 210 кДж. Каков КПД теплового двигателя?
9. Газ в круговом процессе отдал холодильнику 2/3 количества теплоты, полученного от нагревателя. Каков КПД цикла?
10. Холодную ложку опустили в стакан с горячим чаем. Через некоторое время ложка стала теплой, а чай в стакане немного остыл. Возможен ли обратный процесс?
Пример оформления задачи: газ в круговом процессе отдал холодильнику 2/3 количества теплоты, полученного от нагревателя. Каков КПД цикла?

Дано:
СИ
Формула
Решение
Ответ

Q2 = 2/3Q1

· -?|


· = (1-2/3)*100%

· = (Q1 – Q2)*100% | Q1

· = (1 – 0,7)*100%

· = 0,3*100% = 30%
30%


Тема 3.1 Электростатика

Изучение жизни и деятельности Кулона (хронология).
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия - заряд, отталкивание, притяжение, электризация, поле, Кулон;
знать: смысл физических величин - поле.
Примерные варианты заданий:
1. Расписать жизнь и деятельность Кулона в хронологическом порядке (таблица) или кластер.
Пример таблицы:
Основные годы жизни
Содержание жизни
Основные годы деятельности
Содержание деятельности







Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1. Имеются четыре заряженные частицы. Частицы 1и 2 обладают положительными электрическими зарядами, частицы 3 и 4 отрицательными зарядами. Какие из этих частиц взаимно притягиваются? Ответ сопроводить рисунками.
2. Имеются четыре заряженные частицы. Частицы 1и 2 обладают положительными электрическими зарядами, частицы 3 и 4 отрицательными зарядами. Какие из этих частиц взаимно отталкиваются? Ответ сопроводить рисунками.
3. Одним из способов получения заряда является трение. Можно ли утверждать, что при электризации заряд образуется только на одном из тел? Как проверить опытным путём?

Тема 3.1 Электростатика
Решение качественных задач по теме «Электростатика».
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – положительный заряд, отрицательный заряд, электризация, поле, Кулон;
знать: смысл физических величин – поле, силовые линии.
Примерные варианты заданий:
1. Возможно ли существование частицы без электрического заряда, а электрического заряда без частицы?
2. Частица, обладающая наименьшим положительным зарядом.
3. Взаимодействие одноимённых и разноимённых зарядов.
4. Частица, обладающая наименьшим отрицательным зарядом.
5. Единица измерения электрического заряда.
6. В некоторой точке поля на заряд 3нКл действует сила 0,6мкН. Найти напряжённость поля в этой точке.
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1.Почему мельчайшие капельки одеколона, разбрызгиваемого пульверизатором, оказываются наэлектризованными?
2.Два одинаковых точечных заряда взаимодействуют в вакууме с силой 0,1Н. Расстояние между зарядами равно 6м. Найти величину этих зарядов.
3. Для чего к корпусу автоцистерны, предназначенной для перевозки бензина, прикреплена массивная цепь, несколько звеньев которой волочатся по земле?
4. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.
5. Потенциальная энергия заряда 2нКл в электрическом поле равна 6мкДж. Чему равен потенциал поля в этой точке?
6. Почему разряжается электроскоп, если коснуться его шарика пальцами?
7. Если проводнику сообщить заряд 10-8 Кл, то его электрический потенциал увеличивается на 100В. Определить электроёмкость проводника.
8. Почему расходятся листочки электроскопа, если его головки коснуться заряженным телом?
9. Как доказать опытным путём, что заряды возникают парами и имеют противоположные значения по знаку?

Тема 3.2 Законы постоянного тока

Изучение роли Ампера, Вольта и Ома в электричестве.
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – сила тока, электрический ток, напряжение, сопротивление.
знать: смысл физических величин – Ом, Ампер, Вольт.
Примерные варианты заданий:
1. Какие открытия Ампера легли в основу теории об электричестве?
2. Вольт и его практическое открытие в электричестве.
3. Роль Ома в теории постоянного тока.
4. Закон Ома и его практическое значение.
5. Значение открытий Ампера, Вольта и Ома для человека.
6. Создать кластер «Вклад Ампера, Вольта и Ома в теорию электричества»
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1. Каким прибором измеряют напряжение? Как его включают в цепь?
2. По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 мин. Чему равна сила тока в лампе?
3. Каким прибором измеряют силу тока? Как его включают в цепь?
4. Электрический утюг включён в сеть с напряжением 220В. Какова сила тока в нагревательном элементе утюга, если сопротивление его 48,4 Ом?
5. Почему высокое напряжение опасно для жизни?
6. Аккумулятор мотоцикла имеет ЭДС 6В и внутреннее сопротивление 0,5Ом. К нему подключён реостат сопротивлением 5,5 Ом. Найдите силу тока в реостате (нарисовать электрическую цепь).
7. Сравните законы Ома: их сходства и различия.
8. Какую работу совершит ток силой 3А за 10 мин при напряжении в цепи 15В?
9. Зарисуйте параллельное и последовательное соединения двух резисторов. Запишите формулы для расчётов общих сопротивлений для обоих случаев.
10. Мощность, потребляемая на сети электрокамином, равна 0,98 кВт, а сила тока в его цепи 7,7А. Определите величину напряжения на зажимах электрокамина.
Пример кластера:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Тема 3.3 Магнитное поле

История развития электрических двигателей.
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – магнитное поле, полюс, отталкивание, притяжение, намагниченность;
знать: смысл физических величин – Тесла, Вебер, Генри.
Примерные варианты заданий:
1. Двигатель Якоби.
2. Двигатель Уитстона.
3. Асинхронный двигатель Бейли.
4. Изобретение Теслы.
5. Роль открытия Доливо – Добровольского
6. На основе изученного материала создать кластер «История развития электрических двигателей»
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1. Как изменится сила Ампера, действующая на прямолинейный проводник с током в однородном магнитном поле, при увеличении магнитной индукции в 3 раза и увеличении силы тока в 3 раза? Проводник расположен перпендикулярно вектору индукции.
2. По какому правилу определяется сила, действующая в магнитном поле на движущийся заряд?
3. Как изменится сила, действующая на электрический заряд со стороны магнитного поля при увеличении скорости заряда в 2 раза и увеличении индукции магнитного поля в 2 раза? Вектор скорости заряда перпендикулярен вектору индукции магнитного поля.
4. Что происходит с трансформатором, когда в нём замыкается накоротко один виток?
5. В чём преимущества электрической энергии по сравнению с другими видами энергии?
6. Начертите схему передачи электрической энергии от генератора к потребителю.
Пример кластера:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Тема 3.4 Электромагнитная индукция

Энергосбережение в вашей квартире: плюсы и минусы
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – индуктивность, индуктивный ток, самоиндукция;
знать: смысл физических величин – электромагнитная индукция.
Примерные варианты заданий:
1. Сущность явления электромагнитной индукции;
2. Явление индукционного тока в сплошных проводниках.
3. Применение и учёт явления индукционного тока в сплошных проводниках в технике.
4. Какой величины ЭДС индукции возбуждается в контуре, если в нём за 0,1секунды магнитный поток изменяется на 0,05Вб?
5. Сущность самоиндукции.
6. Условия для проявления самоиндукции. Примеры.
7. Индуктивность. Назовите факторы, влияющие на индуктивность.
Практическое задание:
1. Какие лампочки вы применяете в светильниках дома?
2. Найдите о них информацию.
3. Проанализируйте информацию.
4. Сформулируйте плюсы и минусы данных источников света.
5. Попытайтесь подсчитать финансовую сторону энергосбережения в вашей квартире.
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
О чём свидетельствует появление электрического тока в замкнутом проводнике, не подключённом к источнику тока?
Вихревое и потенциальное электрические поля: их сходства и различия.
С какой скоростью надо перемещать проводник длиной 50см в однородном магнитном поле с индукцией 0,4Тл под углом 600 к силовым линиям, чтобы в проводнике возникла ЭДС, равная 1В?
Рамка, содержащая 20 витков провода, находится в магнитном поле. Определить ЭДС индукции, возникающую в рамке при изменении магнитного потока в ней от 0,1 до 0,26 Вб за 0,16с.

Тема 3.5 Электромагнитные волны

Решение качественных задач по теме «Электромагнитные волны».
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – индуктивность, индуктивный ток, самоиндукция;
знать: смысл физических величин – электромагнитная индукция.
Примерные варианты заданий:
1. Приведите примеры электромагнитных волн.
2. Источники электромагнитных волн.
3. Почему электромагнитные колебания в вибраторе Герца являются затухающими?
4. Радиоприёмник А.С. Попова
5. Создать кластер по теме «Практическое применение электромагнитных волн».
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю.
Волновые свойства света:
Почему тень ног человека на земле от фонаря резко очерчена, а тень головы более расплывчата?
Почему меняется окраска крыльев насекомого (стрекозы), если его рассматривать под разными углами?
Если сквозь ресницы смотреть на свет уличного фонаря, вокруг него появляется радужный свет. Чем это объяснить?
Какие из перечисленных ниже явлений объясняются интерференцией света:
А. Радужная окраска тонких масляных плёнок. Б. Кольца Ньютона.
В. Отклонение световых лучей в область геометрической тени.
5. Какое явление доказывает поперечность световых волн:
А. Дисперсия. Б. Отражение. В. Поляризация.
6. Какое явление связано с различием скорости распространения света в веществе? Укажите все правильные ответы.
А. Дисперсия. Б. Интерференция. В. Дифракция.
7. Свет какого цвета меньше всего отклоняется дифракционной решёткой?
А. Фиолетового. Б. Зелёного. В. Красного.
Пример кластера:







Тема 3.6 Виды излучения

Изучение вреда электромагнитных волн различного диапазона.
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – видимый диапазон, радиоволны, СВЧ- излучение.
знать: смысл физических величин – частота, длина волны.
Примерные варианты заданий:
1. Перечислите виды излучений и их источников.
2. Приведите примеры свойств электромагнитных излучений вредных для организма.
3. Приведите примеры, подтверждающие вред, наносимый излучением на организм.
4. Что значит экология среды, в которой живёт человек?
5. Сформулируйте правила поведения человека в среде, в которой существует большая вероятность получения дозы облучения.
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
Почему изображения неба и берегов в водоёме всегда темнее, чем в действительности?
Почему из скипидара в глицерин свет проходит без преломления?
Почему средняя часть реки с моста видна, а с берега нет?
Почему блестят капельки росы и пузырьки воздуха в воде?
Почему прозрачное стекло становится непрозрачным, если его потереть напильником или наждачной бумагой?
Почему при переправе через реку вброд на автомобиле или тракторе нельзя доверять зрению и необходимо тщательно измерить глубину реки?
Ветровое стекло автомобиля во время дождя покрывается капельками воды. Какова причина плохой видимости через такое стекло?
Почему Солнце и Луна у горизонта кажутся овальными?
Приведите примеры применения свойства отражения на практике и в живой природе.

Тема 4.1 Световые кванты

Плазма на службе человека
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – квант, фотон, излучение, Эйнштейн, Планк;
знать: смысл физических величин – «красная граница», работа выхода.
Примерные варианты заданий:
1. История открытия плазмы (презентация + сообщение)
2. Плазма на производстве (презентация + сообщение)
3. Плазма в космосе (презентация + сообщение)
4. Плазма в природе (презентация + сообщение)
5. Роль плазмы в жизни человека (презентация + сообщение).
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1.Дайте понятие кванта излучения.
2. Какова энергия кванта?
3. Какое явление называется фотоэффектом?
4. Напишите уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
5. Объясните на основе этого уравнения законы Столетова для фотоэффекта.
6. Дайте понятие красной границы фотоэффекта. Как её вычислить?
7. Напишите уравнение выражение для расчёта кинетической энергии электрона через задерживающее напряжение (разность потенциалов).
8. Напишите выражение для расчёта массы фотона и его импульса.
9. Раскройте сущность корпускулярно – волнового дуализма света.

Тема 4.2 Атом и атомное ядро

История открытия радиоактивности
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – радиоактивность, Беккерель, период полураспада;
знать: смысл физических величин – альфа, бета- распады.
Примерные варианты заданий:
1. Дайте определение радиоактивности.
2. Этапы истории открытия радиоактивности.
3.Виды излучения при радиоактивности: определения и свойства.
4. Применение видов излучения при радиоактивности.
5. Составьте хронологическую таблицу «История открытия радиоактивности».
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1.Какие ядра не способны к самопроизвольному радиоактивному распаду?
2. Альфа – распад: влияние распада на заряд и массу ядра.
3. Бета – распад: превращения в атомном ядре.
4.Что такое искусственная радиоактивность?
5. Использование радиоактивных изотопов.
6. Определить изотопы химических элементов первой группы при 2 альфа и 6 бета распадах.
Пример таблицы:

Радиоактивность (этапы)
Виды излучения
Свойства излучений
Применение








Тема 4.2 Атом и атомное ядро

История создания лазера
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – лазер, возбужденное состояние атомов, когерентное излучение;
знать: смысл физических величин – квантование.
Примерные варианты заданий:
1.Роль открытия квантового генератора (лазера).
2. Этапы создания лазера.
3.Свойства лазера.
4. Применение лазера и его перспективы.
5. Составить таблицу по истории создания лазера.
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1.Что такое спонтанное излучение?
2.Какое излучение называется вынужденным?
3.Как устроен оптический квантовый генератор?
4. Как работает лазер на кристалле рубина?
Пример таблицы:

Лазер (определение)
Этапы создания
Свойства лазера
Применение







Тема 4.2 Атом и атомное ядро

Радиационный фон Земли
Результаты обучения:
уметь: описывать и объяснять физические понятия – Грей, радиационный пояс Земли, источники радиации;
знать: смысл физических величин – радиация.
Примерные варианты заданий:
1.Роль радиационных поясов Земли.
2.Дать понятие радиационного фона Земли, из чего он складывается?
3.Источники поступления радиации на Землю.
4.Влияние радиации на человека.
5.Влияние радиации на Природу.
Ответьте на контрольные вопросы, это вам поможет подготовиться к контролю:
1.Что такое Грей?
2.Дать понятие дозы облучения.
3.Какую дозу облучения получает человек в течение года?
4.Назовите прибор, с помощью которого производят измерение полученной дозы облучения.
5. Какой радиационный фон в городе Барнауле?
6. Действие радиоактивности на человека.
7. Защита человека и окружающей среды от радиоактивного заражения.
Пример таблицы:

Радиационные пояса Земли
Радиационный фон Земли
Радиация и человек
Радиация и природа







Критерии оценки результатов самостоятельной работы обучающегося

- уровень освоения студентом учебного материала,
- уровень сформированности образовательных компетенций,
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических работ,
- cформированность общеучебных умений,
- обоснованность, логичность и четкость изложения ответа,
- умение аргументировать ответ,
- оформление материала в соответствии с требованиями.

Таблица учёта результатов по критериям оценки самостоятельной работы обучающегося по каждой работе.

(заполняется на каждую группу обучающихся)

№ п/п

ФИО
Уровень освоения
Использов.
знаний
Сформированность
умений
Изложение
ответа
Аргументированность
ответа
Оформление
материала





















Приложение А
Глоссарий по курсу «Естествознание» (физика)


Амплитуда колебаний – максимальное отклонение тела от положения равновесия.
Вес – сила, с которой тело давит на опору или подвес.
Вибрации – вид механических колебаний.
Волна – распространение в пространстве колебаний с течением времени.
Движение – изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.
Деформация – это способность тела изменять форму и размер под действием внешних сил.
Диффузия – процесс проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества.
Диэлектрик – вещество, не проводящее электрический ток, так как заряды связаны.
Жёсткость - это способность конструкции (или отдельного элемента) сопротивляться упругим деформациям.
Законы Ньютона:
Существуют такие системы отсчёта, относительно которых тело движется равномерно и прямолинейно или находится в покое, если на него не действуют силы или действие всех сил компенсировано.
Если на тело действует сила, то тело движется с ускорением прямо пропорциональным силе и обратно пропорциональным массе тела.
Два тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению.
Законы сохранения:
Алгебраическая сумма электрических зарядов остаётся величиной постоянной в замкнутой системе;
Сумма импульсов до взаимодействия равна сумме импульсов после взаимодействия в замкнутой системе;
Полная энергия системы является величиной постоянной, если она замкнута.
Масса не изменяется в системе, если система замкнута.
Звук – вибрации, распространяющиеся в окружающей среде.
Идеальный газ – модель газа, в котором молекулы – упругие шарики; взаимодействие между молекулами при столкновении; удар - абсолютно упругий.
Импульс – векторная величина, равная произведению массы тела на его скорость.
Инертность – свойство тел сохранять свою скорость (покой).
Квант – частица света.
Колебания – движение или процессы, которые точно или приблизительно повторяются через определённые промежутки времени.
Магнитное поле – особый вид материи, осуществляющий магнитные взаимодействия. Создаётся электрическим током и магнитами.
Масса – мера инертности тела. Есть тело – есть масса, нет тела – нет массы.
Масса – скалярная физическая величина, характеризующая гравитационные свойства тела. Чем больше масса тела, тем сильнее гравитационное притяжение к нему.
Материальная точка – физическое тело, размерами которого можно пренебречь, когда расстояние до него во много раз больше его размеров.
Маятники – системы, демонстрирующие механические колебания. Различают два вида маятников: математический, физический.
Мощность – скалярная физическая величина, характеризующая работу, совершённую за единицу времени.
Невесомость – состояние тела, при котором вес тела равен нулю.
Перемещение – вектор, соединяющий начало и конец движения тела.
Период – время полного колебания.
Проводник – вещество, хорошо проводящее электрический ток, так как имеет свободные заряды.
Протон – наименьший отрицательный заряд.
Путь - это расстояние, которое проходит точка при движении (путь всегда положителен).
Расстояние - это положение точки на траектории от начала координат (может быть положительным или отрицательным).
Сила - это мера механического действия одного материального тела на другое.
Сила тяжести – сила, с которой тела притягиваются к Земле.
Сила упругости – сила, возникающая при деформациях тела.
Сила трения – сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Различают три вида трения: покоя, качения, кручения.
Скорость - это векторная величина, характеризующая в каждый данный момент времени направление и быстроту движения точки.
Температура – мера нагретости тела. Измеряют с помощью термометра. Различают несколько температурных шкал: Цельсия, Кельвина, Реомюра, Фаренгейта.
Тепловое равновесие – такое состояние системы, в которой у всех тел системы температура одинаковая.
Тепловой двигатель – устройство, превращающее внутреннюю энергию топлива в механическую работу.
Траектория – линия, вдоль которой движется тело.

Трение - это сила, препятствующая движению одного тела по поверхности другого.

Ускорение – скорость изменения скорости в единицу времени;
Ускорение - это векторная величина, характеризующая быстроту изменения направления и числового значения скорости.
Фотон – частица света.
Частота – число колебаний в единицу времени.
Электризация – процесс получения электрического заряда с помощью трения, касания, влияния.
Электрическое поле – особый вид материи, осуществляющий электрические взаимодействия. Создаётся любым зарядом.
Электрический заряд – скалярная физическая величина, определяющая интенсивность электромагнитных взаимодействий.
Электрический ток – направленное движение зарядов одного знака.
Электромагнитная волна (свет) – процесс распространения переменного электромагнитного поля в пространстве.
Электрон – наименьший отрицательный заряд.
Энергия – скалярная физическая величина, характеризующая способность тела совершать работу. Различают потенциальную и кинетическую энергии.
Эхо – звук, отражённый от препятствия.




Приложение Б
Справочник формул для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Естествознание» (физика)

№п/п
Наименование
Обозначение
Единица измерения
Формула

Кинематика

1
Время
t
c
t = 13 QUOTE 1415

2
Скорость

·
м/с

· = 13 QUOTE 1415

3
Ускорение
а
м/с2
а = 13 QUOTE 1415

4
Путь
S
м
S =
·*t

Динамика

5
Сила
F
H
F = m*a

6
Вес
P
H
P = m*g

7
Сила тяжести
Fтяж
Н
Fтяж = m*g

8
Сила трения
Fтр
Н
Fтр =
·*m*g

9
Импульс
Р
кг*м/с
Р = m*
·

10
Кинетическая энергия
К, Ек
Дж
Ек = 13 QUOTE 1415

11
Потенциальная энергия
П, Еп
Дж
Еп = m*g*Н

12
Работа
А
Дж
А = F* S

13
Мощность
N
Вт
N = 13 QUOTE 1415

14
Период
Т
с
Т = 13 QUOTE 1415

15
Частота

·
Гц

· = 13 QUOTE 1415

16
Циклическая частота

·
рад

· = 2
·
·

17
Длина волны

·
м

· = 13 QUOTE 1415

Законы

18
Первый закон Ньютона

· F = 0 =>
· = const

19
Второй закон Ньютона
F = m*a

20
Третий закон Ньютона
| F1| = - | F2|

21
Закон всемирного тяготения
F = G13 QUOTE 1415

22
Закон сохранения импульса
P1 + P2 = 13 QUOTE 1415

23
Закон сохранения энергии
Ек + Еп = const

Молекулярная физика

24
Давление
Р
Па
Р = 13 QUOTE 1415

25
Объём
V
м3
V =13 QUOTE 1415

26
Температура
T

T = t0C + 273

27
Количество вещества

моль

· = 13 QUOTE 1415

28
Молярная масса

·
кг/моль

· = 13 QUOTE 1415

29
Коэффициент полезного действия

·
%

· =1 - 13 QUOTE 1415

Законы, уравнения

30
Уравнение Клапейрона – Менделеева
P*V = 13 QUOTE 1415

31
Закон Бойля – Мариотта (изотермический)
P1*V1 = P2*V2

32
Закон Гей – Люссака (изобарический)


33
Закон Шарля (изохорный)


34
Первый закон термодинамики

·Q =
·U +
·A

Электродинамика

35
Сила тока
I
A
I = 13 QUOTE 1415

36
Сопротивление
R, r
Ом
R =
·13 QUOTE 1415

37
Электроёмкость
С
Ф
С = 13 QUOTE 1415

38
Cила Ампера
FA
H
FA = I*B**sin
·

39
Сила Лоренца

Н
FЛ = q*B*
· *sin
·

40
ЭДС самоиндукции
Еs
B
Es = -L13 QUOTE 1415

41
Напряжение
U
B
U = I*R

42
Магнитный поток
Ф
Вб
Ф = B*S*cos
·

Законы

43
Закон Ома для участка цепи
I = 13 QUOTE 1415

44
Закон Ома для полной цепи
I = 13 QUOTE 1415

45
Закон Джоуля - Ленца
Q = I2 Rt

46
Закон электромагнитной индукции
Ei =- 13 QUOTE 1415

47
Закон Кулона
Fэ = k*13 QUOTE 1415



Приложение В
Список рекомендуемых источников литературы
для выполнения самостоятельной работы обучающимися


Большой справочник школьников 5-11 классов. – 5-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2002. – 1104с.
Дмитриева, В.Ф. Физика: учебник СПО / В. Ф. Дмитриева. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 448с.
Енохович, А. С. Хрестоматия по физике: пособие / А. С. Енохович. – М.: Просвещение, 1988. – 224с.
Курчатов, И. В. / сост. И. Н. Головин. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Атомиздат, 1978. – 256с.
Кюри, Е. Мария Кюри / Е. Кюри. – 4-е изд. – М.: Атомиздат, 1976. – 512 с.
Мякишев, Г. Я. Физика 10кл.: Молекулярная физика. Термодинамика: учебник / Г. Я. Мякишев, А. З. Синяков. – 3-е изд. – М. : Дрофа, 1998. – 384 с.
Мякишев, Г. Я. Физика 10 кл.: учебник / Г.Я Мякишев. – М.: Просвещение, 2011. – 366с.
Мякишев, Г. Я. Физика 11 кл.: учебник / Г. Я Мякишев. – М.: Просвещение, 2011. – 406с.
Сто великих имён в математике, физике и географии. – М.: Слово, 1998. – 498с.
Физика 10 класс профильный уровень: учебник / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э. Е. Эвенчик [и др.]; под ред. А. А. Пинского, О.Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 2007. – 431с., ил.
Энциклопедия. – М.: Росмэн, 1996. – 128с. (Наука).
Список использованных источников


1 Касьянов, В.А. Физика – 10,11: учебник – М.: Просвещение, 2014. – 420с.
2 Касьянов, В.А. Физика – 10,11: учебник – М.: Просвещение, 2014. – 428с.
3 Мякишев, Г.Я. Физика – 10: учебник / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Дрофа, 2010. – 258с.
4 Мякишев, Г.Я. Физика – 11: учебник / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Дрофа, 2010. – 258с.
5 Мякишев, Г.Я. Физика: молекулярная физика, термодинамика 10 кл / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. – М.: Дрофа, 1998. – 352с.
6 Рымкевич, А.П. Сборник задач по физике 8-10. – М.: Просвещение, 1990. – 228с.
7 Сауров, Ю.А. Квантовая физика: модели уроков - /Ю.А. Сауров, В.В. Мултановский. – М.: Просвещение, 2000. – 272с.
8 Степанова, Г.Н. Сборник задач по физике 9-11. – М.: Просвещение, 2010. – 328с.
9 Тульчинский, М. Е. Качественные задачи по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1990. – 206с.









13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 144215



Виды движения

По траектории точек тела:

По скорости:

По траектории:

3 положение:

2 положение:

1 положение:

Положения МКТ и их опытное подтверждение

подтверждение подтверждение


В космонавтике:


Жидкие кристаллы


В быту:



В медицине:

Вклад Ампера

Вклад Вольта

Вклад Ома

Вклад Ампера, Вольта, Ома в теорию электричества


Двигатель Уитстона

История развития электрических двигателей


Двигатель Якоби


Изобретение Теслы

Медицина



Производство


Практическое применение электромагнитных волн


Быт человека





Заголовок 1 Заголовок 415